КТО ОНИ - ИНЫЕ УЧАСТНИКИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА?




 

В.С.КАМЕНКОВ,

Председатель Высшего Хозяйственного Суда

Республики Беларусь,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Республики Беларусь,

председатель Белорусского республиканского

союза юристов

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 30 августа 2008 г.

 

Помимо лиц, имеющих непосредственный (стороны, третьи лица, заявители и иные заинтересованные лица) или иной (государственный, общественный - прокурор, государственные и иные органы) интерес в исходе дела, в хозяйственном процессе участвуют также лица, не имеющие интереса в исходе дела. Однако они способствуют установлению истины судом и, таким образом, способствуют реализации права граждан и юридических лиц на судебную защиту. В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее - ХПК) такие лица называются иные участники процесса, содействующие осуществлению правосудия: эксперты, специалисты, свидетели, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, переводчики, понятые (ст. 68).

В одном из комментариев Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) несколько иначе рассматривается функциональное назначение указанных участников процесса: одна их подгруппа содействует осуществлению правосудия, а другая - помогает суду в осуществлении последним своих полномочий <1>. Авторы данного комментария усмотрели для лиц, содействующих правосудию, следующие характерные черты:

- они не имеют материально-правовой или процессуально-правовой заинтересованности в исходе дела, поэтому не выступают лицами, участвующими в деле;

- выполняют в арбитражном процессе определенные функции, для чего наделяются соответствующими правами и обязанностями;

- законодательством предусматривается их ответственность при ненадлежащем выполнении обязанностей в процессе. Так, в силу уголовного законодательства свидетель, эксперт, переводчик несут уголовную ответственность соответственно при заведомо ложных показаниях или отказе от дачи показаний, при даче заведомо ложного заключения или перевода.

--------------------------------

<1> Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. П.В.Крашенинникова. - М.: Статут, 2007.

 

Вполне обоснованно АПК относит к данной группе участников процесса помощников судей и секретарей судебного заседания. Они в соответствии с действующим законодательством выполняют определенные действия, взаимосвязанные с осуществлением правосудия (не участвуют в отправлении правосудия), и являются федеральными государственными гражданскими служащими.

К сожалению, ХПК в числе иных участников процесса не упоминает секретарей судебного заседания - помощников судей и судебных исполнителей хозяйственных судов. И абсолютно не обоснованно. Причем судебные исполнители являются иными участниками процесса по белорусскому законодательству, а секретари судебных заседаний - помощники судей - нет. Полагаем, последнее также необоснованно, поскольку функции (права и обязанности), которые выполняют эти лица в судебном процессе и при его подготовке, относятся к функциям государственных служащих. Чтобы понять значение секретаря судебного заседания - помощника судьи в хозяйственном процессе, нужно обратиться к соответствующим нормам того же ХПК. Судья хозяйственного суда не может участвовать в рассмотрении дела и обязан заявить самоотвод, если при предыдущем рассмотрении этого дела он участвовал в нем в качестве секретаря судебного заседания - помощника судьи (ст. 34 ХПК). А основания для отвода секретаря судебного заседания - помощника судьи такие же, как и для отвода самого судьи (ст. 35 ХПК). То есть по важности, по степени возможного влияния на процесс, на решение суда судья и секретарь судебного заседания - помощник судьи законом приравниваются. И в том, что судья - это государственный служащий, ни у кого сомнения нет, а вот второе лицо в процессе, только потому что его назвали секретарем, государственным служащим быть не может. Надеемся, что все-таки скоро этот вопрос решится.

Тем более, что в хозяйственных судах они имеют, как правило, высшее образование и, как известно, это реальный резерв кадров на должности судей и в общих, и в хозяйственных судах.

В отношении иных участников процесса, их прав и обязанностей ХПК имеет соответствующие правовые нормы: эксперта (ст. 69, 70), специалиста (ст. 69, 71), свидетеля (ст. 69, 72), государственных органов, органов местного управления и самоуправления (ст. 73), переводчика (ст. 74), понятого (ст. 75).

Так, экспертом в хозяйственном суде может выступать лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, необходимыми для дачи заключения, наделенное в порядке, установленном законодательством, полномочиями на проведение экспертизы и назначенное хозяйственным судом в порядке, установленном ХПК. Эксперт обязан явиться по вызову хозяйственного суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам.

Эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или он не обладает знаниями, необходимыми для исполнения возложенных на него обязанностей.

Эксперт, если это необходимо для дачи заключения, имеет право:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов для дачи заключения;

участвовать в судебных заседаниях хозяйственного суда, задавать вопросы, относящиеся к предмету проводимой им экспертизы.

Эксперт может при необходимости участвовать даже при разбирательстве дела в закрытом судебном заседании (ст. 21 ХПК). Ему может быть заявлен отвод (ст. 34 ХПК). В случае необходимости эксперт может быть привлечен к участию в осмотре и исследовании доказательств в их месте нахождения (ст. 102 ХПК).

За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее - УК). Кроме того, статья 404 УК предусматривает уголовную ответственность и за принуждение эксперта к отказу от дачи заключения либо к даче ложного заключения.

Помимо ХПК (ст. 21, 34, 35, 37, 68 - 70, 83, 92 - 96, 102, 126, 131, 140, 146, 170 и др.) вопросы о назначении экспертизы в процессе регулируются:

Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2003 N 407 "О некоторых мерах по совершенствованию судебно-экспертной деятельности" <2> (далее - Указ N 407);

Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.12.2007 N 11 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства об экспертизе" (далее - постановление).

Необходимо обратить внимание, что Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в пункте 8 постановления специально оговорил: "При определении вопросов, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, следует иметь в виду, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к компетенции хозяйственного суда" <3>. Это разъяснение адресовано не только хозяйственным судам, и многим практикам правоохранительных и контролирующих органов, а также ученым, которые пытались с целью отмены законных судебных решений проводить так называемую "судебно-правовую" экспертизу;

Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 N 1775 "Об утверждении Положения о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым" <4>;

Инструкцией о порядке производства судебных экспертиз и специальных исследований в научно-исследовательском учреждении "Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь", утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 31.07.2003 N 20 "Об утверждении Инструкции о порядке производства судебных экспертиз и специальных исследований в научно-исследовательском учреждении "Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь" <5>;

Инструкцией об организации проведения комплексных и комиссионных экспертиз, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13.08.2007 N 52/31/196/69/22/806/89 "Об утверждении Инструкции об организации проведения комплексных и комиссионных экспертиз" <6>;

Инструкцией о порядке производства судебных экспертиз лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги - судебно-экспертная деятельность, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 06.08.2007 N 50 "Об утверждении Инструкции о порядке производства судебных экспертиз лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги - судебно-экспертная деятельность" <7>.

--------------------------------

<2> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 105, 1/4928.

<3> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.01.2008, N 4, 6/695.

<4> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 6, 5/24478.

<5> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 91, 8/9858.

<6> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 209, 8/16970.

<7> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., N 213, 8/17021.

 

В Указе N 407 дан примерный перечень государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений (научно-исследовательское учреждение "Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Беларусь", Государственная служба медицинских судебных экспертиз, Государственный экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Республики Беларусь, экспертно-криминалистические подразделения главного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов, управления внутренних дел на транспорте, управлений, отделов, отделений внутренних дел в городах, районах, районах в городах, на транспорте, таможенные лаборатории Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, экспертно-криминалистическая лаборатория Министерства обороны Республики Беларусь и другие государственные судебно-экспертные учреждения и подразделения, созданные в установленном законодательством порядке, а также установлено, что они осуществляют свою деятельность без получения соответствующих специальных разрешений (лицензий).

Организациям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями, а также индивидуальным предпринимателям специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием услуги, составляющей лицензируемый вид деятельности, а именно судебно-экспертной деятельности, выдаются Министерством юстиции Республики Беларусь в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 N 1363 "О лицензировании видов деятельности, выдачу специальных разрешений (лицензий) на которые осуществляет Министерство юстиции". Такая лицензия выдается сроком на 5 лет и действует на всей территории Республики Беларусь. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет.

Судебная практика подтверждает, что "... наиболее часто в хозяйственных судах применяются бухгалтерская, строительная, экономическая, финансовая, товароведческая, техническая, технологическая экспертизы" <8>. Используются и иные экспертизы (почерковедческая, судебно-техническая, строительно-техническая, землеустроительная, финансово-экономическая, дорожно-транспортная, трасологическая, фототехническая, пожарно-техническая, электротехническая, компьютерно-техническая, инженерно-технологическая, почвоведческая, судебная экспертиза оценки стоимости имущества, лингвистическая экспертиза, судебно-экологическая экспертиза и другие). Например, с помощью судебно-технической экспертизы можно проводить идентификацию печатей и штампов по оттискам, идентификацию пишущей машины по текстам, идентификацию принтера по текстам, идентификацию средств репрографии по текстам, идентификацию пишущего прибора по штрихам, идентификацию бумагорезательных машин, установление способа выполнения реквизитов документов, установление давности выполнения документа.

--------------------------------

<8> Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: научно-практический комментарий / А.Д.Авдеев и др.; под общ. ред. В.С.Каменкова, И.Н.Колядко. - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. - С. 129.

 

Назначаются хозяйственными судами также дополнительная и повторная экспертизы (ст. 95 ХПК), комплексная и комиссионная экспертизы (ст. 96 ХПК). Заключения экспертов относятся к средствам доказывания по делу.

Об актуальности заключений экспертов в судопроизводстве по экономическим спорам можно судить по большому количеству публикаций на эту тему за последние два года <9>.

--------------------------------

<9> Судебная экспертиза в арбитражном процессе / под ред. Д.В.Гончарова, И.В.Решетниковой. - М.: Волтерс Клувер, 2007; Бутырин А.Ю. Теория и практика судебной строительно-технической экспертизы. - ОАО "Издательский Дом "Городец", 2006; Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. - Норма, 2006; Нестерова О.С. Становление пределов специальных знаний при назначении экспертизы арбитражным судом // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / Под ред. Л.Ф.Лесницкой, М.А.Рожковой. - М.: Статут, 2008; Хачатрян Э.Г. К вопросу определения объекта автотехнической экспертизы // Адвокатская практика, 2008, N 1; Бобошко В.И., Мустафин С.К., Потравный И.М. Опыт применения судебно-экологической экспертизы в практике деятельности арбитражного суда // Экологическое право, 2007, N 4; Мохов А.А. Понятие и виды экспертиз в гражданском процессе // Цивилист, 2007, N 2.

 

В качестве специалиста в хозяйственном суде может выступить лицо, обладающее познаниями эксперта, но не наделенное в установленном законодательством порядке полномочиями на проведение экспертизы.

Хозяйственный суд вправе вызвать специалиста, если разъяснение вопросов, связанных с рассмотрением дела, требует специальных познаний, в том числе для дачи заключения (ст. 71 ХПК).

Специалист отличается от эксперта тем, что он не наделен полномочиями на проведение экспертизы, не имеет должных лицензий, не несет административной и уголовной ответственности за недоброкачественное заключение либо уклонение от осуществления функций специалиста.

О значимости специалиста в хозяйственном процессе свидетельствуют следующие обстоятельства: специалисту может быть заявлен отвод (ст. 35 ХПК), он обязан принести присягу (ст. 69 ХПК), его заключение относится к средствам доказывания (ст. 83 ХПК), он также в случае необходимости может быть привлечен к участию в осмотре и исследовании доказательств в их месте нахождения (ст. 102 ХПК). Другими словами, специалист, как и эксперт, может привлекаться для дачи заключения на многих стадиях хозяйственного процесса, вплоть до исполнительного производства.

В качестве понятых по ХПК приглашаются не заинтересованные в исходе дела лица (в количестве не менее двух) для удостоверения хода и результатов процессуальных действий в случаях, предусмотренных ХПК.

Понятой имеет право:

делать по поводу процессуального действия, в котором он участвовал, заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него исправлений и дополнений.

Понятой обязан:

принимать участие в процессуальном действии;

удостоверять своей подписью в протоколе процессуального действия факт совершения этого действия, его ход и результаты, в том числе и в исполнительном производстве (ст. 347, 377, 397 ХПК).

Понятой может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с совершением процессуального действия, участником которого он был.

Понятыми не могут быть:

лица, не достигшие совершеннолетия;

лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факт совершения процессуального действия, его ход и результаты;

работники суда, правоохранительных или контролирующих органов.

Участие понятого в совершении процессуального действия отражается в протоколе совершения отдельного процессуального действия.

Кстати, о привлечении понятых в процесс известно давно. "Институт понятых - один из рано возникших в законодательстве России, существующих в отечественном законодательстве на протяжении четырех веков. Он является по существу наиболее стабильным и консервативным правовым институтом. Впервые в российском законодательстве об участии понятых в судопроизводстве упоминается в Соборном Уложении 1649 года, в котором уголовный процесс еще не отделился от гражданского процесса. Понятые - люди, призванные полицией в качестве свидетелей или на помощь. Привлечением понятых законодатель преследовал двоякую цель: получить от них помощь и иметь в их лице свидетелей действий должностных лиц" <10>.

--------------------------------

<10> А.В.Куракин, Д.В.Астахов, М.Г.Сальников, А.Н.Куракина. Права и обязанности свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, защитника, представителя и понятого как участников производства по делам об административных правонарушениях // Право и политика, 2006, N 3.

 

Заслуживают внимания и другие новеллы в ХПК.

В отношении свидетельских показаний нужно подчеркнуть несколько принципиальных моментов.

Во-первых, свидетелем может быть не любое лицо, а только лицо, которому известны сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела хозяйственным судом.

Во-вторых, ХПК не признает доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если свидетель не может указать источник своей осведомленности.

В-третьих, свидетель обязан давать правдивые показания, отвечать на вопросы хозяйственного суда и лиц, участвующих в процессе. За отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет ответственность, установленную УК.

В-четвертых, приводится перечень лиц, которые не могут быть свидетелями в хозяйственном процессе:

- представители по гражданскому и хозяйственному делу и лица, выполняющие обязанности защитника по уголовному делу, - в отношении фактов, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника;

- священнослужители - о фактах, сведения о которых они получили во время исповеди;

- лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или воспроизводить сведения о фактах;

- иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.

В-пятых, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь никто не должен понуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ст. 72 ХПК).

Указанный перечень не является исчерпывающим. Представляется, что свидетелями также не могут быть лица, участвующие в деле. В противном случае возможны неустранимые противоречия. В качестве свидетеля не может быть допрошен также судья, переводчик и эксперт, поскольку у них иное правовое положение в данном процессе.

Порядок допроса лица в качестве свидетеля установлен ст. 97, 98 ХПК.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в хозяйственный суд в назначенное время и сообщить известные ему сведения об обстоятельствах дела. И это не простая формальность, а требование закона. Как справедливо отмечает Александров Д.П., "... свидетельские показания становятся судебным доказательством только в том случае, когда оно выявляется в специальной процессуальной форме, свидетель вызывается в суд и допрашивается в особом порядке, отвечает за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний" <11>.

--------------------------------

<11> Александров Д.П. Доказывание в хозяйственном процессе // КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства / ООО "ЮрСпектр". - Минск

 

В случае неявки свидетеля, если суд признает ее причины неуважительными, он может наложить на свидетеля штраф в порядке и размере, которые установлены Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 24.1) <12>.

--------------------------------

<12> Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, N 63, 2/946.

 

Не административная, а уголовная ответственность установлена за дачу заведомо ложных показаний (ст. 401 УК), за отказ либо уклонение от дачи показаний (ст. 402 УК), а также за принуждение свидетеля к отказу от дачи показаний или заключения либо к даче ложных показаний или заключения (ст. 404 УК) <13>.

--------------------------------

<13> Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.10.1999, N 76, 2/50.

 

Лица, участвующие в деле и имеющие основания опасаться, что представление необходимых доказательств станет невозможным или затруднительным, могут подать в хозяйственный суд, который принял к своему производству дело, заявление об обеспечении этих доказательств (ст. 109 ХПК). Это правило касается и свидетельских показаний.

В отношении свидетелей, находящихся за границей, такую возможность предоставляют следующие международные договоры:

Конвенция о международном доступе к правосудию (заключена в г. Гааге 25.10.1980) <14>;

Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (заключена в г. Найроби 09.06.1977) <15>. Данная Конвенция распространяется и на судебное разбирательство;

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (заключена в г. Орхусе 25.06.1998, Дания) <16>. В соответствии с пунктом 9 приложения 2 к названной межгосударственной Конвенции "стороны спора оказывают содействие работе арбитражного суда и, в частности, используя все имеющиеся в их распоряжении средства:

a) предоставляют ему все соответствующие документы, условия и информацию;

b) при необходимости предоставляют ему возможность вызывать свидетелей или экспертов и заслушивать их показания".

Конвенция Организации Объединенных Наций "О биологическом разнообразии" (заключена в г. Рио-де-Жанейро, Бразилия 05.06.1992) <17>;

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (заключена в г. Хельсинки, Финляндия 17.03.1992) <18> и другие.

--------------------------------

<14> Республика Беларусь присоединилась к Конвенции (Указ Президента Республики Беларусь от 29.10.1997 N 553 "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о международном доступе к правосудию"). Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997, N 31, ст. 987.

<15> Республика Беларусь присоединилась к Конвенции и приняла приложение X к данной Конвенции (Указ Президента Республики Беларусь от 19.06.2000 N 350 "О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений"). Республикой Беларусь приняты также обязательства по приложениям I, V, VI, VII, IX к Конвенции (Указ Президента Республики Беларусь от 14.09.2004 N 445 "О принятии Республикой Беларусь обязательств по приложениям I, V - VII и IX к Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений") и по приложениям II, III, XI к Конвенции (Закон Республики Беларусь от 15.11.2004 N 333-З "О принятии Республикой Беларусь обязательств по Приложениям II, III и XI к Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений"). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 28.06.2000, N 59, 1/1377.

<16> Вступила в силу для Республики Беларусь 30 октября 2001 г. Конвенция утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 14.12.1999 N 726 "Об утверждении Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 27.08.2003, N 95, 3/866).

<17> Конвенция ратифицирована постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 N 2358-XII "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии" "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии" // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993, N 29).

<18> Республика Беларусь присоединилась к Конвенции (Закон Республики Беларусь от 30.04.2003 N 192-З "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий"). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.05.2003, N 53, 2/941.

 

В отношении дипломатов и работников консульских учреждений вопросы возможности допроса их в качестве свидетелей регулируются Венскими конвенциями <19>.

--------------------------------

<19> Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18.04.1961). Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 06.04.1964 "О ратификации Венской конвенции о дипломатических сношениях" с оговоркой и заявлением по ряду положений. Собрание законов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР, 1964, N 15, ст. 151; Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963). Республика Беларусь присоединилась к Конвенции (Указ Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 27.02.1989 N 2621-XI "О присоединении Республики Беларусь к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года"). Собрание законов Белорусской ССР, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановлений Совета Министров Белорусской ССР, 1989, N 7, ст. 67.

 

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ст. 20 ХПК судопроизводство в хозяйственном суде ведется на одном из государственных языков: русском либо белорусском. Лицам, участвующим в деле, не владеющим государственными языками, обеспечивается право знакомиться с материалами дела, участвовать в процессуальных действиях через переводчика и выступать в хозяйственном суде на родном языке.

Переводчиком в соответствии с ХПК (ст. 74) является лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для письменного или устного перевода, и привлеченное судом в случаях и порядке, предусмотренных ХПК. Задачей переводчика является "обеспечение равных условий доступа к правосудию и фактически оценки представляемых сторонами истца и ответчика доказательств" или "реализация посредством его профессиональной деятельности в судебном заседании положений одного из принципов отраслевого законодательства - принципа языка... судопроизводства" <20>.

--------------------------------

<20> Кузнецов О.Ю. Правосубъектность переводчика в гражданском судопроизводстве и порядке ее приобретения // Современное право, 2007, N 10.

 

О значении переводчика в хозяйственном процессе можно судить по тому, что ХПК (ст. 179) называет неявку в судебное заседание переводчика самостоятельным и обязательным основанием для отложения рассмотрения дела.

Участники хозяйственного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, даже если они и владеют необходимыми для перевода языками. Но они вправе предложить хозяйственному суду кандидатуру переводчика.

Переводчик обязан явиться по вызову хозяйственного суда, точно и полно выполнить порученный перевод, подтвердить достоверность перевода своей подписью в протоколе судебного заседания или на переведенном документе, отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода.

Переводчик вправе задавать вопросы присутствующим при переводе участникам хозяйственного процесса в целях уточнения смысла переводимых слов и выражений, знакомиться с протоколом судебного заседания, в котором он участвовал, и делать замечания, подлежащие занесению в протокол.

За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за сделанный заведомо неправильный перевод в суде переводчик несет ответственность, установленную УК.

Правовое регулирование деятельности переводчика в хозяйственном процессе не ограничивается только ХПК. Имеются по этому поводу и международные договоры. В частности, Конвенция о получении доказательств за границей по гражданским и торговым делам (заключена в г. Гааге 18.03.1970) <21> устанавливает, что правильность перевода, сопровождающего судебное поручение, заверяется агентами дипломатических представительств или консульских учреждений либо присяжным переводчиком или иным компетентным лицом, которому предоставлены соответствующие полномочия в любом из Договаривающихся государств (ст. 4). Похожие нормы содержатся также в Конвенции ООН "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" (заключена в г. Нью-Йорке 10.06.1958) <22> и в Конвенции по вопросам гражданского процесса (заключена в г. Гааге 01.03.1954) <23>.

--------------------------------

<21> Республика Беларусь присоединилась к Конвенции с оговоркой и заявлениями по ряду положений (Закон Республики Беларусь от 14.05.2001 N 17-З "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о получении доказательств за границей по гражданским или торговым делам"). Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 24.05.2001, N 48, 2/760.

<22> Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13.09.1960 "О ратификации Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" со следующим заявлением: "Белорусская Советская Социалистическая Республика будет применять положения настоящей Конвенции в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся участниками Конвенции, лишь на условиях взаимности". Бюллетень нормативно-правовой информации, N 5, 1996.

<23> Республика Беларусь признала правопреемство в отношении Конвенции (постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 17.05.1993 N 2306-XII "О правопреемственности Республики Беларусь в отношении Конвенции по вопросам гражданского процесса"). Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, N 5, 1997.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: