Божественное: естественное (вечное право - закон), волеустановленное (божественный волеустановленный закон).
Человеческое: человеческий естественный закон (закон разума), волеустановленное (государственный закон).
Классификация является иерархической: все виды законов определяются в последовательности от высшего к низшему.
В иерархии законов Ф. Аквинского государственное право оказывается подчиненным праву духовной власти.
Таким образом, приоритет церкви над государством получает обоснование в системе права – в этом политический смысл учения Аквинского.
Главные отличия данных учений:
*Справедливость на земле возможно, вследствие действия полной иерархии законов.
*Божественное естественное право оказывает влияние на остальные виды законов (только при этом они справедливы).
В его концепции соотношения закона и права под законом в самом общем виде имеется в виду известное правило и мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него. Более конкретно он определяет закон следующим образом: "Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе" Аквинский дает следующую классификацию законов:
1) вечный закон (lex aeterna),
2) естественный закон (lex naturalis),
3) человеческий закон (lex humana) и 4) божественный закон (lex divina).
Вечный закон, представляет собой всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум в качестве верховного общемирового направляющего начала, абсолютного правила и принципа, который управляет всеобщей связью явлений в мироздании (включая естественные и общественные процессы) и обеспечивает их целенаправленное развитие. Вечный закон как закон всеобщий является источником всех других законов, носящих более частный характер.
Естественный закон, согласно которому вся богосотворенная природа и природные существа (в том числе и человек), в силу прирожденно присущих им свойств, движутся к реализации целей, предопределенных и обусловленных правилами (т.е. законом) их природы. Смысл естественного закона для человека как особого существа, одаренного богом душой и разумом (прирожденным, естественным светом разумения и познания), состоит в том, что человек по самой своей природе наделен способностью различать добро и зло, причастен к добру, и склонен к действиям и поступкам свободной воли, направленной к осуществлению добра как цели. Это означает, что в сфере практического поведения человека (в области практического разума, требующего делать добро и избегать зла) действуют правила и веления, естественно определяющие порядок человеческих взаимоотношений в силу прирожденных влечений, инстинктов и склонностей человека (к самосохранению, браку и деторождению, к общежитию, богопознанию, уважению достоинства каждого человека и т.д.).
Человеческий закон - это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди, замечает он, могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение. Человеческим (положительным) законом, согласно учению Аквинского, являются только те человеческие установления, которые соответствуют естественному закону (велениям физической и нравственной природы человека), иначе эти установления - не закон, а лишь искажение закона и отклонение от него. С этим связано отличие справедливого человеческого (позитивного) закона от несправедливого.
Аквинский различает два вида несправедливых законов: Несправедливые законы первого вида (в них отсутствуют те или иные обязательные признаки закона, например, вместо общего блага имеют место частное благо законодателя, превышение им своих правомочий и т.д.), хотя и не обязательны для подданных, но их соблюдение не запрещается в видах общего спокойствия и нежелательности культивировать привычку не соблюдать закон.
Ко второму виду несправедливых законов относятся те, что противоречат естественному и божественному законам. Такие законы не только не обязательны, но и не должны соблюдаться и исполняться.
Божественный закон - закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в Ветхом и Новом завете).
|
|
Что такое этатизм?
Эпоха возрождения – это процесс внезапной трансформации средневековой древней культуры в 14-16 вв.
Одним из основных явлений возрождения является секуляризация – обретение культуры светского (не зависящего от духовной культуры) характера.
Политическая секуляризация проявляется в теории этатизма.
Этатизм – это утверждение абсолютной роли государства в общественной и частной жизни. Автором теории этатизма являются Н. Макиавелли.
11. Цель государства и чистая политика по Н.Макиавелли.
Государство по Макиавелли - это система подчинения единичной воле сдерживающей разрушительный эгоизм большинства.
Для поддержания этой системы в активном состоянии необходимо вести политическую борьбу – бороться за сохранение власти. Поэтому государство является непрерывным и главным участником политики. Поэтому, что бы общество не погибло, необходимо государство.
Государство – высшая ценность.
Политика – независимая от общества сфера, содержание которой, борьба за власть и ее содержание.
Предмет политики – власть и ее эффективность. Власть – это способность осуществления воли человека или группы людей в отношении многих людей.