Рекомендации к написанию итогового сочинения в 11 классе




Итоговое сочинение как допуск к ГИА проводится в РФ в обязательном порядке для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. По желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать выпускники прошлых лет с целью представления его результатов в вузы. Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. В рамках направлений предусмотрены конкретные темы сочинений, которые становятся известны выпускникам в день проведения итогового сочинения. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. Результаты итогового сочинения – "зачет" или "незачет" – становятся основанием для принятия решения о допуске к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

При написании итогового сочинения актуализируются следующие важные предметные результаты обучения, сформулированные в ГОС среднего общего образования: применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой практике; владение навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой литературы; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. Обучение сочинению способствует реализации следующих важных метапредметных результатов, обозначенных в ГОС среднего общего образования, а именно: 1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять и корректировать их; 2) готовность к самостоятельному поиску решения практических задач; 3) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; 4) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать мысли, использовать адекватные языковые средства.

При подготовке обучающегося к написанию сочинения, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Начинать нужно с многостороннего анализа готовых художественно-публицистических текстов, включающего в себя осмысление целевой установки высказывания, его назначения и предполагаемых результатов воздействия на человека. В образцовых текстах существенное значение имеет выявление смысла и способов создания речевых высказываний, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению, а также определение коммуникативной задачи текста, т.е. вычленение главной информации, определение темы и микротем текста, его логического и композиционного замысла, анализ отбора лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.

В процессе подготовки к сочинению обучающиеся должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного письменного высказывания, строить логическое рассуждение и делать выводы, формулировать и обосновывать тезисы, связанные с темой; устанавливать логические связи между вступлением и заключением.

Памятка «Как написать итоговое сочинение»:

- суммарный объём введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

- на выбор темы нужно потратить не более 10-15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения;

- не менять тему в процессе написания сочинения;

- на черновике составить тезисы или план (план в чистовик не переносится); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;

- нумеровать страницы черновика;

- строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

- не подменять примеры из текста пересказом;

- не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объём сочинения; – если есть сомнение в авторстве или названии, можно сделать косвенную ссылку на критику («В.Г. Белинский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Достоевского...»; «антипод главного героя» и т.п.;

- если не уверены в жанре произведения, то вместо «рассказ, повесть, новелла, роман» можно употребить обобщенное слово – произведение;

- удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов; привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом демонстрируя свою эрудицию и умение сопоставлять;

- обязательно рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик; не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.

Речевые клише:

- клише для вступления или для оформления тезиса (Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…Могу предположить, что …(тезис).Позволю себе высказать свою точку зрения);

- переход к основной части (В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема... Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной литературы. За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…);

- внутри основной части (переход от одного аргумента к другому) (Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… Можно привести и другой пример. В качестве второго аргумента обратимся к произведению… Эта же тема рассматривается и в произведении…);

- заключение (К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо… В заключение мне хотелось бы сказать, что… Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что… Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:... Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны… Обобщая сказанное, хочу сказать, что…).

Так, например, в 2021 году выпускникам было предложено пять тематических направлений:

- «Время перемен» (размышление о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений, с опорой на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями);

- «Между прошлым и будущим: Портрет моего поколения» (размышления о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира; осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, её места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать своё мнение в рамках обозначенной проблематики);

- «Я и другие» (обращение к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде; рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Рассказ о собственном жизненном опыте, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему);

- «Забвению не подлежит» (размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы);

- «Разговор с собой» (размышление о том, что значит «быть самим собой», над вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя; позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике).

- С критериями оценивания можно ознакомиться по ссылке:

https://bingoschool.ru/manual/blog/56/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: