Теория и методика
Экологического воспитания дошкольников
Задания для учебной
и производственной практики
Преподаватель предмета:
Теория и методика экологического
образования дошкольников
Маринич Наталья Владимировна
Новокузнецк, 2017
Задания на учебную практику (12 часов)
Задание 1. Наблюдение и анализ организации и проведения различных видов экологических занятий в разных возрастных группах ДОУ
Форма отчета: протоколы наблюдений (обязательно приложить конспект наблюдаемого занятия)
Протокол наблюдения организации и проведения различных видов экологических занятий в разновозрастных группах ДОУ
Возрастная группа_________________________________________________________
Дата проведения_____________________ Количество детей______________________
Тема_____________________________________________________________________
Программное содержание___________________________________________________
| Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | Другое | |
| 1. | Характеристика программного содержания: •соответствие задач программе группы; •соответствие уровню развития детей данной группы; •объём программного содержания; •конкретность формулировок программного содержания | ||||
| 2. | Характеристика деятельности воспитателя: •выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач; •соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы; •правильность, точность применения этих приёмов | ||||
| 3. | Характеристика деятельности детей: •освоение детьми программного содержания по задачам; •особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию); •учебные навыки детей | ||||
| 4. | Характеристика условий проведения занятия: •соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий; •соответствие требованиям материально-технических условий; •соответствие требованиям функционально-педагогических условий |
ВЫВОД:
Задание 2. Наблюдение и анализ организации проведения целевых прогулок к природному или социальному объекту в старшем дошкольном возрасте
Форма отчета: протоколы наблюдения в свободной форме (обязательно приложить конспект наблюдаемой целевой прогулки)
Задание 3. Наблюдение и анализ проведения экологических экскурсий в базовом ДОУ
Форма отчета: протоколы наблюдения экскурсии (обязательно приложить конспект наблюдаемой экскурсии)
Анализ (самоанализ) экскурсии
Возрастная группа______________________________________________________
Дата проведения_____________________ Количество детей___________________
Тема экскурсии_________________________________________________________
Вид экскурсии__________________________________________________________
Программное содержание:________________________________________________
| № п/п | Критерии анализа | Уровни оценок | ||
| Высокий | Средний | Низкий | ||
| 1. | Соответствие программного содержания экскурсии развитию и возрасту детей | |||
| 2. | Познавательный эффект экскурсии (наличие элементов нового) | |||
| 3. | Развитие мыслительной деятельности детей на экскурсии (обеспечение усилий и напряжение мыслительной деятельности ребенка, наличие поисковых ситуаций) | |||
| Развитие психических процессов у детей | ||||
| - речь; | ||||
| - внимание; | ||||
| - память; | ||||
| - мышление | ||||
| 5. | Воспитательная ценность экскурсии (развитие ребенка) | |||
| 6. | Выполнение педагогических и гигиенических требований к организации всей экскурсии | |||
| - разрешение заведующей, методиста; | ||||
| - безопасность; | ||||
| - нагрузка; | ||||
| - одежда; | ||||
| - оборудование; | ||||
| 7. | Эстетика занятия: | |||
| - внешний вид детей; | ||||
| - внешний вид специалиста; | ||||
| - место; | ||||
| - эстетичность используемого оборудования | ||||
| 8. | Использование наглядных пособий | |||
| - их качество; | ||||
| - разнообразие; | ||||
| - целесообразность применения. | ||||
| 9. | Продуманность построения занятия | |||
| - мотивация; | ||||
| - части занятия, их взаимосвязь; | ||||
| - рациональность смены видов деятельности на занятии; | ||||
| - профилактика утомления (наличие физкультурной паузы). | ||||
| 10. | Разнообразие методов и приемов | |||
| - соответствие приемов развитию детей, требованиям методики данной программы | ||||
| - приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (владение педагогом организацией детского коллектива); | ||||
| - приемы обеспечения эмоциональности экскурсии, поддержание интереса детей; | ||||
| - приемы преподнесения новых знаний с опорой на имеющийся опыт детей; | ||||
| - приемы активизации самостоятельного мышления детей; | ||||
| 11. | Речь педагога | |||
| - грамотность; | ||||
| - доступность; | ||||
| - логичность; | ||||
| - эмоциональность | ||||
| 12. | Педагогический такт специалиста | |||
| 13. | Индивидуальная работа с детьми с учетом индивидуальных особенностей развития | |||
| 14. | Качество выполнения заданий (работ) детьми | |||
| 15. | Поведение детей на экскурсии | |||
| - дисциплинированность; | ||||
| - организованность. | ||||
| 16. | Развитие навыков учебной (мыслительной) деятельности (умение слушать и слышать, смотреть и видеть и принимать задание) | |||
| 17. | Подведение итога занятия | |||
| 18. | Анализ детьми выполненных заданий (как оценивают полученный результат: радуются, любуются, проявляют равнодушие) | |||
| Итого: |
Примечание. В графе «уровни оценок» ставить значок «+», если критерий анализа соответствует уровню оценки.
Выводы экскурсии _______________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Предложения и рекомендации _____________________________________________
___________________________________________________________________________________
Задание 4. Наблюдение и анализ проведения прогулки
Форма отчета: протоколы прогулки