Изобразительное искусство 7 класс
Урок № 5-6
Тема. Набросок фигуры человека с натуры. Пещерная живопись. История возникновения анималистического жанра.
Цель:
развитие глазомера, совершенствование навыков рисования и работы с натуры, координация руки и быстрая ориентация, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображения объектов.
Расширить знания об анималистическом жанре.
Познакомить с художниками-анималистами.
Совершенствовать умения изображения животных.
Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.
Воспитание эстетического вкуса, воли, характера, целеустремлённости,
бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.
Мотивация учебной деятельности
Начнем наш урок со стихотворения (
Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».
- Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)
Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)
Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.
Представление темы урока. Изучение нового материала
https://youtu.be/5Y_dFPce8Us Что такое АНИМАЛИСТИКА. Жанры ИЗО. История искусств для начинающих художников. Урок №9.
История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.
Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен.
Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами.
Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.
Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин), Евгений Чарушин.
Рисунки Серова.
Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие.
Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотрите их работы.
Практическая работа учащихся.
Просмотреть презентацию «Анималистический жанр»
Просмотреть видео урок, выполнить рисунок панды по ссылке: https://zen.yandex.ru/media/izostudiya/animalisticheskii-janr-urok-izo-v-shkole-613209584ea6b95b1ab5ebc8 «Анималистический жанр». Урок ИЗО в школе.
Кто пожелает, может выполнить рисунок оленя по схеме из Презентации Слад № 19.
Алгоритм изображения животных.
Выполнение упражнения «Набросок животного»
Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
- Что общего в строении тела животных.
Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).
Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.
Выполнение наброска животных в карандаше.
Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.
Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.
Постановка художественной задачи:
Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.
Послушайте требования к работе:
Соблюдение пропорций
Удачная передача характера животного
Проработка мелких деталей
Общая выразительность
Завершенность
Аккуратность
Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.
Итог.
Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!
Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.
Домашнее задание. Просмотреть презентацию «Набросок фигуры человека с натуры»; Просмотреть видео фильм Наскальные изображения пещеры Ласко по ссылке www.facebook.com/watch/?v=403242266720618
По желанию - сделать быстрый набросок человека с натуры. (сфотографируйте и вышлите мне личным сообщением в ВК). В домашнем задании написать: просмотрел презентацию «Набросок фигуры человека с натуры»; видео фильм Наскальные изображения пещеры Ласко.
Практическую работу (выполненный рисунок панды или оленя) сфотографируйте и вышлите мне личным сообщением в ВК.