Бесчестье. Человек, предавший честь, превращается в безнравственное животное, стремящееся лишь к выживанию. Так, автор описал деградацию Швабрина. Из гордого и достойного офицера Алексей превратился в холопа, который валялся в ногах у беглого казака, вымаливая прощение. В финале главный герой видит поседевшего и осунувшегося Швабрина (а ведь ему не было и 30 лет!), который уже ни ни что не годен.
Совесть. Тот, кто действует в согласии со своей совестью, всегда поступает правильно. Но голос совести не всегда легко разобрать. Так, Гринев оскорбляет верного слугу, чтобы выплатить «долг чести», но позже осознает, что поступил не по совести и мучается угрызениями.
Милосердие. Несмотря на жестокость нашего мира, по-настоящему благородный человек всегда готов проявить милосердие, какое Пугачёв проявил у Гринёву и его невесте. Кем бы мы ни были, кем бы нас не считали, никогда не поздно научиться сочувствию и гуманности.
Воспитание и становление личности. Именно благодаря воспитанию своего консервативного отца Гринёв стал образцом офицера. Местами читателю могло показаться, что старик Гринев перегибает палку и зря гробит будущее сына, отказываясь от места в Семеновском полку. Однако его решение обеспечило то, чего не может дать столичная военная выправка, — нравственное созревание личности.
Нравственный выбор. Перед лицом смерти каждый человек обнажает своё истинное нутро и поступает сообразно своей нравственности. Так, комендант Миронов между бесчестьем и смертью выбрал смерть, а Швабрин — бесчестье.
Война. Пушкин демонстрирует всю бессмысленную жестокость, на которую способны люди во время войны, причем, с обеих сторон. Так, перед бунтом Миронов пробует допросить пленного башкирца, но обнаруживает следы от тяжких увечий, которые он получил от властей в наказание за прошлый бунт: у него не было ушей, носа и языка.
Власть. Обладая огромной властью, прежде всего, необходимо сохранить в себе человечность, что и показывает Пушкин на примере Пугачёва и Екатерины II.Однако в то же время писатель не оправдывает этих исторических фигур, подробно описывая их жестокость и равнодушие к судьбе людей. Так, Пугачев хладнокровно приказывает убить Василису Егоровну за ее крики, хотя и так сделал ее вдовой. Екатерина Вторая не отдает таких приказов в тексте книги, но зверская казнь Пугачева, ее нежелание вникать в дело Петра, пытки и жестокое подавление восстания — все это никак нельзя объяснить ее неведением.
Дворянство. Писатель показывает дворянство неоднородным, наряду с отважным и честным Гринёвым оно породило предателя Швабрина. Пушкин считает, что дворянство Российской империи должно непрерывно самосовершенствоваться, чтобы в будущем не познать ужасов Пугачёвщины.
Справедливость. Народ, уставший от бедности и притеснений, видит свою правду в бунте, и его сложно за это винить. В то же время справедливы и действия правительства, ведь они направлены на защиту других людей от гибели и грабежа мятежников. В данном случае виноватых нет, как и невиновных.
Главная мысль
Осуждая явление Пугачёвщины и ту жестокость, которую она породила, Пушкин старается объективно воспринимать те события. Он демонстрирует нам несовершенство государственного строя Российской империи, но в то же время показывает идеал в лице Гринёва, к которому необходимо стремиться всему дворянству, если оно не хочет снова познать ужасов крестьянской войны. Основная идея в романе «Капитанская дочка» заключается в том, что бессмысленный и кровавый бунт является не решением социальных проблем, а главным последствием нежелания правящей элиты решать их.
Также автор считает, что даже в самый тёмный час истории высокие моральные качества способны переломить ненависть и победить ложь. Смысл романа — показать тот идеал поведения, который послужит профилактикой социальных конфликтов. Но на первое место Пушкин ставит даже не смелость и честь Петра, а именно милосердие, кротость и силу духа капитанской дочки. Почему? Да потому, что Марья произошла из среды мелкого, бедного, но заслуженного дворянства: Миронов вышел в офицеры из простых солдат. Он получил титул не по наследству и связям, как Гринев, а в результате упорного и честного труда. Именно такие люди восхищали Пушкина, поэтому роман называется не «Петр Гринев», а «Капитанская дочка». Это указание на будущее, на верный путь российского дворянства, которое должно трудиться наравне со всем остальным народом и подавать ему хороший пример.
Анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина: анализ героев и сюжета
В «Капитанской дочке» необходимо различать два наслоения, два плана: один... план военных действий, картина Пугачевщины, и другой, возникший на этом фоне... хроника семейства простых людей Гриневых и Мироновых. Достоинства этих двух планов далеко не одинаковы: в том время, как мы не можем сделать ни единого упрека семейной хронике, фон этой семейной хроники страдает крупными недостатками....в повести совершенно не затронута социальная сторона движения, все ограничивается бродягой Емелькой, господами "енаралами" и башкирцами, весь бунт стянут к очень маловажному и начальному пункту: от... такого художника, каким был Пушкин, мы в праве требовать стихии бунта, картины того движения, которое захватило чуть ли не всю Россию, а эта-то стихия бунта как раз и отсутствует в повести Пушкина. Но геройская смерть простого русского человека, героизм смерти никогда не изображался до Пушкина так правдиво и такими простыми и величавыми словами. Соединены оба плана в повести анекдотической благодарностью и великодушием Пугачева к автору записок - Петру Андреевичу Гриневу: завязкой служит заячий тулуп, подаренный Гриневым бродяге Емельке на постоялом дворе - и это соединение нельзя не признать мелодраматичным. Слишком неестественно и вредит правдивости образа Пугачева многократное спасение Гринева милостями Емельки. Но как прекрасно семейное предание Гриневых, по которому благодарный Пугачев и перед казнью кивнул головою Гриневу, как трогательна эта легендарность предания. <...> П. А. Гринев - полная противоположность Швабрину. Если Швабрина мы можем назвать человеком по преимуществу головным, рационалистом - аналитиком, то Гринева - человеком душевным, сердечным: центр жизни Гринева находится в сердце, сердце - его единственное и драгоценное сокровище. Подобно Марье Ивановне, он всегда руководится побуждениями сердца и даже в решительные, критические минуты - ум его "безмолвствует"... В нем сильно чувство долга и сознание своих обязанностей - чувства эти он унаследовал от своего отца, в котором, однако, сердце никогда не господствует. Гринев - настоящий сын несколько крутого, но доброго Андрея Петровича и мягкой доброй "матушки" Авдотьи Васильевны, и в обрисовке этого семейства... Пушкин оказался великим психологом....семейство Гриневых иным мы не можем себе и представить. <...> Швабрин только набросан, но набросан яркими, резкими чертами; Гринев нарисован гораздо тщательнее и тоньше. Тонкий рисунок Гринева и давал повод видеть в нем нашей критике совершенно бесцветное лицо, его незначительность. Между тем Гринев, автор записок, вырисовывается перед нами совершенно явственно; правда мы не знаем его внешнего облика... но внутренний мир его души, все его помысли и чувства - его чистое и своей простотой, целомудрием и свежей силой сердце мы знаем вполне. Гринев в высшей степени прост и в этом значение его образа. Нельзя не видеть, однако, некоторых недочетов в повествовании Пушкина о Гриневе. Так, нам остается совершенно непонятным его слишком скорый физический и духовный рост.... <...>...мы совершенно не можем уяснить себе, как этот 16-летний деревенский недоросль, который только то и делал, что гонял голубей, играл в чехарду... рассуждает о литературе с образованным и умным Швабриным. Трудно также понять, как умный и образованный Швабрин мог снизойти до нашего Петрушки, как мог серьезно драться, видя в 16-летнем мальчике опасного противника... <...> С... чувством любви, с... нежным отношением, Пушкин создавал и образ Марьи Ивановны в "Капитанской дочке". Не потому ли и мы очаровываемся Марьей Ивановной, что Пушкин какою-то магической силой передал нам свое отношение, свою любовь к этой совсем простой и совсем не замечательной девушке и заставил нас проникнуть в это чудное простое сердце - в святое святых красоты. <...> В самом деле, что, казалось бы, замечательного в девушке "лет осьмнадцати, круглолицей, румяной, с светло-русыми волосами...". Такой представляется Марья Ивановна на первый, беглый взгляд. Швабрин описал ее Гриневу совершенной дурочкой, и вряд ли описание его далеко от истины. По крайней мере, немногое можно сказать об уме Марьи Ивановны по ее разговору с Гриневым. <...> Пушкин сознательно лишает всякого ореола эту "благоразумную и чувствительную девушку"...: она не красива, не образована, не умна - и тем не менее всякий, прочитавший "Капитанскую дочку", никогда не забудет эту неумную, необразованную и некрасивую девушку....русская природа создала и воспитала... Марью Ивановну: Марья Ивановна вышла из сердца русской природы и из сердца простого русского народа, которых не поймет и не оценить гордый взор. Марья Ивановна от дедов и прадедов усвоила свою красоту души, свой героизм и свою мудрость. Марья Ивановна не умна, но она мудра мудростью русской сказки и многовекового прадедовского опыта. Она только унаследовала от своих отцов-созидателей лучшие черты: "добродетели" Марьи Ивановны, если можно выразиться, не личные, не индивидуальные, а семейные, принадлежащие всему роду... Отсюда и проистекает та бессознательность, которая так характерна для героизма Марьи Ивановны; отсюда же проистекают и другие характерные ее черты: необычайная чуткость (при небольшом уме) и нежная, глубокая красота души. Марья Ивановна, конечно, героиня, но как странно звучит это имя, прилагаемое к ней, и как удивилась бы она сама, если бы узнала, что ее называют этим громким именем. Героизм Марьи Ивановны совершенно не имеет личной инициативы... Героизм Марьи Ивановны, истинный, подлинный, но скромный, бессознательный героизм сказался не только в ее путешествии в Петербург к императрице Екатерине с просьбой о помиловании ее жениха Гринева, но и в том особенном героизме любви, на который была способна природа Пушкина и которым он оделил Капитанскую дочку. <...> Необычайная чуткость и мудрость сказывается в каждом поступке, в каждом слове капитанской дочки. Не умом своим, а мудростью и чуткостью она сразу угадала и оценила Гринева и Швабрина, и мы не удивляемся тому, что она отдала предпочтение бесхитростному, правдивому Гриневу пред блестящим, образованным, едким Швабриным. <...> Швабрин... имеет много нравственно-чудесного. Швабрин чудесен, и не только нравственно-непонятно, чудесно появление этого мелодраматического злодея. Откуда Пушкин его взял, что хотел рассказать Пушкин, набрасывая, а не рисуя "чудесный" образ Швабрина? <...>...надо признать, что этот образ не принадлежит к числу лучших, художественно-выдержанных созданий Пушкина. Одно можно сказать с полною достоверностью... это то, что Пушкин хотел представить им чужое, чуждое, вторгающееся в мирную обстановку Белогорской крепости. Пушкин вводит Швабрина в мир Гриневых и Мироновых, чтобы оттенить им этот нравственно-здоровый мир. Швабрин - это чуждая стихия... та чуждая стихия, которая производит всюду, где ни коснется, бурю и опустошение, стихия, разрушающая диссонансом первобытную гармонию....он необходим для романа... без него мы не узнали бы так и не полюбили бы Гриневых и Мироновых... без него пропали бы лучшие страницы повести. Швабрин оттеняет Марью Ивановну, как Онегин оттеняет Татьяну... Швабрин не имеет никакого очарования, его не окружает никакой романтический ореол... Швабрин не только не производит никакой бури и опустошения, он не может смутить ничей покой. Почему? Потому что Швабрин набросан, а не нарисован... <...> Швабрин непонятен... <...> Спесивый дворянин-циник мог изменить долгу, но не мог вступить в союз со "смердами". Непонятна и история отношений Швабрина к Марье Ивановне... <...> Швабрин не живое лицо в портретной галерее Пушкина. <...>...Емелька Пугачев нарисован... такими же правдивыми огромными чертами, какими рисует своих богатырей русская народная песня и сказка. Пугачев Пушкина не соответствует Пугачеву истории, но вполне соответствует тому богатырю, каким его создал народ. <...> Пушкинский Пугачев - этот тот народный богатырь, у которого силы рвутся из груди от избытка, от переполнения и которому некуда деть их, некуда приложить свои силы, которые тяжело носить в груди. <...> Пушкин не сделал Пугачева мелодраматическим злодеем, но он впал в другую крайность, в другую ошибку и сделал Пугачева мелодраматическим великодушцем. <...> Как не подходит к этому "страшному мужику" женская чувствительность и сентиментальность... <...> Совершенно непонятно, почему Пугачев мог так растрогаться от подаренного ему заячьего тулупа, который ему стол нескольких рюмок водки и который ему не был вовсе необходим... <...>...с точки зрения художественного творчества создание образа Пугачева является одним из значительных у Пушкина, хотя и обладает указанным нами существенным недостатком.
ЗАДАНИЯ
1. Назовите художественный метод, принципы которого формировались в позднем творчестве А. С. Пушкина и нашли своё отражение в «Капитанской дочке»
Ответ: реализм
2. Укажите одно из принятых жанровых определений данного произведения А. С. Пушкина.
Ответ: повесть/роман
3. В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чем эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина?
Ответ: Тема государственной службы нашла отражение в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохова. В монологах героев Грибоедова: Чацкого и Фамусова - раскрывается их отношение к службе. Жизненным принципом Чацкого стали слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», герой хочет приносить пользу Отечеству, служить с честью. Такую же позицию по отношению к службе высказывает и отец Петруши Гринёва. Ему не нужно тёпленькое местечко для сына, он хочет, чтобы Пётр стал достойным человеком и поэтому отправляет его на службу в Оренбург. В романе-эпопее «Тихий Дон» главного героя Григория Мелехова можно сопоставить с Петром Гриневым. Григорий, как и Петр, старался служить по чести, совести и справедливости, именно этой справедливости искал Мелехов, переходя от белых к красным. Ему не раз приходилось смотреть смерти в глаза, он готов рисковать ради службы. Пётр Гринёв также не изменяет присяге, с честью исполняет свой долг, несмотря на то, что за это он мог поплатиться жизнью.
4. Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи?
Ответ: В произведении присутствуют как исторические персонажи (Пугачёв, Екатерина II, бездарные оренбургские генералы, соратники Пугачёва), так и вымышленные герои (семья Гринёвых, Швабрин, семья Мироновых). Для Пушкина интересно было изобразить критический момент в истории России, в котором наиболее полно проявились характеры русских людей. Показать Пугачёва как историческую личность — вот одна из важных задач автора в романе. Создавая образ народного вождя, Пушкин использует разные способы изображения: портрет, речь, поступки героя, сравнение с императрицей Екатериной, сложное восприятие другим персонажем — Петром Гринёвым. Исторические персоны (вождь крестьянской войны Пугачёв, императрица Екатерина) включаются в исторический фон — события, в которых главные герои проявляют свои характеры. Изображение исторических событий в романе даёт возможность Пушкину выразить своё понимание ключевых проблем философии истории: роли личности в историческом событии, целесообразности насильственных (революционных) действий в историческом процессе, справедливого устройства государства и т.д.
5. Каково значение образа Савельича в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?
Ответ: Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени.
В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «Савельич — чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,— сказал один из писателей — современников Пушкина.
6. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
Ответ: Тема чести и бесчестия — одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это — «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды ни дворянину Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни капитану Миронову. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Как человек чести ведет себя и Пугачев. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость (освобождение Маши Мироновой). Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.
7. В чём поступок императрицы по отношению к капитанской дочке и её жениху схож с аналогичным поступком Пугачёва и чем эти поступки различаются?
Ответ: Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.
Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце её сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых, великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил её одну.
Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.
Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру».
Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла её и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
Обласкав бедную сироту, государыня её отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая её возвращения, осыпала её вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна её беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно.
В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...
8. В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения простых людей с власть имущими и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Капитанской дочкой»?
Ответ: Проблема взаимоотношений власть имущих с народом нашла отражение в таких произведениях, как «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, романах и сказках Салтыкова-Щедрина.
Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает буквально с первых страниц романа А. Толстого «Петр Первый». На пути к преобразованиям свою опору Петр видит в народе. Во время сражений царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой гуще сражения в схватке с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ, единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества. Основная трагедия в том, что власть после войны снова видит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов. Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, новым ростом противостояния народа царю.
В романе «Капитанская дочка» Екатерина предстает перед нами как мудрая и справедливая правительница. Недовольство ее правлением вызвало народную войну под предводительством Пугачева. Однако, самое главное, что она законная правительница, и потому, какую бы политику она не проводила, это должно восприниматься как должное — таково мнение Пушкина.
9. Какие исторического события можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
Ответ: «Капитанскую дочку» многие литературоведы называют историческим романом прежде всего потому, что в основу её легла история Пугачевского бунта. В произведении есть реальные исторические лица: самозванец Емельян Пугачёв, беглый каторжник, провозгласивший себя царём, и императрица Екатерина II. В романе показаны реальные территории, охваченные бунтом.
У персонажей «Капитанской дочки» можно отыскать прототипов. Через историю, как через сито, просеиваются герои, и тот, кто честен и милосерден, – выживает и награждается счастьем, а того, кто низок душой, настигает кара. По Пушкину, история – некая сила, действующая независимо от людей, неподвластная им и даже иногда враждебная им.
Признаки историзма мы можем найти и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где также среди действующих лиц находим реальные исторические личности: Наполеона, Александра I, Кутузова и других. В течение нескольких исторических эпох развиваются события «Войны и мира»: эпоха русско-австрийской войны, Отечественной войны 1812 года, подготовки восстания декабристов.
Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон» продолжает традиции Пушкина и Толстого в раскрытии человеческих судеб и характеров через исторические события. История – это столкновение, борьба враждующих сторон, без них история не существует.
10. «Капитанскую дочку» часто называют повестью. Укажите другое, не менее распространённое жанровое определение этого произведения.
Ответ: роман
11. Назовите род литературы, к которому относится пушкинская «Капитанская дочка».
Ответ: эпос
12. Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине ХIХ века и принципы которого нашли своё воплощение в «Капитанской дочке».
Ответ: реализм
13. События в «Капитанской дочке» передаются от лица Гринёва. Как называется такой персонаж в художественном произведении?
Ответ: рассказчик
14. Диалог Василисы Егоровны и Ивана Кузмича в начале отрывка передается с легкой насмешкой. Как называется в литературоведении такая насмешка?
Ответ: ирония
15. Укажите фамилию жениха Марьи Ивановны.
Ответ: Гринёв
16. Как называется крепость, в которой происходит действие?
Ответ: Белогорская
17. Укажите, в каком веке происходят события?
Ответ: восемнадцатом
18. Что свидетельствует о зарождающейся симпатии Гринёва к его новому знакомому?
Ответ: Гринев, оказавшись в безопасности на постоялом дворе, тут же интересуется и судьбой своего вожатого:«Где же вожатый?». О симпатии Петра Гринева к своему новому знакомому свидетельствует и обращение к нему не иначе как «брат», и предложение выпить горячего чаю. Автор также подчеркивает, что лицо незнакомца показалось Гриневу «довольно приятным».