Оценка устных ответов обучающихся по биологии
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
- дан полный и правильный ответ на основании полученных знаний, с правильным использованием биологических терминов;
- материал изложен в определенной логической последовательности, научным языком;
- отсутствуют ошибки и неточности;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-дан полный и правильный ответ на основании полученных знаний;
-материал изложен в определенной последовательности;
- допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-дан полный ответ, но при этом допущены существенные ошибки, неточности в использовании научных терминов, или ответ неполный, нарушена логика ответа;
-дан неполный ответ, сопровождающийся наводящими вопросами со стороны учителя.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материала;
-допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя;
-отсутствие ответа
При проведении уроков необходимо использовать технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся, т.е. соответствующие системно-деятельностному методу обучения:
1.Обучение на основе проблемных ситуаций
2.Проектная деятельность
3.Уровневая дифференциация
4.Информационно-коммуникационные.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются
1) реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей
профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:
1) овладение исследовательской и проектной деятельностью, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты базового уровня:
1.В познавательной (интеллектуальной сфере):
• характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере);
• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния никотина, алкоголя, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических фактор на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
• приведения доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описание особей видов по морфологическому критерию;
• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
• сравнение биологических объектов, процессов и формулировка выводов на основе сравнения.
2.В ценностно-ориентационной сфере:
• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации полученной из разных источников;
•оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
3.В сфере трудовой деятельности:
• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
4.В сфере физической деятельности:
• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомании); правил поведения в окружающей среде.
Содержание тем учебного курса
Класс
(по 35 ч, 1ч в неделю)
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные критерии живого. Уровни организации живой природы.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение в составе живой материи. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ), их строение и функции. Биополимеры. Другие органические вещества клетки.
Клетка — структурная и функциональная единица организма. Цитология, методы цитологии. Современная клеточная теория. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом.
Жизнедеятельность клетки. Метаболизм. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Биосинтез белка. Геномика. Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Организм
Организм — единое целое.
Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Самовоспроизведение организмов и клеток. Клеточный цикл: интерфаза;. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и их влияние на организмы. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Роль человека в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Лабораторные и практические работы
10класс
Лабораторная работа №1. Каталитическая активность ферментов
Лабораторная работа №2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука
Лабораторная работа №3. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом
Лабораторная работа №4. Решение генетических задач
Лабораторная работа №5 Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
11класс
Лабораторная работа№1. Морфологические особенности растений разных видов
Лабораторная работа№2. Изменчивость организмов
Лабораторная работа№3. Приспособленность организмов к среде обитания
Лабораторная работа №4. Ароморфозы растений и идиоадаптации насекомых
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками;
- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
- проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
-- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, устанавливать связь строения и функций компонентов клетки;
- устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
- обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
- распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям;
- описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов;
- объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
- объяснять причины наследственных заболеваний;
- выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
- выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
- составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
- приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
- оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;
- представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека;
- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
-давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, закономерностям, используя биологические теории, учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
-характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
-сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
-решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, мРНК по участку ДНК;
-решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза, митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
-решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику.
Календарно – тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема учебного занятия | Тип учебного занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика | Дата | Домашнее задание | Примечание | ||
план | факт | |||||||
Введение (1ч) | ||||||||
Личностные результаты: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; | ||||||||
Метапредметные результаты: приобретение и закрепление навыков эффективного получения и освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на лекциях, семинарских и практических занятиях; | ||||||||
Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Методы изучения живой природы. Значение биологии. | Вводное занятие | Самостоятельно определять цель учебной деятельности. Определять значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества и формировании научного мировоззрения в системе современной естественно-научной картины мира | стр. 4-8, ответить на вопросы 1-6 стр.8 | |||||
РАЗДЕЛ 1. КЛЕТКА - ЕДИНИЦА ЖИВОГО | ||||||||
Глава 1. Химический состав клетки (5 ч) | ||||||||
Личностные результаты: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода. | ||||||||
Метапредметные результаты:формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его. | ||||||||
Неорганические соединения клетки. | Вводный урок | Оценивать роль воды и других неорганических веществ в жизнедея-тельности клетки. | §1, ответить на вопросы 1-5 | |||||
Углеводы и липиды | Комбинированный урок | Устанавливать связь между строением молекул углеводов и липидов и выполняемыми ими функциями | §2 | |||||
Белки. Строение и функции Лабораторная работа №1 «Каталитическая активность ферментов» | Комбинированный урок | Характеризовать строение и функции белков. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических ис- следованиях в процессе выполнения лабораторной работы «Активность ферментов каталазы в животных и растительных тканях». | §3,§4, выполнить упр.1-3 | |||||
Нуклеиновые кислоты. Строение и функции. | Комбинированный урок | Характеризовать строение и функции белков. Знать сходства и различия между белками и нуклеиновыми кислотами. Различать типы нуклеиновых кислот | §5, решить задачу 6 | |||||
АТФ и другие органические соединения клетки. | Комбинированный урок | Уметь объяснить значение аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) в клетке. Объяснить биологическую роль витаминов в организме человека. | §6, выполнить упр.1-4 и тестовые задания | |||||
Глава 2. Структура и функции клетки(4ч) | ||||||||
Личностные результаты:убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к биологии как к элементу общечеловеческой культуры; | ||||||||
Метапредметные результаты: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное аргументированное мнение. | ||||||||
Клетка — элементарная единица живого. Клеточная теория. Плазмалемма. Пиноцитоз. Фагоцитоз. | Вводный урок | Выделять существенные признаки строения клетки. Уметь пользоваться цито-логической терминологией | §7,выполнить задания1-6 | |||||
Цитоплазма. Немембранные органоиды клетки. Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | Комбинированный урок | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Устанавливать связь между строением и функциями немембранных органелл клетки. Овладеть методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях в процессе выполнения лабораторной работы. Наблюдать процессы, происходящие в клетке, и описывать их | §8, выполнить задание 4 | Цифровой микроскоп, набор для препарирования | ||||
Мембранные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосома, вакуоль, митохондрии, пластиды | Комбинированный урок | Устанавливать связь между строением и функциями мембранных органелл. | §9, выполнить задания 4-6 | |||||
Ядро. Прокариоты и эукариоты. Строение и функции хромосом.Лабораторная работа №3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» | Комбинированный урок | Развивать умение анализировать информацию из текста и оформлять её в виде таблицы или схемы. Перечислять основные особенности строения клеток прокариот и эукариот. Овладеть мето-дами научного познания, используемыми при биологических исследо-ваниях в процессе выпол-нения лабораторной работы. Сравнивать строение клеток разных организмов. | §10, повторить §5, выполнить задания 1-6 | Цифровой микроскоп, набор микропрепаратов | ||||
Глава 3. Обеспечение клеток энергией (3 ч) | ||||||||
Личностные результаты: формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения. | ||||||||
Метапредметные результаты: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. | ||||||||
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. | Вводный урок | Называть основные типы обмена веществ. Обосновывать взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменами | §11, выполнить задания 1-4 | |||||
Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов. | §12, ответить на вопросы1- 3, повторить §§7 - 13 | |||||
Биологическое окисление с участием кислорода. Обобщение (тест) | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Сравнивать этапы энергетического обмена, обобщать и делать выводы | §14 | |||||
Глава 4. Наследственная информация и реализация её в клетке (4 ч) | ||||||||
Личностные результаты: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода; | ||||||||
Метапредметные результаты: приобретение и закрепление навыков эффективного получения и освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на лекциях, семинарских и практических занятиях. | ||||||||
Генетическая информация. Удвоение ДНК. Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код | Вводный урок. Актуализация знаний | Устанавливать связь между строением молекул ДНК и РНК и выполняемыми ими функциями. Научиться формулировать гипотезу, анализировать текст, делать выводы, давать определения понятиям. Выделять свойства генетического кода. | §15, вопросы 1-3 | |||||
Биосинтез белков. | Урок изучения нового материала, у закрепления знаний | Представлять принципы записи, хранения, воспро-изведения, передачи и реализации генетической информации в живых системах. Объяснять матричный принцип процессов репликации, транскрипции и трансляции. | §16, 17, сообщения | |||||
Вирусы. Генная и клеточная инженерия | Комбинированный урок | Иметь представление о способах передачи вирусных инфекций и мерах профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать её. Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии. Самос-тоятельно осуществлять информационно-познава-тельную деятельность с различными источниками информации. | §18-19, вопросы 1-3, повторить §§ 11-19 | |||||
Обобщение темы «Клетка - единица живого» | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщить знания по теме | Выполнить тестовые задания | |||||
РАЗДЕЛ 2.РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | ||||||||
Глава 5. Размножение организмов (4 ч) | ||||||||
Личностные результаты:самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к обоснованному выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями | ||||||||
Метапредметные результаты: освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; | ||||||||
Бесполое и половое размножение. | Вводный урок | Сравнивать особенности разных способов размножения организмов. Изображать циклы развития организмов в виде схем. Определять, какой набор хромосом содержится в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла. Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для создания мультимедиа-презентации | §21, выполнить задания 1-4 | |||||
Деление клетки. Митоз. | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Решать задачи на подсчёт хромосом в клетках многоклеточных организмов в разных фазах митотического цикла. Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организ-мов. Объяснять биоло-гическое значение митоза | §20, выполнить задания 1- 6 | Микроскоп, набор микропрепаратов, набор для препарирования | ||||
Мейоз. | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Выделять особенности мейоза. Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов. | §22, заполнить таблицу «Сравнение митоза и мейоза» | |||||
Образование половых клеток. Оплодотворение. | Урок-практикум | Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения | §23 | |||||
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов. (2 ч) | ||||||||
Личностные результаты: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся | ||||||||
Метапредметные результаты: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное аргументированное мнение. | ||||||||
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов | Вводный урок | Характеризовать основные этапы онтогенеза. Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Объяснить особенности постэмбрионального развития. Различать прямое и непрямое развитие животных | §24, сообщения, презентации | |||||
Организм как единое целое. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Обобщение (тест) | Комбинированный урок | Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека, причины нарушений развития организмов. Развивать познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительного материала. Обобщать материал по данной теме | §25 | |||||
Глава 7.Основные закономерности наследственности (5ч) | ||||||||
Личностные результаты:формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения. | ||||||||
Метапредметные результаты:приобретение и закрепление навыков эффективного по лучения и освоения учебного материала с использованием учебной литературы (учебников и пособий), на лекциях, семинарских и практических занятиях. | ||||||||
Генетика. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | Комбинированный урок | Определять главные задачи современной генетики. Оценивать роль, которую сыграли законы наследования, открытые Грегором Менделем, в развитии генетики, селекции и медицины. Понимать, при каких условиях выполняются законы Менделя. Уверенно использовать биологическую термино-логию в пределах темы | §26 | |||||
Генотип и фенотип. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Комбинированный урок | Решать биологические (генетические) задачи на дигибридное скрещивание. Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой. Составлять схемы скрещивания. Выявлять алгоритм решения генетических задач. Решать биологические (генетические) задачи. Развить познавательный интерес к изучению биологии в процессе изучения дополнительной литературы | §27, задания 5,6 | |||||
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. | Комбинированный урок | Выявить особенности сцепленного наследования и генетики пола. Решать биологические (генетические) задачи. | §28-29, задачи 4-7 | |||||
Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генетические задачи. | Урок изучения нового материала и закрепления | Решать задачи на взаимодействие генов. | §30-31 | |||||
Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач» | Комбинированный урок | Различать качественные и количественные признаки. Решать генетические задачи. Закрепить и обобщить знания по теме «Основные закономерности наследственности» | §32 | |||||
Глава 8. Основные закономерности изменчивости (3 ч) | ||||||||
Личностные результаты: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода. | ||||||||
Метапредметные результаты:освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. | ||||||||
Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Лабораторная работа №5Изучение изменчивости у растений, построение вариационного ряда и вариационной кривой. | Вводный урок | Определять основные формы изменчивости организмов. Приводить примеры модификационной и комбинативной изменчивости. Уверенно использовать биологическую терминологию в пределах темы. Использовать дополнительные источники информации в учебном процессе | §33 | |||||
Мутационная изменчивость. Закономерности мутагенеза | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Уметь давать определения терминам. Объяснять возможные причины возникновения мутаций | §34, сообщения | |||||
Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека | Урок изучения нового материала и закрепления знаний | Объяснять важнейшие различия наследственной и ненаследственной изменчивости. Называть методы классической генетики. Применять теоретические знания в практической деятельности. Развивать навыки работы с различными видами информации. Сформировать представление о наследственных заболеваниях человека, причинах их возникновения, предупреждении и лечении. | §35-36 | |||||
Глава 9. Генетика и селекция (3 ч) | ||||||||
Личностные результаты: формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения. | ||||||||
Метапредметные результаты:формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. | ||||||||
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. | Вводный урок. Актуализация знаний | Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук. Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. Находить информацию о центрах происхождения культурных растений. Развивать познавательный интерес к изучению биологии на примере создания компьютерной презентации об одомашненных животных. Определять главные задачи и направления современной селекции | §37 | |||||
Методы селекции. Успехи селекции | Комбинированный урок | Характеризовать методы классической и современной селекции. Сравнивать скорость создания новых сортов растений при использовании различных методов селекции. Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук. Оценивать достижения мировой и отечественной селекции. | §38-40 | |||||
Повторение темы «Генетика и селекция» Резервное время | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщить знания по теме | ||||||
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты | Лабораторный практикум Инструментарий | Оборудование Точки роста | Дата | |||
Раздел IV. Эволюция Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.(5 часов) | |||||||||
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Чарльз Дарвин и его Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. | Знать: История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Уметь: Объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира. Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. | ||||||||
Доказательства эволюции | |||||||||
Вид. Критерии вида. Популяция. Л.Р.№ 1 «Морфологические особенности растений различных видов» | Л.Р.№ 1 «Морфологические особенности растений различных видов» | Работа с гербарным материалом | |||||||
Глава XI. Механизмы эволюционного процесса (8 часов) | |||||||||
Роль изменчивости в эволюционном процессе | Знать: Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Факторы эволюции. Уметь: Объяснять причины эволюции и изменяемости видов. | Л.Р. № 2 «Изменчивость организмов» | |||||||
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции | |||||||||
Формы естественного отбора в популяциях |
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд