Чем Ноах занимался целый год в ковчеге?
Какой духовный смысл его пребывания там, его служение животным?
Чему это учит нас и о чем это нам говорит, и что Всевышнийхочет нам через все это сказать?
Ответ на эти вопросы будет самым важным уроком, которому Всевышний хочет нас сегодня научитьчерез недельнуюглаву «Ноах».
(Быт.5:30-32)
28 Ламех ( внук Еноха )жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной,
(Енох – это тот праведник, которого Всевышний взял на Небо живым, в возрасте 365 лет за благочестие.
Его жизнь является примером тшувы для все поколений:
Сирах 44:15- Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов .)
(Быт.5:30-32)
28 Ламех ( внук Еноха )жил сто восемьдесят два года и родил сына,
Мы понимаем, что Тора духовна, и она говорит, не только о внешнем, но и о внутренних процессах, происходящихв человеке, в частности в самом Ламехе.
и нарек ему имя: Ной,: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог].
(Быт.3:17)
Всевышний Адаму же сказал: за то, что ты … проклята земля за тебя
( Землю, из которой был взят и сделан сам Адам, и теперь его потомкам нужно, проходить этот Путь ицавон ,- в скорби, в страданияхвозделывая эту землю в поте внутреннего лица, и вкушать лехем (хлеб)эд –(свидетеля) и в этом всём будет проходить процесс его возвращения в Ган Эден.
Другими словами, на этом Пути страданий, которые формирует дух Адама, его потомков, Ноахпо мысли Ламеха отца его, который родил сына, (Ноя),: принесет утешениелюдям в этом труде.
И это духовно пересекается именно с тем, о чём мы читаем сейчас в нашей недельной главе и сравним:
(Рим.8:3-5)
3 Как закон (Тора), ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона(Торы) исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
Утешение приходит к нам, через познание Машиаха- это Слово Всевышнего:
(2Кор.1:5)
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
По мысли отца (Ламеха), который родил сына, (Ноах),принесет утешениелюдям в этом труде над землёю, которую надо было в скорби, в страданиях возделывать.
Тора через свои образы, говорит нам, о тех духовных процессах, которые будут проходить в человеке, на его пути в Подобие Образа Всевышнего.
Наша недельная глава «Ноах» начинается того, чтоНоах,«ИШЦАДИКТАМИМ »- (МУЖПРАВЕДНЫЙи ЦЕЛЬНЫЙ)«ЭТА-ЭЛОГИМХИТХАЛЭХНОАХ»-«СОВСЕСИЛЬНЫМХОДИЛ НОАХ»:ִִּדיקַצ-праведный,справедливый,правый;
(Быт.6:9)
9 Вот житие Ноя:
Ной был человек праведный (цадик)и непорочный(тамим) в роде своем; Ной ходил пред Богом.
ЭТА-ЭЛОГИМХИТХАЛЭХНОАХ –
ХИТХАЛЭХ - «иди к себе истинному, наступая на себя, к Лицу Всевышнего и становись непорочным »/ «הִתְהַלֵּךְ לְפָנַי וֶהְיֵה תָמִים» [hитhалех лэ-панай вэ-hийеh тамим]
ЭТ – предлог «С» - «СОВСЕСИЛЬНЫМХОДИЛ НОАХ».
ВСЕСИЛЬНЫЙ - аспект суда Всевышнего в этом мире.
Первое речение Всевышнего: Он говорит о том, что Он выводит Свой народ из Египта, для того, чтобы быть вашим Элогим
(Лев.22:31-33)
31 И соблюдайте заповеди Мои и исполняйте их. Я Господь.
32 Не бесчестите святого имени Моего, чтоб Я был святим среди сынов Израилевых.
Я Господь, освящающий вас,
33 Который вывел вас из земли Египетской, чтоб быть вашим Богом(быть вашим Элогим). Я Господь.
Чтобы быть Всесильным каждого из нас – Превечный ставит печать на этом.
В этом суть Нового Завета, как Всевышний говорит через пророка Иермиягу.
НОАХХОДИЛ с ЭЛОГИМ.
И мы понимаем, что это очень высокий духовный уровень.
И время, в котором родился Ноах, в котором он жил до потопа, было временем, когда уже всякая плоть извратила свой путь на Земле.
Другими словами, вся жизнь Ноаха в первом мире, (600 лет жизни Ноаха), проходила в окружении полного развращения и людей и животных, когда [хамас] наполнил землю.
И понятно, что в таком окружении, Ноаху трудно проповедовать Евангелие.
Мы это можем понять, потому, что происходит в мире сейчас вокруг нас.
И мы понимаем, что из людей живущих вокруг нас, есть колеблющиеся, и те, кто обманутые.
И все они нуждаются в том, чтобы слышать слова Истины, и, чтобы праведники этого мира, явили им свою милость и не закрывались от них.
Мудрецы говорят о Ноахе приводя притчу.
Они говорят, что в мире есть два вида праведников:
Мидраш этот хасиды поясняют притчей о цадиках (праведниках).
Когда в комнате холодно, один цадик ( праведник) надевает шубу, а другой разводит огонь.
Так вот, Ноах – цадик ( праведник) который в шубе.
Когда возрастает в мире охлаждение к Торе, есть праведники, которые удаляются этих людей, от этого мира, уединяются в своей семье.
А есть праведники, которые видя охлаждение людей к Торе, по мере увеличения беззакония, идут к этим людям, разъяснять Законы Всевышнего, о которых может быть они никогда и не слышали, хотя в сердце своем, они это знают.
И когда они слышат проповедь Евангелия, кто знает, как это отзовется в их сердцах, толькоВсевышний.
(Матф.13:29)
29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы;
Когда я читал о Ноахе – цадик ( праведник) который в шубе, раньше, я не мог этого принять.
Он 120 лет со всей своей семьей трудился над строительством ковчега.
Через этот труд и через те вопросы, которые задавали ему люди, не понимая, зачем Ноах строит вообще ковчег, когда моря рядом нет.
Через это строительство, Ноах давал свидетельстволюдям о том, что грядет суд Всевышнего, и им нужно пересмотреть свои пути перед Всевышним.
Ноах«ИШЦАДИКТАМИМ »- для меня это было веским основанием для того, чтобы не предъявлять претензий к Ноаху, ведь так назвал его Сам Всевышний.
Но, вот сейчас я начинаю понимать, что праведный – цадик и хэсэд - милосердный- это разные качества души.
Можно быть праведным и непорочным – цадик, и ходить с Элогим, с судом внутри себя и вокруг себя, но, вместе с тем, не проявлять милосердие к тем людям, которые по понятиям такого праведника,нельзя помочь, они уже как бы, совсем далеко ушли от Превечного.
И с этой связи, мудрецы сравнивают поведение Ноаха с Авраамом.
Авраам ходил среди людей, тоже, которыеуклонились от Пути Всевышнего, и призывал их Именем Всесильного, использовал любую возможность вступиться за них перед Превечным, даже за людей Содома и Гоморры.
Ноах же ходил со Всесильным сам по себе, в душе его не было той настоятельной потребности обращаться к людям и заступаться за них, которая была в душе Авраама.
Спасти свое поколение было в силах Ноаха, н о, он не заботился о людях своего поколения.
А мог бы, за 120 лет зная, что грядет Потоп(Мабуль), обратиться к ним, призвать их к покаянию и тем спасти людей.
Однако он не был из тех, которые кормили других, духовной пищей.
Именно поэтому,Ноаху нужно было 120 лет трудится над ковчегом.
Ведь ковчег можно было построить гораздо быстрее, и Всевышний мог бы ему помочь, и вообще Сам мог дать ему этот ковчег.
Но, это время такого напряжённого труда, нужно было Ноаху именно для того, чтобы он всё-таки смог свидетельствовать людям,о том, что они уклонились от Пути Истины и чтоих ждет суд Всевышнего.
И когда так смотришь на продолжительность строительства ковчега, тогда начинаешь понимать, что и в этом милость Всевышнего к Ноаху, создав такие условия для Ноаха, помогает ему, нести это благовествование своему поколению.
Мидраш рассказывает, что, выглянув из Ковчега, Ноах увидел опустошенную Землю и, пораженный этой картиной, зарыдал:
«Что сделал Ты?! Как разрушил Ты Мир Свой!»
И ответил Бог: «Глупый пастырь! Думать тебе об этом надо было тогда, когда Я предупреждал тебя о грядущем Мабуле.
Но ты, как услышал, что сам спасен будешь, на том и успокоился ».
Вот эта успокоенность, что Всевышний меня спасёт, а до остальных мненет дела, и требует от Всевышнего того, чтобы исправить такого праведника, такого, как Ноах и научить его качеству хэсед, качеству милостии милосердия ко всему Своему творению.
И как же Всевышний это будет делать?
Почему потоп длился сто пятьдесят дней, а продолжался 1 год и 10 дней?
Чем в духовном плане Ноах занимался в ковчеге?
Ответ: успокоение Ноаха, в отношении своего спасения, стало причиной того, что ему нужно теперь будет заботиться, о всех этих чистых душах (Причём, он не знает какое время).
До тех пор, пока Всевышний увидит перемены в его душе.
Пока Ноах научится качеству хэсед.
И теперь, в ковчеге, Ноах по решению Всевышнего, должен познать эту необходимость заботы о всех живущих существах,которых сотворил Всевышний.
И познать это не теоретически, и не через откровение, а собственным трудом, бегая без продыху, из клеткив клетку, днём и ночью, каждому подавая за каждым убирая, едва-едва успевая обслужить всех, кто были в ковчеге.
И когда, так начинаешь смотреть на все эти события в жизни Ноаха, начинаешь видеть, что Мабуль – (потоп) для Ноаха, имеет смысл не только спасения, но и наказания, и научения.
Целый год и 10 дней он, проходит школу самоотречения, днем и ночью живет в принудительных трудах, всех кормя и обслуживая.
То есть, полностью умерев для себя и служа, для всех.
Так же, как сотворенному Мира необходимо было перетвориться, для это Всевышний изливает Верхние воды исмешивает всё, и по сути,мир возвращается ктому состоянию, когда и верхние нижние воды, ещё не были разделены и суши ещё не было.
И через это - Всевышнийперетворяет этот Мир, как говорят комментарии, уменьшает эту плотскую силу Земли, которая в человеке, так сильно воздействовала на его дух и порабощала его.
Как сотворенному Мира необходимо было перетвориться, так и Ноаху, который станет семенем всего человечества для Нового мира.
Нужно было переродиться в Ковчеге, чтобы к его качествам цадик и тамим, обрести качество хесед.
Ноах не знает, как он будет спасён и, что с ним произойдёт, он все делает по повелениюВсевышнего, Который дает ему задание: строить Ковчег – он строит; войди в Ковчег - он входит, и всё это он делает не по своей воле, а строго по указаниюВсевышнего.
Ноах покидает прежний мир, вступает в Новый мир.
И в этом мире ему уже надлежит установить новый тип взаимоотношений, с теми, кого он взял с собой, кого Всевышний ему доверил.
Обратите внимание, что среди всех этих животных: чистые животные и нечистые, но, все, которые не нарушили закон Лемино, причём, и мужское- и женское отдельно.
Ноах не знает,сколько времени он будет находиться в ковчеге и как теперь мы понимаем, что это время, напрямую будет связано с тем, как быстро он обретёт это качество хесед.
(Быт.6:19) Введи также в ковчег [из всего живого, из всего, что достойно] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых (чтобы дать жизнь, с тобою); мужеского пола и женского пусть они будут.
Вот именно этот стих говорит о том, что жизнь в ковчеге это не продолжение той жизни, которая была до потопа.
А жизнь в ковчеге возобновляется илиделается с Ноахом, через Ноаха: