Понятия общественного договора и политического организма Ж.-Ж.Руссо.




Основными понятиями в учении Руссо являются понятия общественного договора и политической организации.
Общественный договор – это осознанный отказ от индивидуального естественного состояния, преобразовавший естественное состояние в политическое и обращающее из участников общества неделимое целое, называемое народом.
Суть общественного договора по Руссо – не событие, но мысль, актуализируемая в каждом участнике общества при возникновении общественно важного факта и порождающая общую волю, называемую политическим организмом.
Политический организм – это образуемый в общественном договоре субъект власти и права, который являются сувереном, когда активен, государством когда пассивен и державой к себе подобным.
Участники политического организма в совокупности называются народом.
По отдельности, в отношении друг к другу – гражданами, к политическому организму – подданными.

 

Статус суверенитета политического организма в учении Ж.-Ж.Руссо; соотношение политического организма и государства.

Государство образуется на основе суверенитета, обладаемого политическим организмом, но само государство не обладает суверенитетом.
Суверенитет политического организма неотделим и неотчуждаем:
1. Не может быть передан, ни государству, ни монарху.
2. Не может быть разделен на полномочия.
Политический организм образует или изменяет государство, осуществляя свою суверенную власть следующими двумя способами:
1. На референдуме.
2. Путем революции.

Что является источником права в исторической школе права? Соотношение права и языка; понятие духа народа.

Историческая школа права – одна из трех основных концепций права.
Суть концепции: отрицание естественного права, утверждение в качестве единственно существующего, позитивного права, источником которого утверждается не государство, но дух народа.
Дух народа – это комплекс явлений политической и частной жизни, объединенных не рационализируемой идеей, существующей только для данного народа и не доступная вне него.
Идеей, обосновывающей историческую школу права, является идея связи права с языком: право это прежде всего языковой факт.
Обусловленность права языком образует его историческую локальность.
Наряду с отрицанием естественного общечеловеческого права, историческая школа права отрицает общественный договор.
Государство возникает на основе национального духа.

Понятие либерализма; соотношение политической и индивидуальной свобод.

Б. Констан является родоначальником либерализма, он констатирует понятие индивидуальной свободы, как более важное, нежели чем политическая.
Политическая свобода – это средство для достижения цели, а личная свобода - есть сама цель.
Либерализм – это политико-правовая идеология индивидуальной свободы, как высшей ценности.
Политическая свобода – совокупность прав, образующая возможность управления обществом.
Индивидуальная свобода – совокупность прав, источником которых являются личные способности и особенности. К этим способностям не относится то, что является общечеловеческим по природе и общественным.
Следствием приоритета становится отрицание естественных прав. Это происходит потому, что естественные права обосновывают политическую свободу, а не личную.

Понятие позитивистской концепции права; отличие позитивизма от исторической концепции.

Позитивистская концепция права – это утверждение того, что существует только позитивное, волеустановленное право, а естественное (вечное) право не существует.
Непосредственным источником позитивизма является либерализм, в частности утилитаристский либерализм Бентана.
Отличие позитивизма от либерализма: нет обусловленности права идеей свободы и идеей пользы.
Отличие позитивизма от исторической концепции: единственным источником права является закон (закон есть закон).

Понятие права в позитивизме Дж.Остина; понимание суверенитета и источника права по Остину.

Право в строгом смысле – это правило, установленное лицом или учреждением, являющимся сувереном.
Суверен по Остину – это лицо или учреждение, в ответ на действие которого, большинство выражает или осуществляет повиновение – своим действием или бездействием.
Тогда когда право исходит от суверена, обретает устойчивое повиновение большинства, а так же имеет форму приказа. Защищено санкцией, оно и есть закон, а суверен есть государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: