На выполнение контрольной работы отводится 1 учебный час (40 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение заданий части 1 -15 минут; части 2 – 30 минут.
- Обобщённый план итоговой работы по биологии
№ | Проверяемые элементы содержания | Проверяемое умение | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
Общая характеристика простейших. Особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших. | Определять на основе совокупности признаков принадлежность организмов к определённой систематической группе | Б | ||
Особенности организации кишечнополостных. | Устанавливать общность происхождения организмов на основе сопоставления особенностей строения и функционирования | Б | ||
Особенности организации плоских червей. | Выявлять отличительные признаки клеток, тканей, организмов | Б | ||
Особенности организации круглых червей | Выявлять отличительные признаки процессов, характерных для живых организмов | Б | ||
Особенности организации кольчатых червей | Устанавливать общность происхождения организмов на основе сопоставления особенностей строения и функционирования | Б | ||
Особенности организации моллюсков. | Определять на основе характерных признаков принадлежность организмов к отделам, типам | Б | ||
Общая характеристика вирусов. | Выявлять признаки, определяющие принадлежность живых организмов к определённой систематической группе | Б | ||
Общая характеристика рыб. | Обнаруживать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов | Б | ||
Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. | Определять на основе совокупности признаков принадлежность организмов к определённой систематической группе | Б | ||
Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. | Выявлять признаки различия организмов и процессов | Б | ||
Особенности организации и экологическая дифференцировка птиц | Приводить примеры проявления у организмов приспособленности к среде обитания | Б | ||
Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих | Различать существенные и несущественные признаки процессов, характерных для живых организмов | Б | ||
Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого | Выявлять признаки, определяющие принадлежность живых организмов к определённой систематической группе | Б | ||
Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме. | Объяснять результаты наблюдений и биологических экспериментов по изучению живых организмов | Б | ||
Умение оценивать правильность биологических суждений | Описывать и использовать приёмы использования биологических знаний в повседневной практической деятельности | Б | ||
Умение проводить множественный выбор | Выявлять признаки сходства организмов и процессов | П | ||
Умение проводить множественный выбор | Выделять существенные признаки биологических объектов и процессов | П | ||
Умение устанавливать соответствие | Выявлять признаки сходства организмов и процессов | П | ||
Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов | Осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определённой систематической группе | П | ||
Умение включать в текст пропущенные биологические термины и понятия. | Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями биологических объектов | П | ||
Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму | Называть, используя биологические объекты или их изображения, отличительные особенности животных разных типов | П | ||
Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) | проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями | П |
|
|
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ ЗА 8 КЛАСС
Часть 1.
1. Какой одноклеточный организм относят к царству Животные?
1) амёбу
2) хлореллу
3) хламидомонаду
4) дрожжи
2. Что свидетельствует о древности кишечнополостных животных?
1) наличие ротового отверстия
2) прикреплённый (сидячий) образ жизни
3) наличие раздельнополых особей
4) небольшое разнообразие клеток, образующих их тело
3. Чем покрыто снаружи тело свободноживущих плоских червей?
|
1) клетками, на которые не действуют пищеварительные ферменты
2) более плотным слоем цитоплазмы
3) известковой раковиной
4) удлинёнными клетками с ресничками
4. Личинка аскариды развивается в
1) воде
2) малом прудовике
3) организме человека
4) почве, богатой перегноем
5. У какой группы в ходе эволюции впервые появилась кровеносная система?
1) Кишечнополостные
2) Плоские черви
3) Кольчатые черви
4) Моллюски
6. На каком рисунке изображено животное, у которого нет наружного хитинового скелета?
1) 2) 3) 4)
7. К доклеточным формам жизни относят
1) холерный вибрион
2) туберкулёзную палочку
3) вирус герпеса
4) дизентерийную амёбу
8. Основное значение слизи, выделяемой кожными железами рыбы, заключается в
1) усилении чувствительности органов боковой линии
2) защите чешуи от поселения на ней одноклеточных водорослей
3) снабжении чешуи питательными веществами
4) уменьшении трения тела рыбы о воду
9. Для какого класса хордовых характерно наличие кожно-лёгочного дыхания?
1) Рыбы
2) Земноводные
3) Рептилии
4) Птицы
10. Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно
1) наружное оплодотворение
2) разделение тела на голову, туловище и хвост
3) развитие с образованием личинки
4) внутреннее оплодотворение
11. Перелёты птиц связаны с
1) частыми осенними дождями
2) сокращением мест гнездования
3) минусовой температурой воздуха в зимний период
4) недостатком или отсутствием пищи в осенне-зимний период
12. Эмбрион млекопитающих получает питание для своего развития через систему органов
1) кровообращения
2) пищеварения
3) дыхания
4) выделения
13. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Кролик Жираф Слон | Лягушка Паук Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) источник питания
2) способ размножения
3) характер передвижения
4) органы кровообращения
14. Изучите график зависимости роста насекомого от продолжительности жизни (по оси х отложено время (в днях), а по оси у — длина насекомого (в см)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 14 по 22 день развития личинки насекомого?
1) резко увеличивается в размере, после чего наступает плавное увеличение роста
2) равномерно растёт в течение всего времени
3) не изменяет своих размеров
4) резко увеличивается в размере, после чего рост прекращается
15. Верны ли следующие суждения о значении птиц в природе?
А. Насекомоядные птицы распространяют плоды и семена растений в природе.
Б. Хищные птицы в природе регулируют численность мелких птиц.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2.
16. Какие из перечисленных признаков характерны для костных рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) один круг кровообращения
2) сухая, ороговевающая кожа
3) трехкамерное сердце
4) наличие боковой линии
5) органы дыхания — жабры
6) наличие пятипалых конечностей
Ответ:_____________________
17. Известно, что обыкновенный бегемот, или гиппопотам, — крупное полуводное травоядное млекопитающее. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Масса крупных самцов достигает 4 тонн, длина тела 3 метра, высота в плечах до 1,65 м. Ноздри, глаза и уши несколько приподняты, что позволяет бегемоту дышать, смотреть и слышать, оставаясь почти полностью под водой.
2) Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — большую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу только ночью на несколько часов для кормежки.
3) Шкура бегемота имеет серо-коричневый цвет с розоватым оттенком и достигает толщины 4 см.
4) Общая длина пищеварительного тракта (желудок и кишечник) составляет 60 метров, что позволяет бегемоту значительно полнее усваивать клетчатку из растений.
5) Половой диморфизм выражен слабо, самки меньше самцов на 10%.
6) Бегемот относится к отряду парнокопытных, так как его конечности имеют четыре пальца, каждый из которых оканчивается подобием копытца.
Ответ:_____________________
18. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ЖИВОТНОЕ |
А) при передвижении по суше не касается брюхом земли Б) артериальная и венозная кровь не смешиваются В) тело покрыто роговыми щитками Г) передние конечности приспособлены к хождению Д) имеет воздушные мешки Е) является плотоядным | 1) крокодил 2) голубь |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
19. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Земноводные
2) тип Хордовые
3) род Жабы
4) царство Животные
5) отряд Бесхвостые
Ответ:___________________
20. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ
Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) гусеница | 2) личинка | 3) куколка | 4) яйцо |
5) неполное превращение | 6) полное превращение | 7) взрослое насекомое | 8) чешуекрылое |
A | Б | В | Г |
21. Рассмотрите фотографии собаки породы азавак. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
22. Прочитайте текст и выполните задание.
НАХЛЕБНИЧЕСТВО, КВАРТИРАНТСТВО И КООПЕРАЦИЯ
Между организмами разных видов, составляющих ту или иную экосистему, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.
Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречаются выгодные для одной и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартирантство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя одностороннюю пользу, не причиняя им при этом никакого вреда.
При нахлебничестве организмы-нахлебники потребляют остатки пищи организмов-хозяев. Например, песцы, живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; гиены в африканских саваннах – остатками пищи львов; рыбы-прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников. При квартирантстве организмы- квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов-хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, на коре деревьев поселяется лишайник пармелия, использующий деревья в качестве места жительства; мелкие соколы – пустельга и кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон. Некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц и норах грызунов, то есть находят в них для себя убежище.
Нахлебничество и квартирантство содействуют совместному существованию разных видов организмов в природных сообществах и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартирантство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.
В природных сообществах встречается и взаимовыгодное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Взаимовыгодные связи возникают в процессе эволюции на основе предшествующего паразитизма или других форм биотических взаимоотношений. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация) до такого состояния, когда присутствие партнёра становится обязательным условием жизни каждого из них (симбиоз).
Кооперация наблюдается между раком-отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – раковине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защищает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.
Используя содержание текста «Нахлебничество, квартирантство и кооперация» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Что один организм-нахлебник извлекает (получает) от другого?
2) Каков характер отношений между организмами в квартирантстве?
ОТВЕТЫНА ЗАДАНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