Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду)




 

Опросник разработан А.А.Барановым, основываясь на типологии акцентуаций личности по Карлу Леонгарду. Состоит из 72 утверждений, которые опрашиваемый должен принять или отвергнуть как соответствующие или несоответствующие его поведению.

Позволяет определить доминирующие акцентуации темперамента, характера и стиля мышления. Наиболее эффективен для экспертной оценки указанных параметров личности.

При обработке результатов опроса учитываются лишь утверждения, на которые испытуемый ответил утвердительно. В таблице 1. приведены цифры акцентуаций и номера утверждений, которые соответствуют этим акцентуациям. Так, например, педантическая акцентуация характера (шифр-03) будет наблюдаться у испытуемого, который считает, что утверждения 3, 15,27, 39, 41, 53, 65 соответствуют его поведению.

Различные утверждения в разной степени отражают выраженность акцентуации, поэтому следует присваивать им разные баллы. Например, утверждения с 49-го по 60-е в наименьшей степени характерны для соответствующих акцентуаций, поэтому за них присваивается 1 балл. Утверждения с 61-го по 72 – в максимальной, поэтому за них присваивается 6 баллов. Все остальные имеют промежуточные значения баллов (см. таблицу, левая колонка).

Руководствуясь описанной шкалой, подсчитывается общая сумма баллов. Набранных испытуемым, и определяются типы акцентуаций темперамента (05-10), характера (01-04), и стиля мышления (11-12).

ТИПЫАКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (по К.Леонгарду)

01. Демонстративный

02. Злопамятный

03. Педантичный

04. Возбудимый

05. Оптимист

06. Циклический

07. Пессимист

08. Экзальтированный

09. Тревожный

10. Мягкосердечный

11. Экстраверт

12. Интроверт

Список утверждений

1. Любит украшения, которые выделяют его среди других людей.

2. Долго помнит неприятные переживания.

3. Стремится к тому, чтобы все было на своих местах.

4. Легко впадает в гнев

5. Инициативность – его главная черта.

6. Бывает так, что настроение меняется у него без видимых причин.

7. Чаще бывает пассивным.

8. Выделяется яркостью и искренностью чувств.

9. Можно сказать, что он человек робкий.

10. Он человек мягкосердечный.

11. У него преимущественно приподнятое настроение.

12. Отличается своеобразием мышления.

13. Ему легко удается вступать в контакты с незнакомыми людьми.

14. Можно сказать, что он человек честолюбивый.

15. Всегда придерживается правила: перед началом дел неоднократно все взвешивать.

16. Бывает прям и резок в отдельных суждениях.

17. Может и умеет ловчить и изворачиваться в затруднительных ситуациях.

18. Он способен на неожиданный поступок.

19. Склонен все усложнять всевозможными условностями.

20. Склонен к альтруистическим поступкам.

21. Не умеет сколько-нибудь уверенно лгать.

22. Хотя он человек настроения, но крайние реакции ему не свойственны.

23. Его высказывания и поступки большей частью импульсивны, не оцениваемые предварительно внутренне, мыслительно не оцененные.

24. Несколько «оторван» от бытия.

25. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, старается быть таким, каким его ожидают видеть.

26. Ему нелегко переключаться на новое дело, но потом, разобравшись, справляется с ним лучше других.

27. Отличается надежностью и точностью своих решений и действий.

28. В коллективе почти всегда претендует на роль лидера.

29. Ему удается быстро находить выход из тупиковых ситуаций.

30. Можно сказать, что он человек ситуации.

31. Склонен подчиняться и уступать.

32. Легковерен на всякие слухи.

33. Избегает ответственности.

34. Трудно переносит вид крови.

35. Его нрав прямой и открытый.

36. Может придерживаться мнения, которое резко отличается от мнения большинства.

37. Анализирует свое поведение в общении.

38. Может длительно бороться за свои взгляды, убеждения, не боясь потерять авторитет.

39. Склонен к нерешительности, рассуждательству.

40. Главным считает свой напор, а не силу противника.

41. Бывают случаи недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям.

42. Иногда на некоторое время или несколько дней, а то и недель «уходит в себя»

43. Его поведение определяется в первую очередь морально-политическими нормами общества.

44. Склонен к паникерству.

45. Доверчив в общении с друзьями.

46. Исполнителен, с чувством долга.

47. Его кредо – «куда подует ветер, туда и он».

48. Он человек малообщительный, общается, преимущественно по необходимости.

49. Без особого труда может изменить свое настроение.

50. Не предпринимает первым мер к примирению, если был участником конфликта.

51. Нередко переносит исполнение дела на более поздний срок или на другой день недели.

52. Предпочитает жить реальной жизнью, а не планами на нее.

53. Может быть душой общества.

54. Иногда сам не знает, что ему надо.

55. Избегает и не любит шумное общество.

56. Обладает художественным вкусом.

57. Весьма тонко чувствует, кто и как к нему относится.

58. Его легко обидеть.

59. Для достижения цели предпочитает использовать апробированные способы, приемы, наборы действий.

60. В труде склонен раздумывать, как сделать лучше, с меньшими затратами времени и сил.

61. Можно сказать, что он человек демонстративный.

62. Можно сказать, что он человек злопамятный.

63. Можно сказать, что он человек педантичный.

64. Можно сказать, что он человек импульсивный.

65. Можно сказать, что он яркий оптимист.

66. То оптимистичен, то вдруг пессимистичен.

67. Можно сказать, что он выраженный пессимист.

68. Можно сказать, что он человек пылкий.

69. Можно сказать, что он достаточно тревожен.

70. Можно сказать, что они слишком миролюбивый.

71. Можно сказать, что он человек непосредственный.

72. Можно сказать, что он человек обособленный.

 

Таблица 1.

Баллы за соответствующие поведению обследуемого утверждения Цифры акцентуаций личности (01-12) и номера ответствующих утверждений
                       
                         
                         
                         
                         
                         
                         
Сумма баллов                        

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заканчивая данную работу можно сказать, что цель работы, а именно отличие понятия «акцентуации характера» от понятия «психопатии», была выполнена. Как я поняла, акцентуация характера – это лишь малое проявление отклонения какой-либо черты характера от нормы, тогда как психопатия – это дальнейшее отклонение от нормы. Между психопатией и акцентуацией проходит некая граница, которую психологу важно вовремя заметить. Акцентуированные люди все-таки имеют преимущество над людьми, не имеющими намека на акцентуацию в связи с их индивидуальностью и определенным направлением развития, которая дает им акцентуация.

В описании типов акцентуаций многие авторы дают типам разные обозначения и интерпретируют их по-разному. Так, Немов Роберт Семенович и А.Е. Личко (который составлял свою классификацию акцентуаций характера, наблюдая за подростками) дают свои определения типам акцентуации, различные тем что я использовала в своей работе: психастенический, шизоидный, сенситивный, астеноневротический, лабильный, циклоидный и гипертимный.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психологический словарь/авт. - сост. В. Н.Копорушина, М. Н.Смирнова, Н. О.Гордеева; Под общей ред. Ю. Л.Неймера. - Ростов на Дону: Феникс, 2003

2. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

3. Симоненко В. Д., Суровцкая.Т. Б., Ретивых,М. В. Профессиональное самоопределение школьников. Брянск, 1995.

4. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2008

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев. Вища школа, 1989.

6. Реан А. А., Бордовская Н. В. Психология и педагогика – Спб.: 2001

7. Реан А. А. Психология изучения личности. – Спб, 1999

8. Немов Р.С. Психология: учеб для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: в 3 кн./Р. С.Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - кн.3.Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

9. Личко Е. Психопатии и акцентуации характера у пордростков. – Л.: Медицина, 1983.

10. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: в 3 кн./Р. С. Немов. – 4-е изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 2. Психология образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: