Тема 1. Понятие и предмет криминологии, ее взаимосвязь с другими науками. Зарубежные и отечественные криминологические теории и школы.




1. Основные этапы развития криминологии. Зарождение криминологии в ХVIII веке и ее развитие до наших дней.

2. Основные западные криминологические школы.

3. Исследования преступности в дореволюционной России (М.Н. Гернет, С.Ю. Познышев, Н.С. Таганцев и др.).

4. Эволюция советской криминологии.

5. Современное состояние российской криминологии (учреждение и деятельность Российской криминологической ассоциации).

Тема 2. Методы криминологических исследований.

1. Социологические методы, используемые в криминологии (опрос, анкетирование, интервью, тесты-задачи, экспертные оценки, эксперимент и др.).

2. Статистические методы (статистическое наблюдение, статистические группировки и сводки различной криминологической информации). Криминологический анализ статистических данных о преступности. Методика вычисления основных криминологических показателей. Абсолютные и относительные, количественные и качественные показатели преступности. Показатели, характеризующие интенсивность преступности (коэффициенты, индексы).

3. Психологические методы (сбор психологического анамнеза с помощью специальных анкет, психологического тестирования, интервьюирования и др.).

4. Использование в криминологии логико-математических методов (построение логико-математических моделей преступности, личности преступников и т.п.).

5. Правовые методы, используемые в криминологии (системно- и историко-сравнительный анализ нормативно-правовых актов).

Тема 3. Преступность, ее основные качественные и количественные показатели.

1. Состояние преступности.

2. Уровень, коэффициенты преступности.

3. Структура и характер преступности, ее динамика, закономерности.

4. «География» преступности.

5. Социальные последствия (цена) преступности.

6. Система учета преступности в Российской Федерации.

7. Проблемы латентной преступности, ее объективные и субъективные причины, латентность «естественная» и «искусственная».

Тема 4. Общая характеристика преступности в России.

1. Качественно-количественные показатели преступности в современной России.

2. Тенденции преступности качественного характера.

Тема 5. Личность преступника и ее типология.

1. Структура личности преступника.

2. Социально-демографическая, функционально-ролевая и нравственно-психологическая характеристики личности преступника.

3. Классификация и типология преступников:

– по характеру и содержанию мотивации преступного поведения (насильственные, корыстные, корыстно-насильственные преступники и т.д.);

- по глубине криминогенной мотивации (особо злостные, злостные, неустойчивые, ситуативные и случайные преступники).

4. Практическое значение типологии преступников.

Тема 6. Механизм преступного поведения.

1.Понятие причин и условий совершения конкретного преступления, их взаимосвязь с общими причинами преступности.

2. Роль потребностей, мотивов, интересов и целей, антисоциальных взглядов и привычек в генезисе индивидуального преступного поведения.

3. Условия и механизм неблагоприятного нравственного формирования личности.

4. Понятие криминогенной ситуации, ее разновидности и роль в совершении конкретного преступления. Криминогенное значение повода к совершению преступления.

5. Виктимологические аспекты механизма преступного поведения:

- Роль неосмотрительного, провоцирующего, аморального и неправомерного поведения потерпевшего в механизме преступного поведения.

- Понятие и виды виктимного поведения.

Тема 7. Системный подход к исследованию причин и условий преступности. Классификация основных причин современной преступности в России.

1. Основные концепции причин преступности в России.

2. Основные концепции причин преступности в западной криминологии.

3. Классификация причин и условий преступности.

4. Объективные и субъективные факторы преступности.

5. Общесоциальный, социально-психологический и личностный уровни причин преступности.

6. Причины и условия конкретного преступления.

7. Причины различных видов преступности.

Тема 8. Борьба с преступностью и ее основные составляющие. Предупреждение преступности.

1. Теория предупреждения преступности.

2. Система профилактики преступлений и ее функции.

3. Классификация субъектов профилактики преступлений.

4. Социально-экономические, организационные и правовые основы предупреждения преступлений.

5. Предупреждение преступности как вид управления социальными процессами.

Тема 9. Криминологическая характеристика экономической преступности.

1. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности (преступлений в сфере экономической деятельности) и ее основных видов (незаконное предпринимательство, контрабанда, уклонение физических лиц и организаций от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, обман потребителей и др.).

2. Особенности личности преступников.

3. Детерминанты экономической преступности.

4. Основные направления предупреждения экономической преступности.

Тема 10. Насильственная преступность и ее предупреждение.

1. Понятие и общая характеристика насильственной преступности.

2. Криминологическая характеристика основных форм преступного насилия (убийство, причинение вреда здоровью, изнасилование и др.).

3. Состояние, уровень, динамика, географические особенности и социальные последствия насильственной преступности.

4. Личность насильственных преступников, их классификация.

5. Особенности убийц и сексуальных преступников. Серийные насильственные преступники.

6. Детерминанты преступного насилия:

- Роль конфликтов в генезисе преступного насилия.

- Виктимологические факторы насильственной преступности.

7. Основные направления предупреждения насильственной преступности.

Тема 11. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение.

1. Понятие преступности несовершеннолетних, ее основные криминологические особенности, состояние, уровень, структура и динамика.

2. Взаимосвязь преступности несовершеннолетних и преступности взрослых.

3. Криминологическая характеристика личности преступников – несовершеннолетних, их классификация.

4. Детерминанты преступности несовершеннолетних:

- Влияние социальной среды (неблагополучные семьи, криминогенные группы сверстников, воздействие со стороны рецидивистов, профессиональных преступников и организованных преступных групп взрослых и т.д.).

5. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних.

Тема 12. Преступность, связанная с наркоманией.

1. Понятие и криминологическая характеристика преступного оборота наркотиков, его состояние, уровень и динамика, особенности причин и условий, личности преступников.

2. Основные направления предупреждения преступного оборота наркотиков.

Тема 13. Криминологическая характеристика неосторожной преступности.

1. Криминологическая характеристика неосторожной преступности, ее основные особенности, виды (бытовая; профессиональная, в том числе должностная; в сфере взаимодействия человека с источниками повышенной опасности, иными техническими средствами), состояние и уровень.

2. Специфика личности преступника, мотивация неосторожного преступного поведения.

3. Детерминанты неосторожной преступности. Причины и условия преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

4. Предупреждение неосторожной преступности.

Тема 14. Криминологическая характеристика коррупции и ее предупреждение.

1. Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности, ее состояние и тенденции, особенности личности преступника, детерминанты.

2. Криминологическая характеристика взяточничества.

3. Основные направления предупреждения коррупционной преступности.

Тема 15. Криминологическая характеристика организованной преступности и терроризма.

1. Понятие организованной преступности, ее признаки.

2. Организованная преступность в России и на Западе.

3. Детерминация организованной преступности в России, факторы, обусловливавшие рост организованной преступности в 90-е гг. XX в.

4. Иерархия и структура криминальных организаций (организованные группы, преступные сообщества), лидеры и авторитеты криминальной среды.

5. Межрегиональные и транснациональные связи организованных преступных групп.

6. Основные направления предупреждения организованной преступности.

7. Понятие преступности террористической направленности и ее криминологическая характеристика, особенности причин и условий, личности преступников.

8. Основные направления предупреждения преступности террористической направленности.

Тема 16. Основные признаки и тенденции преступности в зарубежных странах.

1. Состояние, уровень, структура и динамика преступности в зарубежных странах.

2. Отличительные особенности преступности в США, Западной Европе и в России.

3. Транснациональные формы преступной деятельности.

4. Современное состояние преступности в бывших республиках СССР, в том числе в странах СНГ.

5. Детерминация преступности в зарубежных странах, формы и методы ее предупреждения.

6. Правовые основы межгосударственного взаимодействия правоохранительных органов в предупреждении преступности.

7. Деятельность международной организации уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ) и ее национальных бюро.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

 

  Темы дисциплины Виды и формы учебной работы, в часах
Л ПЗ СР
Раздел I. Общая часть.
1. Понятие и предмет криминологии, ее взаимосвязь с другими науками. Зарубежные и отечественные криминологические теории и школы.      
2. Методы криминологических исследований.      
3. Преступность, ее основные качественные и количественные показатели.      
4. Общая характеристика преступности в России.      
5. Личность преступника и ее типология.      
6. Механизм преступного поведения.      
7. Системный подход к исследованию причин и условий преступности. Классификация основных причин современной преступности в России.      
8. Борьба с преступностью и ее основные составляющие. Предупреждение преступности.      
Раздел II. Особенная часть.
9. Криминологическая характеристика экономической преступности.      
10. Насильственная преступность и ее предупреждение.      
11. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение.      
12. Преступность, связанная с наркоманией.      
13. Криминологическая характеристика неосторожной преступности.      
  Криминологическая характеристика коррупции и ее предупреждение.      
15. Криминологическая характеристика организованной преступности и терроризма.      
16. Основные признаки и тенденции преступности в зарубежных странах.      
  ИТОГО      

Вопросы для подготовки и дальнейшего обсуждения в рамках практических занятий для студентов заочной формы обучения

Тема 7. Системный подход к исследованию причин и условий преступности. Классификация основных причин современной преступности в России.

8. Основные концепции причин преступности в России.

9. Основные концепции причин преступности в западной криминологии.

10. Классификация причин и условий преступности.

11. Объективные и субъективные факторы преступности.

12. Общесоциальный, социально-психологический и личностный уровни причин преступности.

13. Причины и условия конкретного преступления.

14. Причины различных видов преступности.

Тема 11. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение.

5. Понятие преступности несовершеннолетних, ее основные криминологические особенности, состояние, уровень, структура и динамика.

6. Взаимосвязь преступности несовершеннолетних и преступности взрослых.

7. Криминологическая характеристика личности преступников – несовершеннолетних, их классификация.

8. Детерминанты преступности несовершеннолетних:

- Влияние социальной среды (неблагополучные семьи, криминогенные группы сверстников, воздействие со стороны рецидивистов, профессиональных преступников и организованных преступных групп взрослых и т.д.).

5. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних.

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме демонстрации результатов изучения материала в ходе участия в дискуссии на практических занятиях, выполнения практических заданий и тестов.

Промежуточный контроль осуществляется в форме классического экзамена: по выбранным билетам устный ответ, предполагающий время для подготовки в аудитории, на два вопроса по изученной тематике и выполнение одной практической задачи).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: