Модель коррекционно-развивающей работы
По развитию когнитивной сферы старших дошкольников
Имея доступ в сказочный дворец, имя
которому – Детство, я становлюсь в
какой-то мере сама ребенком, чтобы
вместе с маленьким человеком идти
в мир познания, пробуждать и утверждать
в его разуме и сердце веру в свои
силы, свои возможности, в самого себя.
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития восприятия, памяти, внимания и мышления.
Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно и учиться.
Работая с детьми, психическое развитие которых не соответствует возрастным особенностям своего возраста, я вышла на разработку и апробацию моделикоррекционно-развивающей работы по развитиюкогнитивной сферы. Данную работу рассматриваю как условие по предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста.
Основной целью реализации разработанной модели коррекционной работы является подготовка детей к успешному обучению в школе.
Задача модели коррекционной работы: выявить проблему в развитии когнитивной сферы ребенка и скорректировать действия всех участников психолого-педагогического сопровождения.
Содержание модели коррекционно-развивающей работы по развитию когнитивной сферы старших дошкольников включает в себя четыре основных этапа:
Ø выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, внимания, воображения и речи и разработка основных коррекционных подходов;
Ø отбор содержания, форм, методов коррекционной работы и создание установки на активный психокоррекционный процесс у детей, родителей и педагогов;
Ø работа по постепенному устранению негативных отклонений в развитии психических процессов у детей;
Ø оценка эффективности проведенной коррекционной работы и выработка регулирующих параметров, направленных на продолжение коррекционного воздействия на ребенка.
Этапы коррекции
![]() | ![]() |
I этап II этап III этап IV этап
Диагностический Установочный Коррекционный Оценочный
Каждый этап моделикоррекционно-развивающей работы по развитию психических процессов старших дошкольников включает в себя:
- цель
- задачи
- содержание работы согласно поставленной цели
- анализ результативности проделанной работы
- выработка регулирующих параметров в рамках коррекционного воздействия на ребенка (педагога, родителя).
Реализация данной моделиспособствует:
ü развитию ВПФ в соответствии с их возрастом;
ü расширению зоны ближайшего развития и последовательному переводу ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития;
ü формированию навыков учебной деятельности и культуры делового общения ребенка со взрослым.
Вся работа в рамках диагностического (первого) этапа направлена на изучение сформированности высших психических функций.
Цель проводимой работы:
выявить уровень развития психических процессов у детей старшего
дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями.
Задачи I этапа:
1. Составить план исследования на предмет готовности детей к обучению в школе.
2. Разработать пакет диагностических методик.
3. Использовать разнообразные методы сбора информации о развитии и актуальном состоянии детей 6-7 лет (наблюдение, анализ продуктивной детской деятельности, беседы с родителями и воспитателями).
4. Провести психолого-педагогическое обследование детей.
5. Определить основные стратегические линии коррекционной работы с детьми: (групповая, подгрупповая, индивидуальная коррекция).
6. Провести индивидуальное консультирование родителей и педагогов ДОУ по результатам первичной диагностики.
7. Определить основные стратегические линии взаимодействия с воспитателями и узкими специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.
В начале учебного года (сентябрь – октябрь) я провожу анкетирование родителей в данных группах с целью выявления заинтересованности родительской позиции к обучению в школе.
В это же время мною проводится первичное обследование познавательной сферы, произвольной сферы, и личностно-мотивационной сферы детей подготовительных групп (6–7 лет).
В ходе обследования использую диагностическую программу в системе предшкольного образования Ю.А. Афонькиной. Данная программа представляет модуль диагностического обследования детей в системе предшкольного образования.
Работа по диагностическому модулю помогает определить исходный уровень каждого ребенка в развитии разных компонентов готовности к обучению. Это дает мне возможность сформулировать развивающие задачи и выстроить индивидуальный маршрут развития ребенка.
В ходе установочного этапа мною продумывается содержание коррекционной работы в рамках организации преемственности педагога-психолога с работой воспитателей, узких специалистов и родителей.
Отбираются формы и методы, направленные на реализацию поставленных задач. Цель установочного этапа: сформировать положительную установку у детей и родителей на активный психокоррекционный процесс.
Задачи установочного этапа:
1. Скомплектовать коррекционную группу детей 6-7 лет.
2. Уточнить модель преемственности в работе воспитателей и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Содействовать расширению и систематизации теоретических знаний и практических навыков воспитателей и специалистов.
4. Активизировать родителей на самостоятельную психологическую работу с
ребенком.
5. Повысить веру родителей в возможность достижения позитивных
результатов психокоррекции.
На этом этапе использую следующие формы работы:
ü собрание родителей по ознакомлению с планом работы психолого-
педагогического сопровождения детей подготовительных групп;
ü индивидуальные консультации с воспитателями, узкими специалистами и
родителями по результатам первичного обследования детей с целью создания у них установки на коррекционную работу с ними и объединения усилий всех участников педагогического процесса;
ü наглядная пропаганда по психолого-педагогическому образованию педагогов и родителей: папки-передвижки, памятки, буклеты, информационный стенд педагога-психолога, который включает в себя рубрики – «Психолог советует», «Советы Умной Совы»;
ü работа родительского клуба «Счастливая семья»;
ü проведение информационно-практических занятий для педагогов ДОУ;
ü участие в работе МиниСовета: представление SWOT-анализа (сильные и слабые стороны психолого-педагогического сопровождения педагога-психолога в единстве с работой воспитателей и узких специалистов), утверждение модели преемственности в работе воспитателей и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста (приложение 1).
