И) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.




Экологическое право

Контрольная работа

Вариант №2

 

Кравцунов Руслан Викторович

Группа ЮЮБ-642-ЗИ

____________ (подпись)

Эл. адрес: Ruslan.atb_97@mail.ru

Телефон:+7-777-041-18-44

Научный руководитель:

Доцент,к.ю.н.,Курченко О.С.

 

 

Омск

2019г.

Содержание

 

Задание № 1 ………………………………………………………………...……3-4;

Задание № 2 ……………………………………………………………..………4-11;

Задание № 3. ……….…………………………………………………..….……11-18;

Список литературы ……………………………………………………….……...19;

 

Задание №1.

На основе анализа норм законодательства сформулируйте определение понятия «экологическая сертификация». Какова роль экологической сертификации в механизме охраны окружающей среды? Какими нормативными правовыми актами регулируются общественные отношения по экологической сертификации?

 

Согласно ст. 31 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» то, экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ

Субъектом общественных отношений в области экологической сертификации всегда будет выступать потребитель(тот кто пользуется услугами) заинтересованный в реализации своего права на благоприятную окружающую среду.

Сама экологическая сертификация осуществляется в соответствии со статьей 21 ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

С помощью экологической сертификации обеспечивается безопасность жизни и здоровья человека, снижается уровень неблагоприятного воздействия на условия его жизнедеятельности и состояние окружающей среды факторов производства этой продукции. Назначение экологической сертификации - стимулирование производства продукции, которая нанесет наименьший вред окружающей среде. Ее можно рассматривать как отдельный институт экологического права, функцию экологического управления, правовое средство обеспечения учета экологических норм требований.

Закон о техническом регулировании имеет две формы подтверждения соответствия: добровольное(ст. 21 указанного Закона добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.)а обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Декларирование соответствия возможно путем: принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств либо принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием третьей стороны, которой выступает орган по сертификации и (или) аккредитованная испытательная лаборатория (центр).

Также предусматриваются случаи обязательной сертификации.

Например как: закон о промышленной безопасности в целях обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливает обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности.

 

Задание №2

Сравните правовой режим национальных парков и природных парков. Что общего между указанными видами особо охраняемых природных территорий? Каковы различия между ними, и чем они обусловлены, на Ваш взгляд?

 

В состав особо охраняемых природных входят, заповедники, национальные парки, заказники и др. представляют собой экологические ценности природных объектов в стране. В большинстве случаев в состав особо охраняемых природных территорий включены редкие или исчезающие представители флоры и фауны, не встречающиеся в других концах планеты, а сами территории представляют собой неповторимое сочетание разнообразных природных объектов, возникшее и существующее в естественных или искусственных условиях. Обеспечение охраны таких территорий является важнейшей обязанностью государства, в границах которого они располагаются.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»[1] национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Таким образом, на национальные парки имеют место быть для экологического воспитания граждан, развития понимания у общества как действительно оно необходимо для а также непосредственно связанная с ней задача сохранения культурного наследия той природы которая досталась нам, для того чтобы сохранить ее в первоначальном виде, так же благоприятная среда которая может стать объектом исследования.

К ней относится защита природных комплексов и объектов от неблагоприятного воздействия цивилизации в интересах всего общества. Осуществление научных исследований также является одной из целей создания национальных парков.

Также в ст. 18 этого же закона природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Сделаем вывод, что в отличие от национальных парков, природные парки находятся в ведении субъектов РФ.

· Таким образом, природные парки, заповедники создаются для сохранения популяций видов флоры и фауны;

· сберегается среда обитания, которая еще не слишком изменена человеком;

· водоемы в таких местах остаются чистыми;

· развитие экологического туризма, средства от которого идут на охрану заповедников;

· в таких местах возрождаются духовные ценности и почитание природы;

· создание охраняемых природных зон помогает сформировать экологическую культуру людей.

Кроме того, имеются отличия в порядке образования национальных и природных парков.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Решение же об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Сравним задачи природных и национальных парков. На природные парки возлагаются следующие задачи:

а) сохранение природной среды, природных ландшафтов;

б) создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

в) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

На национальные парки же возлагаются следующие основные задачи:

а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) экологическое просвещение населения;

г) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

д) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

е) осуществление экологического мониторинга;

ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

В связи с этим в соответствии со ст. 95 ЗК РФ на землях национальных парков, природных парков запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Однако земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Законодательство же в отношении природных парков таких ограничений не делает.

Земельные участки в границах национальных парков не могут быть собственностью. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 № 769 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»[2] на территориях национальных природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено;

зоны заказного режима, обеспечивающие условия сохранения природных объектов, в пределах которых допускается строго регулируемое рекреационное пользование;

зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального природного парка;

зоны рекреационного использования, включая территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства;

зоны охраны историко-культурных объектов, обеспечивающие условия для сохранения комплексов и объектов культурного наследия;

территории агроландшафтов, предназначенные для ведения сельского хозяйства экологически безвредными методами;

зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания;

зоны хозяйственного назначения, в пределах которых ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования национального природного парка, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Тоесть является также то, что и в национальных парках, и в природных парках устанавливаются различные зоны, различного предназначения

И природные парки, и национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета.

В соответствии ст. 15 ФЗ «На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

а) разведка и разработка полезных ископаемых;

б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;

г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;

з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

На территориях природных парков же только запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.»

В данной задаче я представил варианты различия природные, национальные парки все они являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета.

Причина их различий лишь на мой взгляд, в различиях задач, возлагаемых на природные и национальные парки. Первоочередной задачей национальных парков является охрана природных комплексов и объектов. А природные парки служат местом отдыха и туризма для людей.

 

Задание №3.

 

Департаментом охраны окружающей среды N-ской области было вынесено постановление о привлечении юридической фирмы к административной ответственности за совершение административного предусмотренного статьей 8.2. Кодекса об административных правонарушениях. В частности, организацией не был разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не осуществлялись учет образовавшихся отходов и производственный контроль в области обращения с отходами. Юридическая фирма обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления, полагая, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, поскольку фирма занимается только оказанием юридических услуг и в процессе ее деятельности отходы производства не образуются.

Какие обязанности в области обращения с отходами возлагаются законодательством на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей? Какое решение, по Вашему мнению, должен вынести суд?

 

В соответствии со ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушенияхпредусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа на граждан: в размере от 1 тыс.руб до 2 тыс.руб; на должностных лиц - от 10 тыс.руб до 30 тыс.руб; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тыс.руб до 50 тыс.руб.или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 100000 тыс.руб до 250000 тыс.руб или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Зачастую хозяйствующие субъекты, особенно те из них, чья деятельность не связана напрямую с производством, не уделяют должного внимания соблюдению норм экологического законодательства в части, связанной с образованием отходов, полагая, что данные нормы непосредственно касаются только лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения отходов.
Однако, как показывает практика, такое мнение является ошибочным, но, тем не менее, способным повлечь негативные последствия для самого хозяйствующего субъекта и его должностных лиц.

Вопросы обращения с отходами производства и потребления регулируются, в первую очередь, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (далее – Закон). Указанный Закон в части 3 статьи 18 предусматривает обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из текста указанной нормы прямо вытекает, что данная обязанность не распространяется на субъектов малого и среднего предпринимательства. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Согласно указанной норме к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
· потребительские кооперативы, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ;
· коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в ЕГРЮЛ;
· физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
· крестьянские (фермерские) хозяйства.

При этом указанные лица для отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим условиям:

· для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий;
- среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также следует обратить внимание, что статья 1 Закона определяет норматив образования отходов как установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Лимиты на размещение отходов, согласно статье 1 Закона, представляют собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Очевидно, что при сопоставлении положений статей 1 и 18 Закона выявляется некоторое их противоречие: с одной стороны, Закон предусматривает обязанность по разработке проектов нормативов без привязки к виду деятельности обязанных субъектов, с другой из, исходя из определения нормативов, можно заключить, что они имеют отношение только к производственной деятельности. Тем не менее, вывод о том, что субъекты, не ведущие производственную деятельность, не обязаны и разрабатывать соответствующие нормативы является ошибочным, что нашло свое отражение в судебной практике.
Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по одному из рассмотренных дел указал, что суд первой инстанции ошибочно посчитал, что у общества, которое занимается торгово-закупочной деятельностью, нет отходов от производства по смыслу статьи 1 Закона. В то же время, признан верным вывод суда апелляционной инстанции о том, что в результате любой деятельности образуются отходы, следовательно, общество является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, поэтому нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются не только для отходов производства[1].

Кроме того, следует указать на ещё одно противоречие, имеющее практическое значение.
Согласно уже цитировавшейся выше части 3 статьи 18 Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Статья 11 Закона говорит об обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Обратим внимание, что и в том, и в другом случае речь идет об обязанности разработать проект нормативов и лимитов.
Однако примеры судебной практики свидетельствуют о том, что компетентные органы при производстве по делам об административных правонарушениях вменяют хозяйствующим субъектам отсутствие утвержденных в установленном порядке[2] нормативов и лимитов, а не только их проектов (см. Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2008 г. по делу №А56-9007/2007, от 31 июля 2008 г. по делу № А56-306/2008, от 13 декабря 2010 г. по делу № А05-7704/2010).
Ещё один вопрос, имеющий практическое значение - вопрос о возможности освобождения от административной ответственности, предполагаемой в связи с отсутствием нормативов и лимитов, по основанию малозначительности нарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум ВАС РФ в п. 18 Постановления от 02 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» дает следующее определение: малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно преамбуле к Закону № 89-ФЗ, он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Исходя из назначения лимитов и нормативов, они имеют опосредованное отношение к предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Это дает основания для вывода о том, что отсутствие проектов лимитов и нормативов напрямую указанным отношениям не вредит и потому не может представлять собой существенного нарушения.
Судебная практика, тем не менее, не дает ответа на этот вопрос. В разных судебных актах, отсутствие проектов нормативов лимитов является основанием для привлечения лица к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, как будучи лишь одним из нарушений, допущенных этим лицом (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2008 г. по делу №А56-9007/2007, от 20 октября 2010 г. по делу № А05-19566/2009), так и само по себе (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 г. по делу № А56-14222/2006).
С другой стороны, известны примеры, когда лицо не только не разработало проекты нормативов и лимитов, но и не составило паспорта на образующиеся отходы, а также допустило ряд других нарушений, тем не менее, оно было освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 10 марта 2010 г. по делу № А56-66328/2009).
Очевидно, что в каждом конкретном случае решение суда зависит от конкретных обстоятельств дела, при этом правильная интерпретация этих обстоятельств может помочь хозяйствующему субъекту избежать ответственности. Поэтому привлечение к участию в деле профессионального юриста, имеющего соответствующий опыт, существенно повысит вероятность такого благоприятного исхода.
[1] Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 г. по делу № А56-14222/2006.
[2] В соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. На сегодняшний день такой порядок утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 февраля 2010 г. № 50.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: