Характерные черты культуры России XVIв.
1. Распространение публицистики
2. Появление книгопечатания
3. Возникновение шатрового стиля в архитектуре
4. Широкое строительство крупных оборонительных сооружений
5. Значительное влияние церкви на развитие культуры
Период формирования единой русской культуры, складывающейся из достижений культуры народов русских земель.
отражение в культуре процесса укрепления самодержавной власти и становление абсолютизма, Концепция «Москва- 3-й Рим» (послания игумена Филофея Василию III); постепенная секуляризация /обмирщение/ российской культуры, при сильном влиянии православной церкви.
7. развитие культуры во взаимодействии с культурами других стран.
В XV в. возрождается общерусское летописание.
Первая летопись, так называемая Троицкая, подчеркивает идею единства Руси, была составлена в Москве.
Была проведена большая работа по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 г. было предпринято составление новой летописи, главной мыслью которой было обоснование необходимости союза московской великокняжеской власти с городским населением местных центров в целях объединения Руси.
Одним из самых значительных произведений стала летопись, составленная в Москве 1479 г.
Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной центральной власти. В них прослеживается идея о том, что Москва является наследницей и преемницей Киева и Владимира. Чтобы подчеркнуть эту идею, все московские летописи начинались с «Повести временных лет».
В XV в. развивается новый жанр: повесть. Новый этап развития жанра «Хождения» (описание путешествий): «Хождение» Стефана Новгородца (о своем путешествии в Константинополь в 1348 или 1349 гг.) «Повесть о Меркурии Смоленском» - 2 пол. XV – нач. XVI вв (Меркурий спас Смоленск: по велению Богоматери отправился в татарский стан, истребил многих татар и тем самым спас Смоленск во время нашествия 1239 г.) |
«Хождение за три моря» Написал тверской купец Афанасий Никитин. Был в Индии в 1471-1474 гг. Привязанность к своей стране и ее вере сочеталась с отсутствием нетерпимости к другой религии, что позволило ему свблизиться с последователями индуизма в мусульманском государстве Бахманидов. Поницает раздоры между князьями, скорбит о том, что в Русской земле м «мало справедливости». Демонстрирует ег достаточно высокую религиозность верхушки городского населения, т.к. пытался соблюдать посты в других странах, ориентируясь на мусульманский календарь. |
Основные события /процессы/ | Год/-ы/, суть событий /процессов/ | |||||
Училища при монастырях и церквах | Учились 2 года началам богословия, чтению, письму, иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовались богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики появились только во второй половине XVI в. | |||||
Первая книга «Апостол» Иван Федоров –создатель первой типографии в Москве Петр Мстиславец – его помощник | 1564 г. Появление печатных книг способствовало распространению грамотности и имело огромное значение для последующего развития культуры | |||||
«Часословец» | 1565 г.Книга для обучению грамоте | |||||
Лицевой летописный свод | Записи событий по годам, доказательство избранности правителей России, общерусский характер московской власти. События всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевой, т.к. оформлен роскошными миниатюрами – лицами. | |||||
Степенная книга | История России: русская история как процесс восхождения русского народа к Богу от Владимира Святого до Ивана IV. | |||||
Казанская история | История Казанского ханства и завоевания Казани русскими войсками. Борьба Ивана IV с боярами, гимн самодержавию. | |||||
Светоч сердец | Аднашем Хафиз: о событиях взятия Казани русскими войсками, совет о том, как сохранить самобытность в условиях военного поражения. | |||||
Поэмы Мухамедьяра | Татарский поэт | |||||
Нартский эпос | Эпос народов Кавказа | |||||
Джангар | Эпос калмыков: приключения сказочных героев-богатырей в сказочной стране Бумба | |||||
Зародилась публицистика | Основная тема – самодержавная власть | |||||
«Сказание о князьях Владимирских» | Доказывает происхождение московских государей от императора Августа О передаче византийским императором князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху царских регалий, которыми тот венчался на царство – обоснование царского титула | |||||
Иван Пересветов «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмете-салтане» | Отстаивал самодержавную власть государя, опирающуюся на дворянство. | |||||
Андрей Курбский, вел переписку с Иваном Грозным. | Курбский был приближенным Ивана Грозного, входил в состав Избранной рады. В начале Ливонской войны был военачальником, перебежал на сторону Литвы, выдал военные секреты, воевал против России. Бегство Курбского произошло до начала преследований Грозным бывших соратников по Избранной раде. В своих письмах Грозному отстаивал права на участие бояр в управлении. Иван Грозный отстаивал права на самодержавную неограниченную власть: «Горе царствам, коими владеют многие.» | |||||
Хронограф | Сборник рассказов по всемирной истории | |||||
Четьи-минеи (чтения ежемесячные) | Рассказы для чтения (все произведения распределены по месяцам и дням; вобрали все книги, читавшиеся на Руси) | |||||
«Домострой» Сильвестра | Рациональное хозяйствование; семья подчиняется ее главе; правила наказаний домашних главой семьи | |||||
Архитектура | ||||||
Создание Царь-пушки | 1586 г. в России была отлита как боевое орудие, самая большая для своего времени пушка в мире, весом около 40 тонн – литейщик Андрей Чохов | |||||
Московский Кремль – Иван III | Итальянские зодчие | |||||
Грановитая палата. – Иван III | Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари | |||||
Архангельский собор Московского Кремля – Иван III | 1505-1508 гг. Алевиз Новый – усыпальница царей | |||||
Храм Рождества Иоанна Предтечи, Москва | Не существует сейчас. | |||||
Колокольня Ивана Великого | Бон Фрязин | |||||
Стены и башни Китай-города | 1535-1538 гг. Петрок Малый. Примыкала к Кремлю со стороны Красной площади. Была построена с целью защиты посада. | |||||
Шатровый стиль | ||||||
Церковь Вознесения в Коломенском | 1528-1532 гг. – в честь рождения будущего царя Ивана Грозного – первый шатровый храм | |||||
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву /храм Василия Блаженного/ | 1555-1561 г. Барма и Посник. В память о взятии Казани | |||||
Смоленская крепостная стена Белый город | 1585-1591 гг. Федор Семенович Конь. В границах Бульварного кольца Москвы | |||||
Земляной вал вокруг Москвы | Конец XVI в. | |||||
Живописцы | ||||||
Бытийное письмо | ||||||
Дионисий | Иконы и фрески Успенского монастыря – главный кафедральный собор, там венчали на царство, усыпальница патриархов Расписал Ферапонтов монастырь | |||||
Икона «Церковь воинствующая» - посвящена взятию Казани | Военный успех истолкован как результат покровительства высших сил | |||||
Изобразительное искусство. |
Феофан Грек: прибыл из Византии, был очень образован.
Фрески сохранились лишь в церкви Новгорода «Спаса на Ильине улице» (1378 г.)
![]() ![]() ![]() ![]() |