Наиболее содержательным этапом модели коррекционно-развивающей работы является коррекционный этап. Его содержание строится на психопрофилактике и психокоррекции когнитивной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций.
Цель коррекционного этапа: формирование когнитивной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций как средства преодоления ими трудностей усвоения программных знаний, умений и навыков.
Задачи коррекционного этапа:
- Сформировать у детей волевые качества личности, способность к произвольному управлению своим поведением.
- Развивать целенаправленное и устойчивое внимание.
- Развивать у детей целостные представления об окружающем мире (предметах).
- Развивать навыки установления смысловых связей между объектами как способа осмысленного запоминания.
- Развивать пространственные представления у детей.
- Развивать навыки анализа и синтеза отличительных особенностей объектов, установления их тождества и различия.
- Развивать у детей навыки и умения устанавливать контакт со сверстниками, с взрослыми, подчинять свои действия интересам группы.
Мною был разработан перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» (приложение 2).
Содержание психолого-педагогического сопровождения в рамках перспективно-тематического плана коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» отражает основные принципы коррекционно-развивающего обучения.
Принцип развития динамичности восприятия. Опора на этот принцип предполагает построение занятия на достаточном уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы, а об использовании заданий, выполнение которых способствует раскрытию у ребенка его возможностей и способностей, а в нашем случае и развитие механизма компенсации различных психических функций.
Принцип продуктивной обработки информации. С учетом этого принципа в предлагаемой системе коррекционных занятий у ребенка активно вырабатывается способность самостоятельного адекватного реагирования на выполнение заданий. Речь идет о том, что в ходе коррекционно-развивающих занятий, огромная роль отводится продуктивной детской деятельности.
Принцип развития и коррекции высших психических функций. На основе этого принципа, включение упражнений на развитие высших психических функций в содержание коррекционных занятий, позволяет максимально использовать все резервы и возможности организма ребенка в компенсации его дефекта.
Принцип мотивации. Согласно этому принципу в ходе всего коррекционного занятия ребенку должно быть интересно. Поэтому в содержание каждого занятия обязательным является включение творческих, проблемных, но посильных заданий для ребенка. В ходе выполнения таких заданий активно работают психические функции и тем самым развиваются межфункциональные отношения, на базе которых и формируется «обходной путь» развития ребенка.
Предлагаю краткую характеристику перспективно-тематического плана коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!».
· Занятия рассчитаны на детей, в психическом развитии которых наблюдаются лишь отклонения от нормы, а не симптом психического заболевания.
- При проведении коррекционного – развивающих занятий взрослый для
ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект.
- Структура каждого занятия включает в себя работу по коррекции и развитию
4-х взаимосвязанных психических функций, определяющих познавательные возможности: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление».
- В содержание каждого занятия включаются разнообразные задания и игры,
некоторые из них могут использоваться частично, а некоторые – с неоднократным повторением.
- Содержание перспективно-тематического плана представлено
20-ю занятиями, при частоте проведения – 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 30 минут, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данной возрастной группы.
- Форма проведения занятий - индивидуально-подгрупповая.
Методы и приемы работы реализации поставленных задач на коррекционно-развивающих занятиях разнообразны. Это:
Ø Задания на создание интереса к занятию;
Ø Проблемные задания, проблемно-познавательные вопросы;
Ø Задания по нарастающей трудности;
Ø Задания, предполагающие смену видов детской деятельности;
Ø Задания на самостоятельную обработку детьми информации;
Ø Дозированная помощь педагога-психолога;
Ø Проблемно-игровые упражнения по коррекции ВПФ;
Ø Задания с опорой на несколько анализаторов;
Ø Упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения;
Ø Призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.
В ходе работы каждого из 4-х этапов модели коррекционно-развивающей работы по развитию когнитивной сферы старших дошкольников большое значение имеет реализация модели преемственности в работе педагога-психолога с воспитателями, узкими специалистами и родителями.
Задачи по формированию когнитивной сферы детей в рамках взаимодействия с педагогами осуществляю с учетом ФГТ. Т.е. освоение детьми всех образовательных областей осуществляется с обязательным психологическим сопровождением, при этом акцент делаю на профилактическую работу.
Задачи профилактической работы:
1. Содействовать созданию условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременно предупреждать нарушения становления личности и интеллекта ребенка.
С позиции решения этой задачи через наблюдения образовательного процесса получаю объем информации о том, как осуществляется воспитательно-образовательный процесс воспитателем:
· каково его содержание;
· развивающие задачи;
· организация жизни детей в группе.
На основе полученной информации даю рекомендации по улучшению качества работы педагога.
2. Проводить психологический анализ образовательного процесса с целью определения причин трудностей, возникающих у детей и педагогов и затрудняющих эффективную реализацию Образовательной программы.
Решение этой задачи позволяет мне:
· сотрудничать с педагогом;
· давать рекомендации по изменению взаимодействия воспитателя с детьми в свободной деятельности, общении, в игре;
· более качественно проектировать дифференцированный подход в развитии когнитивной сферы ребенка.
Таким образом, я осуществляю психологическое сопровождение педагогического процесса, тем самым решаю задачу психологизации образовательного процесса в рамках основной Образовательной программы, что соответствует ФГТ.
Заключительным этапом модели коррекционно-развивающей работы является оценочный этап.
Его цель: оценка эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии и последующая разработка рекомендаций на выпускников ДОУ педагогу-психологу школы.