I этап II этап III этап IV этап




Модель коррекционно-развивающей работы

По развитию когнитивной сферы старших дошкольников

Имея доступ в сказочный дворец, имя

которому – Детство, я становлюсь в

какой-то мере сама ребенком, чтобы

вместе с маленьким человеком идти

в мир познания, пробуждать и утверждать

в его разуме и сердце веру в свои

силы, свои возможности, в самого себя.

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития восприятия, памяти, внимания и мышления.

Установлено, что умственное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы. Если не создать условий для развития умственных способностей, то мышление человека окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно и учиться.

Работая с детьми, психическое развитие которых не соответствует возрастным особенностям своего возраста, я вышла на разработку и апробацию моделикоррекционно-развивающей работы по развитиюкогнитивной сферы. Данную работу рассматриваю как условие по предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста.

Основной целью реализации разработанной модели коррекционной работы является подготовка детей к успешному обучению в школе.

Задача модели коррекционной работы: выявить проблему в развитии когнитивной сферы ребенка и скорректировать действия всех участников психолого-педагогического сопровождения.

Содержание модели коррекционно-развивающей работы по развитию когнитивной сферы старших дошкольников включает в себя четыре основных этапа:

Ø выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, внимания, воображения и речи и разработка основных коррекционных подходов;

Ø отбор содержания, форм, методов коррекционной работы и создание установки на активный психокоррекционный процесс у детей, родителей и педагогов;

Ø работа по постепенному устранению негативных отклонений в развитии психических процессов у детей;

Ø оценка эффективности проведенной коррекционной работы и выработка регулирующих параметров, направленных на продолжение коррекционного воздействия на ребенка.

Этапы коррекции

       
   

 


I этап II этап III этап IV этап

Диагностический Установочный Коррекционный Оценочный

 

Каждый этап моделикоррекционно-развивающей работы по развитию психических процессов старших дошкольников включает в себя:

  • цель
  • задачи
  • содержание работы согласно поставленной цели
  • анализ результативности проделанной работы
  • выработка регулирующих параметров в рамках коррекционного воздействия на ребенка (педагога, родителя).

Реализация данной моделиспособствует:

ü развитию ВПФ в соответствии с их возрастом;

ü расширению зоны ближайшего развития и последовательному переводу ее в непосредственный актив, т.е. в зону актуального развития;

ü формированию навыков учебной деятельности и культуры делового общения ребенка со взрослым.

Вся работа в рамках диагностического (первого) этапа направлена на изучение сформированности высших психических функций.

Цель проводимой работы:

выявить уровень развития психических процессов у детей старшего

дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями.

Задачи I этапа:

1. Составить план исследования на предмет готовности детей к обучению в школе.

2. Разработать пакет диагностических методик.

3. Использовать разнообразные методы сбора информации о развитии и актуальном состоянии детей 6-7 лет (наблюдение, анализ продуктивной детской деятельности, беседы с родителями и воспитателями).

4. Провести психолого-педагогическое обследование детей.

5. Определить основные стратегические линии коррекционной работы с детьми: (групповая, подгрупповая, индивидуальная коррекция).

6. Провести индивидуальное консультирование родителей и педагогов ДОУ по результатам первичной диагностики.

7. Определить основные стратегические линии взаимодействия с воспитателями и узкими специалистами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.

В начале учебного года (сентябрь – октябрь) я провожу анкетирование родителей в данных группах с целью выявления заинтересованности родительской позиции к обучению в школе.

В это же время мною проводится первичное обследование познавательной сферы, произвольной сферы, и личностно-мотивационной сферы детей подготовительных групп (6–7 лет).

В ходе обследования использую диагностическую программу в системе предшкольного образования Ю.А. Афонькиной. Данная программа представляет модуль диагностического обследования детей в системе предшкольного образования.

Работа по диагностическому модулю помогает определить исходный уровень каждого ребенка в развитии разных компонентов готовности к обучению. Это дает мне возможность сформулировать развивающие задачи и выстроить индивидуальный маршрут развития ребенка.

В ходе установочного этапа мною продумывается содержание коррекционной работы в рамках организации преемственности педагога-психолога с работой воспитателей, узких специалистов и родителей.

Отбираются формы и методы, направленные на реализацию поставленных задач. Цель установочного этапа: сформировать положительную установку у детей и родителей на активный психокоррекционный процесс.

Задачи установочного этапа:

1. Скомплектовать коррекционную группу детей 6-7 лет.

2. Уточнить модель преемственности в работе воспитателей и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Содействовать расширению и систематизации теоретических знаний и практических навыков воспитателей и специалистов.

4. Активизировать родителей на самостоятельную психологическую работу с

ребенком.

5. Повысить веру родителей в возможность достижения позитивных

результатов психокоррекции.

На этом этапе использую следующие формы работы:

ü собрание родителей по ознакомлению с планом работы психолого-

педагогического сопровождения детей подготовительных групп;

ü индивидуальные консультации с воспитателями, узкими специалистами и

родителями по результатам первичного обследования детей с целью создания у них установки на коррекционную работу с ними и объединения усилий всех участников педагогического процесса;

ü наглядная пропаганда по психолого-педагогическому образованию педагогов и родителей: папки-передвижки, памятки, буклеты, информационный стенд педагога-психолога, который включает в себя рубрики – «Психолог советует», «Советы Умной Совы»;

ü работа родительского клуба «Счастливая семья»;

ü проведение информационно-практических занятий для педагогов ДОУ;

ü участие в работе МиниСовета: представление SWOT-анализа (сильные и слабые стороны психолого-педагогического сопровождения педагога-психолога в единстве с работой воспитателей и узких специалистов), утверждение модели преемственности в работе воспитателей и специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста (приложение 1).

Наиболее содержательным этапом модели коррекционно-развивающей работы является коррекционный этап. Его содержание строится на психопрофилактике и психокоррекции когнитивной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций.

Цель коррекционного этапа: формирование когнитивной сферы детей с низким уровнем развития высших психических функций как средства преодоления ими трудностей усвоения программных знаний, умений и навыков.

Задачи коррекционного этапа:

  1. Сформировать у детей волевые качества личности, способность к произвольному управлению своим поведением.
  2. Развивать целенаправленное и устойчивое внимание.
  3. Развивать у детей целостные представления об окружающем мире (предметах).
  4. Развивать навыки установления смысловых связей между объектами как способа осмысленного запоминания.
  5. Развивать пространственные представления у детей.
  6. Развивать навыки анализа и синтеза отличительных особенностей объектов, установления их тождества и различия.
  7. Развивать у детей навыки и умения устанавливать контакт со сверстниками, с взрослыми, подчинять свои действия интересам группы.

Мною был разработан перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» (приложение 2).

Содержание психолого-педагогического сопровождения в рамках перспективно-тематического плана коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!» отражает основные принципы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип развития динамичности восприятия. Опора на этот принцип предполагает построение занятия на достаточном уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы, а об использовании заданий, выполнение которых способствует раскрытию у ребенка его возможностей и способностей, а в нашем случае и развитие механизма компенсации различных психических функций.

Принцип продуктивной обработки информации. С учетом этого принципа в предлагаемой системе коррекционных занятий у ребенка активно вырабатывается способность самостоятельного адекватного реагирования на выполнение заданий. Речь идет о том, что в ходе коррекционно-развивающих занятий, огромная роль отводится продуктивной детской деятельности.

Принцип развития и коррекции высших психических функций. На основе этого принципа, включение упражнений на развитие высших психических функций в содержание коррекционных занятий, позволяет максимально использовать все резервы и возможности организма ребенка в компенсации его дефекта.

Принцип мотивации. Согласно этому принципу в ходе всего коррекционного занятия ребенку должно быть интересно. Поэтому в содержание каждого занятия обязательным является включение творческих, проблемных, но посильных заданий для ребенка. В ходе выполнения таких заданий активно работают психические функции и тем самым развиваются межфункциональные отношения, на базе которых и формируется «обходной путь» развития ребенка.

Предлагаю краткую характеристику перспективно-тематического плана коррекционно-развивающих занятий «Хочу все знать!».

· Занятия рассчитаны на детей, в психическом развитии которых наблюдаются лишь отклонения от нормы, а не симптом психического заболевания.

  • При проведении коррекционного – развивающих занятий взрослый для

ребенка – не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект.

  • Структура каждого занятия включает в себя работу по коррекции и развитию

4-х взаимосвязанных психических функций, определяющих познавательные возможности: «Внимание», «Память», «Восприятие», «Мышление».

  • В содержание каждого занятия включаются разнообразные задания и игры,

некоторые из них могут использоваться частично, а некоторые – с неоднократным повторением.

  • Содержание перспективно-тематического плана представлено

20-ю занятиями, при частоте проведения – 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 30 минут, что соответствует физическим и психологическим возможностям детей данной возрастной группы.

  • Форма проведения занятий - индивидуально-подгрупповая.

Методы и приемы работы реализации поставленных задач на коррекционно-развивающих занятиях разнообразны. Это:

Ø Задания на создание интереса к занятию;

Ø Проблемные задания, проблемно-познавательные вопросы;

Ø Задания по нарастающей трудности;

Ø Задания, предполагающие смену видов детской деятельности;

Ø Задания на самостоятельную обработку детьми информации;

Ø Дозированная помощь педагога-психолога;

Ø Проблемно-игровые упражнения по коррекции ВПФ;

Ø Задания с опорой на несколько анализаторов;

Ø Упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения;

Ø Призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.

В ходе работы каждого из 4-х этапов модели коррекционно-развивающей работы по развитию когнитивной сферы старших дошкольников большое значение имеет реализация модели преемственности в работе педагога-психолога с воспитателями, узкими специалистами и родителями.

Задачи по формированию когнитивной сферы детей в рамках взаимодействия с педагогами осуществляю с учетом ФГТ. Т.е. освоение детьми всех образовательных областей осуществляется с обязательным психологическим сопровождением, при этом акцент делаю на профилактическую работу.

Задачи профилактической работы:

1. Содействовать созданию условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременно предупреждать нарушения становления личности и интеллекта ребенка.

С позиции решения этой задачи через наблюдения образовательного процесса получаю объем информации о том, как осуществляется воспитательно-образовательный процесс воспитателем:

· каково его содержание;

· развивающие задачи;

· организация жизни детей в группе.

На основе полученной информации даю рекомендации по улучшению качества работы педагога.

2. Проводить психологический анализ образовательного процесса с целью определения причин трудностей, возникающих у детей и педагогов и затрудняющих эффективную реализацию Образовательной программы.

Решение этой задачи позволяет мне:

· сотрудничать с педагогом;

· давать рекомендации по изменению взаимодействия воспитателя с детьми в свободной деятельности, общении, в игре;

· более качественно проектировать дифференцированный подход в развитии когнитивной сферы ребенка.

Таким образом, я осуществляю психологическое сопровождение педагогического процесса, тем самым решаю задачу психологизации образовательного процесса в рамках основной Образовательной программы, что соответствует ФГТ.

Заключительным этапом модели коррекционно-развивающей работы является оценочный этап.

Его цель: оценка эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии и последующая разработка рекомендаций на выпускников ДОУ педагогу-психологу школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: