Возможные основания для периодизации исторического процесса.




Основы исторического знания

Источники сведений о прошлом человечества.

Возможные основания для периодизации исторического процесса.

· История – слово, имеющее древнегреческое происхождение, означало «расследование», «установление». «Историком» называли человека, который разбирал юридические споры.

· История – это реальность прошлого, процесс развития природы и общества.

· История – это наука об обществе и о человеке во всём многообразии их прошлого, в их развитии и изменении.

Содержанием истории является исторический процесс. Исторический процесс- это череда, последовательно сменяющих друг друга событий, в которых отразилась деятельность многих поколений людей.

При изучении своего объекта историческая наука использует исторические источники.

Типы исторических источников:

1.письменные (рукописи, летописи);

2.вещественные (монеты, памятники, предметы быта, монеты);

4.устные (фольклор);

5.лингвистические (языки);

6.кино- и фотодокументы (кинохроника), фонодокументы (звукозаписи);

7. цифровые.

Многие источники трудно отнести к какой-либо одной форме. Например, монеты или книги являются одновременно и вещественными, и письменными источниками, а ценные фольклорные источники дошли до нас в письменном виде. Тем не менее форма источников во многом предопределяет методы работы с ними. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые позволяют историкам изучать следы прошлого.

Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии — науки, изучающе внешние признаки рукописных и печатных памятников в их историческом развитии (начертательные элементы письменности, особенности графики, почерковедческий анализ, материал для письма и т.д.) - Многие памятники письменности дошли до нас не в одном, а в нескольких списках, имеющих некоторые отличия. В этом случае историки используют текстологию — вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.

Письменные источники дают самые обширные сведения о прошлом. Однако для того чтобы прочитать их, требуется знание языков. Многие древние письменные источники написаны либо мертвыми (не существующим и ныне) языками, либо устаревшими формами современных языков. Ряд мертвых языков никогда не забывались (древнегреческий, латинский), другие были расшифрованы только в XIX—XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык майя и др.), есть и такие, что не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский).

Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появления у них письменности в основном опираются именно на данные археологических раскопок. Да и для периода после изобретения письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика (так, важные данные о Великой Отечественной войне получают благодаря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев).

Археологические раскопки, организованные учеными, в настоящее время проводятся при соблюдении очень жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение.

С археологией тесно связана антропология, которая по останкам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека того или иного времени. Антропология особенно важна при воссоздании истории формирования и расселения народов. Свою лепту в этот процесс вносит и историческая лингвистика (языкознание), цель которой — происхождение и развитие древних и современных языков. Частями лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях). Ценнейшие сведения дают монеты, которые изучает нумизматика, гербы являются объектом геральдики, печати изучает сфрагистика.

В изучении истории важное место отводится этнографии. Исследование быта, обычаев и традиций, культурно-исторических отношений, а в целом — образа жизни народов помогают воссоздать прошлое всего человечества.

Важные, а иногда и уникальные сведения о прошло м содержатся в сказаниях и преданиях, легендах и сказках. Изучающая эти источники фольклористика, несомненно вносит огромный вклад в историческую науку.

Количество исторических источников увеличивается по мере развития человечества. В XIX—начале XX в. появились фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй половине XX в. стали создавать документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического исследования, но в то же время обостряет вопрос отбора источников.

По объекту изучения различают всеобщую историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов.

Всеобщая история включает в себя несколько периодов:

1. 2,5 млн.лет назад – IV-III тыс. до н.э. - Первобытный мир.

2. IV-III тыс. до н.э. – V в. – Древний мир.

3. V в. – конец ХV в. – Средние века.

4. Конец ХV в. – начало ХХ в. – Новое время.

5. Начало ХХ в. – сегодняшний день – Новейшее время.

При изучении истории в основном руководствуются двумя подходами:

1.Формационный подход.

2.Цивилизационный подход.

Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?

В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу (рождение — расцвет — упадок — гибель). Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя на этом пути возможны и временные отступления.

В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом, возникшим еще в XIX в. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Историки насчитывали пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (последняя понималась как высший этап развития; предполагалось, что ее складывание начинается на этапе социализма).

Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика. Соответствующий уклад господствовал в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни стран и народов, находящихся в рамках той или иной формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил, ведущих к изменению производственных отношений. Понятие формации характеризовало, таким образом, прежде всего социально-экономический строй общества. Разные страны и народы вступали в соответствующую формацию в разное время, могли «пропустить» некоторые из них, но в целом в данную схему принято было укладывать всю всемирную историю.

Нетрудно заметить, что формационный подход фиксирует ряд действительно существующих исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе развития был сходный уклад жизни — период первобытности. Черты феодализма, классический вариант которого существовал в Западной Европе в Средние века, можно обнаружит ь и во многих других регионах мира. Несомненно, и существование особого уклада, господствующего ныне в мире, который называют капитализмом.

Однако формационная схема, созданная на основе изучения западноевропейской истории, плохо подходит применительно к истории других частей света. Так, для древних обществ Азии, Африки, доколумбовой Америк и рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Феодализм в Азии принимал весьма специфические, отличные от Европы формы.

Формационный подход во многом не учитывает также и природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие схемы.

Так, важнейшей гранью в истории человечества является его переход от присваивающего хозяйства к производящему, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства — присваивающее и производящее — определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и историю человечества делят на два соответствующих этапа.

Цивилизационная концепция истории. В наши дни при характеристике направления развития обществ, а часто используется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколько толкований.

Известный французский ученый XVIII в. Ш. Монтескьё делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации. Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появилась письменность, города и государство. Нетрудно заметить, что в данном случае под цивилизацией понимается определенная ступень развития, т.е. данное деление истории относится скорее к формационным концепциям.

Цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная (традиционная) цивилизация и индустриальная (современная) цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни у людей было сельское хозяйство, в индустриальную — промышленность. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу называют модернизацией. Выделяют также постиндустриальную (информационную) цивилизацию, ряд стран вступили в нее во второй половине XX в.

Вместе с тем термин «цивилизация» принято использовать для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории различных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.

Критерии определения локальных цивилизаций лежат прежде всего в сфере культуры. На характер локальных цивилизаций влияют также природно-географические условия, но есть и другие подходы. Поэтом у даже в учебниках списки цивилизации нередко отличаются друг от друга. Так, английский историк Арнольд Тойнби насчитывал более двадцати таких цивилизаций, другие ученые доказывали, что их было меньше. Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжаю т развиваться и в наше время.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов. Формационный и цивилизационный подходы отнюдь не противостоят друг другу. Они с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития. Можно сказать, что понятие «формация» характеризует временной срез истории (разное время — разные формации), а понятие «цивилизация» — пространственный (разные регионы — разные цивилизации).

Формационный подход нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов. Цивилизационный подход позволяет выявлять особенности развития этих стран и народов, влияние на это развитие природно-географических факторов.

Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.

Домашнее задание:

1. Знать лекционный материал.

2. Письменное задание: «История моих имени и фамилии» (найти и записать примерное время, место возникновения имени и фамилии курсанта, их значение и т.п.). Выполненные задания присылать на электронную почту tsarenko.vera.alexandrovna@yandex.ru Срок выполнения задания: 07.09.2021 – 30.09.2021.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: