Практический материал по теме выпускной квалификационной работы.




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«НОВОСИБИРСКИЙ ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ НСО «Новосибирский торгово-экономический колледж»)

 
    СОГЛАСОВАНО Протокол заседания цикловой комиссии экономических и информационных дисциплин от 30.08.2018 г. № 1     УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР _____________Н.Б. Василевская «___»__________2018 г.

 

 

 

Методические указания по написанию и оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике

по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовый образовательный уровень)

 

 

 

Методические указания по написанию и оформлению отчета по производственной (преддипломной) практике разработаны на основании Рабочей программы производственной (преддипломной) практики для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовый образовательный уровень.

Разработчики:

Барабанова Л.Е., преподаватель первой квалификационной категории

Егорова Л.А, преподаватель первой квалификационной категории

Рекомендовано Научно-методическим советом ГБПОУ НСО «НТЭК», протокол № 1 от 08.09.2018г.

Пояснительная записка

Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета по практике и его защитой.

Целями преддипломной практики являются систематизация, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций на основе изучения работы организаций различных организационно-правовых форм, в которых они проходят практику, а также подготовке выпускной квалификационной работы и приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

Сбор и изучение материалов для отчета по преддипломной практике, а также для выпускной квалификационной работы, следует начинать с нормативно-правовых и литературных источников, раскрывающих основные вопросы по выбранной теме.

Обучающиеся, проходящие практику в коммерческих организациях, должны ознакомиться:

- с учредительными документами организации, ее организационно-правовой формой;

- с организационной структурой, размерами производства (масштабами деятельности), характеристикой деятельности внутренних подразделений;

- с организацией бухгалтерского учета в производственной и коммерческой деятельности в основных, обслуживающих и прочих производствах;

- с правами, обязанностями и ответственностью собственников, руководителей и работников организации;

- с нормативными материалами, на основе которых экономические службы и другие подразделения осуществляют свою работу.

Необходимая информация может содержаться в годовых отчетах, в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности организаций, а также в их Уставах, в плановых заданиях, в пояснительных записках к бухгалтерскому отчету, в различных договорах, в докладных записках, актах ревизий и обследований, в другой документации предприятия.

Обучающийся может получить нужную информацию путем личных наблюдений, письменного и устного опросов сотрудников и руководителей организации либо ее подразделений.

Одновременно со сбором практического материала рекомендуется вести его предварительную обработку: составлять таблицы, графики, диаграммы, использовать методы сравнения, группировки, графический, индексный, экономико-статистический и другие.

При прохождении преддипломной практики для написания отчета обучающийся представляет систематизированные материалы по разделам практики.

 

Содержание отчета

Содержание

Включает наименование тематических разделов с указанием номера их начальной страницы.(Приложение 1).

2 Введение

- основная цель производственной (преддипломной) практики;

- объект исследования;

- предмет исследования;

- основные задачи производственной (преддипломной) практики:

1.Ознакомиться с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами, составить краткую технико-экономическую характеристику предприятия.

2.Ознакомиться с учетной политикой предприятия и внутренними нормативными документами, изучить организацию бухгалтерского учета: построение учетного аппарата; формы бухгалтерского учета; первичный учет и документооборот; взаимосвязь аналитического и синтетического учета.

3. По результатам работы предприятия за год составить краткое аналитическое заключение и дать рекомендации по совершенствованию работы и улучшению финансового состояния исследуемой организации в будущем.

4. Подробно изучить одно из направлений бухгалтерского и налогового учета хозяйственной деятельности (соответствующее теме дипломной работы обучающего), провести углубленный анализ с привлечением максимально возможной информации, имеющейся на предприятии.

5. Изучить степень автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии.

3 Общие сведения об организации:

- отраслевая принадлежность и вид экономической деятельности;

- организационно-правовая форма;

- номенклатура и ассортимент проданных товаров (выпускаемой продукции выполненных работ, оказанных услуг);

- краткая история создания;

- организационная структура (структурная схема);

- численность работников в целом и по подразделениям;

- рынки сбыта продукции, взаимоотношения с поставщиками сырья и материалов, товаров;

4 Организация бухгалтерского учета на предприятии:

- организационная структура бухгалтерии (представить схему с описанием взаимосвязей внутри бухгалтерии и распределением обязанностей между сотрудниками или участками бухгалтерии);

- организационная форма ведения бухгалтерского учета (централизованная, децентрализованная, смешанная);

- внутренняя регламентация деятельности бухгалтерской службы («Положение о бухгалтерии», должностные инструкции);

- распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии;

- должностные инструкции работников бухгалтерии. Следует привести основные положения должностных инструкций бухгалтеров, осуществляющих учет исследуемого объекта. Если эти должностные инструкции в организации отсутствуют, то следует их разработать.

5 Учетная политика предприятия:

- оценить полноту учетной политики (наличие 3 (трех) разделов:

организационно-технического, методологического для целей бухгалтерского учета, методологического для целей налогового учета);

- установить соответствие учетной политики требованиям ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и другим нормативным документам, соответствие особенностям деятельности организации;

- охарактеризовать основные элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения;

- перечислить и кратко охарактеризовать уплачиваемые организацией налоги, регистры и способы налогового учета.

6 Бухгалтерская отчетность:

- перечислить формы бухгалтерской отчетности и сроки ее представления;

- оценить правильность составления отчетности путем установления соответствия данных взаимосвязанных строк отчетных форм;

- оценить правильность составления отчетности на основе сопоставления данных отчетности и главной книги и других учетных регистров.

7Анализ основных показателей деятельности предприятия:

- на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности рассчитать показатели и оценить их динамику, заполнив таблицы 1-4.

Таблица 1 - Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса ООО ……… за отчетный период

Показатели Сумма, тыс.руб. Удельный вес, % Изменение, (+,-) Темп изменения, %
На начало отчетного года На конец отчетного года На начало отчетного года На конец отчетного года тыс.руб. по удельному весу, %
      4* 5* 6 (гр. 3 – гр. 2) 7 (гр.5-гр.4) 8 (гр.3/гр.2* 100)
АКТИВ              
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы              
Результаты исследований и разработок              
Нематериальные поисковые активы              
Материальные поисковые активы              
Основные средства              
Доходные вложения в материальные ценности              
Финансовые вложения              
Отложенные налоговые активы              
Прочие внеоборотные активы              
ИТОГО по разделу I              
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы              
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям              
Дебиторская задолженность              
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)              
Денежные средства и денежные эквиваленты              
Прочие оборотные активы              
ИТОГО по разделу II              
БАЛАНС              
ПАССИВ              
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (складочный капитал, уставной фонд, вклады товарищей)              
Собственные акции, выкупленные у акционеров              
Переоценка внеоборотных активов              
Добавочный капитал (без переоценки)              
Резервный капитал              
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)              
ИТОГО по разделу Ш              
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства              
Отложенные налоговые обязательства              
Оценочные обязательства              
Прочие обязательства              
ИТОГО по разделу IV              
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства              
Кредиторская задолженность              
Доходы будущих периодов              
Оценочные обязательства              
Прочие обязательства              
ИТОГО по разделу V              
БАЛАНС              

Расшифровка:

4* и 5*: гр. 4 и 5 рассчитываются как отношение каждой статьи баланса к строке «Баланс», умножив на 100. Данные берутся на начало и конец периода соответственно.

Таблица 1 заполняется на основании бухгалтерского баланса исследуемого предприятия. По результатам расчетов необходимо сделать вывод о динамике статей в абсолютном и относительном выражении (гр. 6 и гр. 8 соответственно), об изменениях, произошедших в структуре имущества (актива) и источников его формирования (пассива) (гр. 4,5,7).

Таблица 2 -Динамика показателей отчета о финансовых результатах ООО ….. за 20…-20… гг.

Показатели Сумма, тыс. руб. Отклонение (+, -) Темп роста, %
Прошлый год Отчетный год
      4 (гр.3-гр.2) 5 (гр. 3/гр.2 *100)
1.Выручка от продажи        
2.Себестоимость продаж        
3.Валовая прибыль (убыток)        
4.Коммерческие расходы        
5.Управленческие расходы        
6.Прибыль (убыток) от продажи        
7.Доходы от участия в других организациях        
8.Проценты к получению        
9.Проценты уплате        
10. Прочие доходы        
11. Прочие расходы        
12. Прибыль (убыток) до налогообложения        
13. Отложенные налоговые активы        
14. Отложенные налоговые обязательства        
15. Налог на прибыль        
16. Чистая прибыль (убыток)        

 

Для заполнения этой таблицы 2 используется отчет о финансовых результатах исследуемого предприятия. По итогам расчетов обучающемуся необходимо:

- сделать вывод о динамике показателей в абсолютном и относительном выражениях, используя данные граф 4 и 5 соответственно;

- оценить влияние факторов на изменение конечного финансового результата – чистой прибыли (убытка), - исходя из того, что увеличение доходной статьи оказывает положительное влияние, а увеличение расходной – отрицательное, и наоборот;

- предложить рекомендации, направленные на увеличение прибыли.

В настоящее время актуальной является оценка платежеспособности, необходимым и обязательным условием которой является ликвидность, контроль за соблюдением которой является в условиях риска важнейшей функцией специалистов.

Ликвидность – это важнейшая качественная характеристика деятельности предприятия, свидетельствующая об его финансовой надежности и стабильности. Под ликвидностью понимается способность организации обеспечить в любой период времени выполнение в денежной форме своих краткосрочных обязательств. Для оценки ликвидности студенту необходимо составить платежный баланс (табл.3), который отражает соблюдение (или несоблюдение) необходимых пропорций между активами и обязательствами.

Таблица 3 строится на основании группировки активов и пассивов баланса. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1. Наиболее ликвидные активы. К ним относятся статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты» и «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)».

А2. Быстро реализуемые активы - это дебиторская задолженность.

A3. Медленно реализуемые активы – это статьи «Запасы», «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и «Прочие оборотные активы».

А4. Трудно реализуемые активы – это 1 раздел баланса «Внеоборотные активы».

Пассивы баланса группируются по степени срочности погашения обязательств:

П1. Наиболее срочные обязательств – это кредиторская задолженность.

П2. Краткосрочные пассивы - это статьи из 5 раздела баланса: «Заемные средства», «Доходы будущих периодов», «Оценочные обязательства», «Прочие обязательства».

П3. Долгосрочные пассивы - это 4 раздел баланса «Долгосрочные обязательства».

П4. Постоянные или устойчивые пассивы - это статьи 3 раздела баланса "Капитал и резервы".

Таблица 3- Платежный баланс ООО…………..за отчетный год

Актив Сумма, тыс.руб Пассив Сумма, тыс.руб Платежный излишек (+) или недостаток (-)
На начало года На конец года На начало года На конец года На начало года На конец года
            7 (гр.5 – гр.2) 8 (гр.6-гр.3)
Абсолютно ликвидные активы (А1)     Наиболее срочные обязательства (П1)        
Быстрореализуемые активы (А2)     Краткосрочные обязательства (П2)        
Медленно реализуемые активы (А3)     Долгосрочные обязательства (П3)        
Труднореализуемые активы (А4)     Постоянные пассивы (П4)        
Баланс     Баланс        

 

По результатам таблицы 3 необходимо сделать вывод о платежеспособности предприятия. Баланс считается абсолютно ликвидным, а предприятие платежеспособным, если обязательства покрываются активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Для оценки ликвидности баланса с учетом фактора времени необходимо провести сопоставление каждой группы актива с соответствующей группой пассива.

1) Если выполнимо неравенство А1 > П1, то это свидетельствует о платежеспособности организации на момент составления баланса. У организации достаточно для покрытия наиболее срочных обязательств абсолютно и наиболее ликвидных активов.

2) Если выполнимо неравенство А2 > П2, то быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы и организация может быть платежеспособной в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами, получения средств от продажи продукции в кредит.

3) Если выполнимо неравенство А3 > П3, то в будущем при своевременном поступлении денежных средств от продаж и платежей организация может быть платежеспособной на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса.

Выполнение первых трех условий приводит автоматически к выполнению условия: A4<=П4

Идеальным считает ликвидность, при которой выполняются следующие условия:
А1 > П1
А2 > П2
А3 > П3
А4 < П4

Далее необходимо проанализировать эффективность деятельности предприятия (табл.4).

Таблица 4 Анализ экономической эффективности деятельности ООО ………….. за 201..-201..гг.

Показатели Прошлый год Отчетный год Изменение, (+,-)
      4 (гр.3-гр.2)
1.Среднегодовая величина активов, тыс.руб.      
2. Среднегодовая величина собственного капитала, тыс.руб      
3.Рентабельность продаж, %      
4. Рентабельность активов, %      
5. Рентабельность собственного капитала, %      

 

Расчет показателей таблицы 4:

1 Среднегодовая величина активов рассчитывается по средней арифметической, основываясь на данных бухгалтерского баланса.

Среднегодовая величина активов = (валюта баланса на начало года + валюта баланса на конец года)/2

2 Среднегодовая величина собственного капитала рассчитывается по средней арифметической, основываясь на данных бухгалтерского баланса.

Среднегодовая величина собственного капитала = (строка «Итого по 3 разделу» на начало + строка «Итого по 3 разделу» на конец года)/2

3 Рентабельность продаж = прибыль от продаж (п.6 табл.2)/выручка от продажи (п.1, табл.2)*100

Показывает эффективность основного вида деятельности предприятия и характеризует величину прибыли от продаж, приходящуюся на 1 рубль выручки от продажи товаров.

4 Рентабельность активов = чистая прибыль (п.16 табл. 2) / среднегодовая величина активов(п.1 табл.4)*100

Показывает эффективность использования имущества предприятия и характеризует величину чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль стоимости внеоборотных и оборотных активов.

5 Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль (п.16 табл. 2) / среднегодовая величина собственного капитала (п.2 табл.4)*100

Показывает эффективность использования собственного капитала предприятия.

По результатам расчетов таблицы 4 необходимо:

- оценить динамику показателей (гр.4);

- сделать вывод об экономической эффективности деятельности предприятия.

По результатам аналитической части необходимо разработать и предложить комплекс мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния исследуемого предприятия.

Практический материал по теме выпускной квалификационной работы.

Практический материал должен быть в двух экземплярах: один для отчета, другой – для выпускной квалификационной работы:

- нормативные документы, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета по выбранному объекту.

- организация и методика бухгалтерского или налогового учета объекта исследования в соответствии с организационно-распорядительными документами предприятия (организации)

- документооборот, регистры аналитического и синтетического учета выбранного объекта бухгалтерского учета.

Заключение

В заключении должно быть последовательное, логическое изложение выводов и их соотношение с целью и конкретными задачами работы, сформулированными во введении.

Выводы должны быть сформированы по следующим направлениям:

1. Оценка финансового состояния организации.

2. Оценка организации и методики ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации.

В части совершенствования учетной политики:

1. Состав учетной политики (на основании анализа полноты учетной политики);

2. Документооборота (на основании анализа документооборота);

3. Совершенствование и разработка внутренних регламентирующих документов;

4. Совершенствование рабочего плана счетов;

5. Совершенствование методов оценки активов организации;

6. Совершенствование методов учета;

7. Разработка и дополнение положений по составу, формированию и представлению внутренней и внешней отчетности.

В части совершенствования внутреннего контроля:

1. Совершенствование организации внутреннего контроля

(создание службы, должности, разработка должностных инструкций);

2. Разработка и совершенствование методики контроля;

3. Установление взаимосвязей между бухгалтерской, аналитической службами и службой контроля.

В части анализа:

1. Совершенствование организации аналитической работы;

2. Совершенствование информационной базы анализа;

3. Разработка предложений по формированию внутренней

отчетности и ее анализу;

4. Совершенствование методики анализа с учетом специфики

деятельности организации;

5. Выявление резервов улучшения деятельности организации и

разработка на этой основе управленческих решений.

В части автоматизации бухгалтерского учета, аудита, контроля,

анализа:

1. Внедрение автоматизированной системы бухгалтерского учета;

2. Расширение возможностей применяемой системы автоматизации;

3. Обоснование применения новых программных продуктов и их конфигураций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: