К вопросу о сельскохозяйственной кооперации в России: проблемы развития





Галуза Т.С.

Научный руководитель: к.ю.н, доцент Власов В.А.

Красноярский Государственный Аграрный Университет

В 1996 г. Международный кооперативный альянс принял следующее определение кооператива «автономное объединение лиц с целью реализации их общих экономических, социальных, культурных потребностей и стремлений на основе совместной собственности и контролируемого на демократической основе предприятия». МОТ полагает, что кооператив – это ассоциация лиц, как правило, располагающих ограниченными средствами, которые объединились для создания демократической по своему характеру хозяйственной деятельности, основанной на принципах равенства, единственной целью которых является оказание услуг своим членам. С юридической точки зрения мы имеем здесь коллектив лиц, объединившихся с определенной целью, которые реально учреждают юридическое лицо с тем, чтобы организовать экономическую деятельность в соответствии со своими принципами и доктриной. И наконец, с экономической точки зрения, мы имеем организованную деятельность, особого рода организация лиц, действующих в сфере производства и услуг, трудовых отношений или в сельском хозяйстве, результаты труда которых используются для развития либо коммерциализации кооператива с целью выполнения стоящих перед ними задач в соответствии с действующими нормами, собственными принципами и ценностями.

В современный период правовое положение сельскохозяйственных кооперативов имеет множество пробелов и расхождений в различных нормативно-правовых актах. Мы в своей работе, попытались проанализировать некоторые проблемные аспекты сельскохозяйственных кооперативов и постарались найти выход из сложившейся ситуации.

Несмотря на то, что сельскохозяйственная кооперация представляет собой форму организации аграрной отрасли общественного производства в редакции закона «О сельскохозяйственной кооперации» она определена как «система сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов».

Помимо того что сами понятия кооперативов являются нелепыми и не совсем совместимыми, так еще и соединение двух разнородных видов деятельности ведет к проблемам в организации налогообложения, трудностям в определении кредитной стратегии кооперативного сектора экономики.

Потребительские общества, даже если они организуют коллективную переработку продукции земледелия и животноводства, не говоря об объединении с целью совместного получения услуг или товара, исключительного для личного потребления не входят в облагаемую базу коммерческих предприятий. Напротив, товарищества по совместной обработке сельскохозяйственного сырья для производства товарной продукции, безусловно, подлежат налогообложению на обычных основаниях предусмотренных для хозяйственных субъектов.

Попробуем проанализировать кредитование, еще один важный аспект кооперативной деятельности. Мировой опыт показывает, что потребительские общества, возникающие как альтернативная форма самоорганизаванного населения для получения товара, исключая существующую коммерческую товаропроизводственную сеть или эксклюзивных социальных услуг вне государственных, муниципальных и предпринимательских учреждений, не могут рассчитывать на государственные преференции. Совсем другое дело предприятия производящие продовольствие и занимающие, таким образом, важное место в жизнеобеспечении государства. В большинстве стран мира сельхозпроизводители пользуются кредитом и другими услугами на льготных условиях обеспечиваемых государством.

Редакцией 11 июня 2003г. в Закон «О сельскохозяйственной кооперации» внесено понятие и предусмотрена процедура ассоциированного членства физических или юридических лиц, что противоречит смыслу кооперативной организации аграрного сектора экономики.

Имманентность кооперации сельской отрасли общественного хозяйства обусловлена ее родовыми преимуществами, вытекающими из гармонизации интересов труда и собственности. Именно мотивированный труд кооператора, сочетающего в одном лице собственника и трудящегося, обеспечивает высокую эффективность и жизнеспособность кооперативного сектора сельского хозяйства, функционирование которого в едином организме с живой природой и в условиях ограниченной возможности разделения труда сводит к минимальным значениям масштабы применения наемной рабочей силы.

Не учитывая взаимосвязь институционального содержания кооперативных предприятий с особенностями аграрной отрасли экономики, способной эффективно действовать только на основе высокомотивированного труда работника отечественный законодатель посчитал необходимым включить в кооперативный организм инородное тело – юридическое лицо, тем самым поставив под сомнение обязательность заинтересованного труда кооператора для достижения высоких производственных результатов. Напомним, что попытка игнорировать индивидуальную заинтересованность труженика в результатах труда при создании коллективных сельских хозяйств энтузиастами кооперативного движения 19 века советской практикой колхозного строительства ни к чему позитивному не привела.

Кроме того, логика законодателя заключается в том, что в сельскохозяйственной кооператив могут входить исключительно юридические лица, например, организованные как частнокапиталистические предприятия. Такая возможность предусмотрена п.2 ст.15 Закона. В таком случае назвать предприятия кооперативным вообще нельзя.

В мировой практике достаточно примеров, когда несколько благополучных сельскохозяйственных кооперативов становятся учредителями, например перерабатывающего предприятия или даже целой корпорации. Однако и в этом случае основной успеха остается первичный кооператив, объединяющий исключительно индивидуальных товаропроизводителей.

Статьи 3 и 4 закона разъясняют существо двух организованных форм сельскохозяйственной кооперации: сельскохозяйственных производительных кооперативов и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. К производственным кооперативам закон относит сельскохозяйственные артели (коопхозы), обобществляющие все стороны производственного цикла: собственно производство, снабжение, сбыт и колхозы, организованные главами крестьянских хозяйств «для совместной деятельности по обработке земли, производства животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза».

Сельскохозяйственные производственные кооперативы определены законом как «коммерческие организации» и должны создаваться «для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции». Такая трактовка сущности сельскохозяйственной кооперации не вызывает сомнений, в том числе и определение ее коммерческой природы. Возражение вызывает исключительно инкорпорированная в закон ст. 4 «Сельскохозяйственные потребительские кооперативы», согласно этот вид кооперации, также как и производственные объединения, создается «сельскохозяйственными товаропроизводителями». Каким образом кооперативы товаропроизводителей являются «некоммерческими организациями» знает лишь законодатель. Экономическая наука не знает примеров предприятий занятых «переработкой сельскохозяйственной продукции», «продажей продукции» (не доставкой ее для личного потребления), организованных в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, и т.д. на некоммерческой основе.

Впрочем, такая возможность в действительности существует, в случае если такие объединения создаются потребителями для удовлетворения личных потребностей и таким образом представляют собой потребительские товарищества.

Предприятие же, обеспечивая производство (пусть даже личное, подсобное, садоводческое) товарной продукции, не может являться некоммерческим потому что в цене готовой продукции, реализуемый обязательно с учетом определенной нормы прибыли заложена, в том числе стоимость всех сопутствующих производству товарных составляющих.

Главная функция потребительского кооператива «поставки сельскохозяйственным производителям необходимым им потребительских товаров» упоминается вскользь одном из положений п. 6 той же статьи 4 закона.

При этом, в законе говорится о том, что сельскохозяйственный потребительский кооператив лишь на половину обслуживает нужды своих членов, а остальные 50 % оборота осуществляет на свободном рынке и получает прямую прибыль от посреднических операций, которая распределяется на основе ст. 36 закона. Таким образом получается, что закон дает больше вопросов чем ответов, руководствуясь которыми должна строить свою хозяйственную практику сельскохозяйственная кооперация.

В современных условиях существует острая необходимость приспособить общее гражданско-правовое учение о физических и юридических лицах к современным особенностям сельского хозяйства и определить особенности правового положения сельскохозяйственных кооперативов как производственных в сфере производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, так и производственного обслуживания, реализации продукции, кредитования, страхования, налогообложения.

Мы считаем, что выходом из сложившейся ситуации является принятие в нашей стране общего Федерального закона «О кооперации», в котором должно быть закреплено понятие кооператива, функционирующего на основе общепризнанных кооперативных принципов, роль, место и значение кооперативов в социально-экономической стратегии Российского государства, принципы кооперации, классификация и особенности и создания и функционирования кооперативов, формы взаимодействия государства и кооперативов, способы и методы поддержки государством различных видов кооперативов. Необходимо так же учесть зарубежный опыт, ообязательным пунктом является внесение соответствующих изменений в ГК РФ.

Главная задача здесь состоит еще в том, чтобы создать благоприятный правовой режим деятельности кооперативов к государственной кредитной и финансовой поддержке, а также налогообложения. Кодификация законодательство о кооперации должна направляться на решение следующих задач: уменьшение числа принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения, обеспечением правового регулирования всех отношений в сфере кооперации, унификация правового режима при регулировании однородных отношений, сознательная нейтрализация возможных неблагоприятных случайностей в правовом обеспечении деятельности кооперативов, достижении задачи систематического конструирования кооперативного законодательства, вытеснения правового усмотрения в деятельности кооперативов.

 

 

Литература:

1. Федеральный закон от 3 ноября 2006г. № 183-ФЗ «О Селькохозяйственной кооперации»;

2. Чаянов А.В. Избранные произведения. Сборник / Сост. Е.В. Серов. М.: Московский рабочий, 1989. С. 247;

3. Смирнов А.В., Кудрявцев А.А., Палаткин И.В., Бухгалтерский учет и налогообложение в сельскохозяйственных потребительских кооперативах: Методические рекомендации / под ред. И.В. Палаткина. Пенза, 2009. С. 22.

4. Дьяченко К.П., Дьяченко В.П. Потребительская кооперация в городской социальной сфере, торговле и производстве. М., 2000.

5. Титов Е., Монако О. Налогообложение коммерческой деятельности сельхозкооператива // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 11.

 





Читайте также:
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.018 с.