Роберт Рождественский, поэма «Ожидание (монолог женщины)»




 

Ожидание
(монолог женщины)

М. Т.

Вот ведь как!

Явилась первой,

Надо было опоздать.

Где-нибудь в сторонке встать...

Что поделать -

сдали нервы...

Шла -

как будто на экзамен,

с пятницы считала дни...

Как же:

«Встреча под часами»!

Под часами.

Вот они.

А его на месте нет...

(Как некстати нервы сдали!)

Ну ещё бы! -

На свиданье

не была я

столько лет!..

Даже страшно подсчитать...

Что ж я:

рада иль не рада?

Там увидим...

Только надо,

надо было опоздать!

Дура!

Сделала прическу,

влезла в новое пальто,

торопилась, как девчонка.

Прибежала...

Дальше что?

 

Современная женщина,

современная женщина!

Суетою замотана,

но, как прежде, - божественна.

Пусть немного усталая,

но, как прежде, – прекрасная.

До конца непонятная,

только сердцу подвластная.

Современная женщина,

современная женщина, -

то грустна и задумчива,

то светла и торжественна.

Доказать её слабости,

побороть её в дерзости

зря мужчины стараются,

понапрасну надеются.

Хоть не хвастает силою,

но на ней - тем не менее -

и заботы служебные,

и заботы семейные.

Всё на свете познавшая,

все невзгоды прошедшая, -

остаётся загадкою

современная женщина.

 

Ромео моего

пока что

незаметно.

Что ж,

подождём его.

Я очень

современна!..

Порой берёт тоска:

Ведь нужно быть, к примеру,

кокетливой

(слегка!)

и неприступной

(в меру!).

Всё

успеваешь ты:

казаться беззаботной

и покупать

цветы

себе,

идя с работы,

Самой себе

стирать,

себе готовить ужин,

квартиру убирать

с усердием ненужным.

Подруге позвонить

замужней и счастливой, -

и очень мудрой

слыть,

быть

очень терпеливой,

Выслушивать слова

и повторять, не споря:

«Конечно,

ты права!

Мужья -

сплошное горе».

И трубку положить

спокойно и устало.

И, зубы стиснув,

жить

во что бы то ни стало!

И маяться одной,

забытой,

как растенье.

И ждать

очередной -

проклятый! -

день рожденья...

И в зеркало смотреть.

И все морщины

видеть.

И вновь себя

жалеть.

А чаще –

ненавидеть!..

Нести

свою печаль.

Играть с судьбою

в прятки.

И плакать

по ночам.

А утром

быть в порядке.

Являться в институт

и злиться без причины...

Ну,

вот они идут

по улице -

мужчины!

Красавцы на подбор

с достоинством спесивым.

Самодовольный пол,

считающийся

сильным.

Как равнодушны

вы!

И как же вы

противны,

изнеженные

львы!

Потасканные тигры!

Глядящие

людьми,

стареющие телом...

Да где он,

чёрт возьми?!

И в самом деле,

где он?..

 

«Скорая помощь» -

по городу, словно по пОлю

голос вселенской беды,

будто флаг, вознеся.

(Господи,

может быть, что-то случилось

с тобою?!)

Улица вся обернулась.

И замерла вся.

Воплем тугим

переполнены сердце и память.

Он оглушает:

Успеть бы!

Успеть бы!

Успеть!..

Вновь с телефонного диска

срывается палец.

«Скорая помощь»

пронзает застывший проспект...

 

Мир озирается.

Просит любовь о спасенье.

И -

до сих пор неподвластны толпе докторов, -

рушатся

самые прочные дружбы

и семьи.

А у певицы -

горлом не песня,

а кровь.

Голос несчастья над городом мечется снова...

Странно, что в эти минуты,

всему вопреки,

веришь

в извечную помощь

тихого слова.

В скорую помощь

протянутой доброй руки.

 

Ну, приди же,

любимый!

Приди!

Одинокой мне быть

запрети.

Приходи, прошу,

приходи.

За собой

меня поведи...

Стрелки глупые торопя,

не придумывая ничего,

я уже простила

тебя -

повелителя своего.

Всё обычно

в моей мечте.

Я желаю -

совсем не вдруг -

быть распятою

на кресте

осторожных и сильных

рук.

Чтобы стало нам горячо,

а потом -

ещё горячей!..

И уткнуться

в твоё плечо.

И проснуться -

на этом плече.

 

Вот видишь,

тебя и любимым

назвать я успела.

Не надо бы -

сразу...

Ведь лучше -

когда постепенно.

Ведь лучше - потом,

лучше - после...

Любимый, послушай,

ведь лучше...

Ну где я найду

это самое

«лучше»?!

 

О, если бы знал ты, любимый,

как страшно и дико

давать о себе объявленье в газету:

«Блондинка,

вполне симпатичная,

добрая,

среднего роста...

Её интересы:

домашний уют и природа.

Имеет профессию.

Ищет надёжного друга...»

О, если бы знал ты,

как всё это пошло!

И - трудно...

Порой, в темноте,

рассуждаю я очень спокойно:

пройдёт одиночество это,

наступит - другое.

Настанет пора,

и закружатся

листья из меди.

В окошко моё постучит

одиночество

смерти.

Нет, я не пугаюсь.

Я знаю,

что время жестоко.

Я всё понимаю.

И всё принимаю.

Но только

тому одиночеству

я не желаю

сдаваться!

Хочу быть

любимой!

Живою хочу

оставаться.

Смеюсь над другими

и радуюсь дням и рассветам.

И - делаю глупости!

И - не жалею об этом.

Дышу и надеюсь...

О, господи,

как это больно!..

Ты видишь, любимый:

я вот она -

вся пред тобою.

Слова мне скажи!..

Ну, пожалуйста.

Нет больше мочи!..

Чтоб - только не молча,

не молча.

Чтоб только -

не молча!..

Слова говори мне,

слова говори мне -

любые!

Какие захочешь,

чтоб только – не молча,

любимый!

Слова говори мне.

Без этого радость -

не в радость...

Скажи,

что со мной хорошо.

И что я тебе нравлюсь.

Скажи,

что ты любишь меня.

Притворись на мгновенье!..

Соври,

что меня не забудешь.

Соври,

я поверю.

 

А может, просто

плюнуть и уйти?

И пусть

его

терзают угрызенья!..

(Ну-ну,

шути, родимая, шути!

Нашла ты славный повод

для веселья.)

Останусь,

чтобы волю испытать!..

Ещё немного подождём.

Помедлим...

Ведь женщины

давно привыкли ждать.

Чего-чего,

а это мы умеем...

 

Птицы спрятаться

догадаются

и от снега укроются...

Одинокими

не рождаются.

Ими после

становятся.

Ветры зимние

вдаль уносятся

и назад возвращаются.

Почему,

зачем,

одиночество,

ты со мной

не прощаешься?

Пусть мне холодно

и невесело, -

всё стерплю,

что положено...

Одиночество -

ты профессия

до безумия сложная!

Ночь пустынная.

Слёзы затемно.

Тишина безответная...

Одиночество -

наказание.

А за что -

я не ведаю...

Ночь окончится.

Боль останется.

День

с начала закрутится...

Одинокими

не рождаются.

Одиночеству

учатся.

 

Ну, приди же,

любимый!

Приди!

Одинокой мне быть

запрети!

За собой меня

поведи.

Приходи, прошу,

приходи!

Задохнувшись,

к себе прижми

и на счастье,

и на беду...

Если хочешь,

замуж возьми.

А не хочешь -

и так пойду.

 

Слово то какое:

«замуж» -

сладкий дым...

Лишь бы он пришёл,

а там уж

поглядим.

Пусть негусто

в смысле денег

у него, -

приголубим,

приоденем, -

ничего!

Лишь бы дом мой,

дом постылый,

не был пуст.

Пусть придёт -

большой и сильный, -

курит пусть!

Спорит,

ежели охота.

Пусть храпит!..

Так спокойно,

если кто-то

рядом

спит.

Хорошо бы

пил не очень.

И любил,

хоть немножечко!..

А, впрочем,

лишь бы

был...

Без него теперь мне точно

нет житья!..

Да зачем я так?!

Да что же,

что же

я?!

 

Черт с тобой!

Не приходи!

Вспоминать -

и то противно...

Сгинь!

Исчезни!

Пропади!

Я-то

нюни распустила...

Не желаю подбирать

со стола

чужие крохи.

Если вновь захочешь врать -

ври

уже другой дурёхе!..

Ишь,

нашёлся эталон!

Я в гробу таких

видала!

Тоже мне

Ален Делон

поселкового масштаба.

Бабник!

Только и всего.

Трус!

Теперь я точно знаю...

Он решил,

что на него

я

свободу

променяю?!

Думал:

баба влюблена!..

Что?

Не вышло?

Ешьте сами!

Вашей милости цена -

три копейки

на базаре.

Я везде таких

найду!

Десять штук

на каждый вечер...

Не звони -

не подойду!

Не отвечу,

не отвечу!

 

Как без тебя?

Как?..

Был ты

синицей в руках.

Что без тебя

я?

Словно земля

ничья.

Стонет моя

боль.

Я бы пошла

за тобой!

Шла бы,

закрыв глаза,

тихая,

как слеза...

Мне без тебя

как?

Птицей стать

в облаках?

Реять

в ночной темноте?

Крылья уже

не те...

Злую печаль

пью.

Злюсь на судьбу

свою.

Вижу

её свет...

Есть ты там

или нет?

Мечется

мой

крик!

Он от других

скрыт.

Боль

отдается в висках:

Как без тебя?

Как?

 

Стану

верной женою.

Не пройди стороною, -

буду

верной женою.

Над судьбой

и над домом

стану

солнышком добрым,

над судьбой

и над домом.

Хочешь -

буду сестрою.

От несчастий прикрою,

хочешь -

буду сестрою.

Скажешь -

буду рабыней.

Если только любимой,

то могу -

и рабыней.

 

Кто может чуду приказать:

«Свершись!» -

от собственного крика

холодея?..

Мне кажется:

я жду

уже всю жизнь.

Мне кажется:

я жду

почти с рожденья.

Я буду ждать

до самого конца!

Я буду ждать

за смертью

и за далью!

Во мне стучат

сестёр моих

сердца.

Сестёр по жизни

и по ожиданью.

 

В этот час

миллионы моих незнакомых сестёр,

ничего не сказав,

никому и ни в чём не покаясь,

ожидают мгновенья

взойти

на высокий костёр,

на костёр настоящей любви,

и - сгореть,

улыбаясь.

В этот час мои сёстры

на гребне такой высоты,

простирая в бессмертье

зовущие

нежные руки,

Ждут любимых своих

под часами

всесильной мечты.

Под часами судьбы.

Под часами

надежды и муки...

В этом взрывчатом мире

забытой уже

тишины,

где над всеми

бессонное время

летит безучастно,

не придётся вам пусть никогда

ждать любимых

с войны!

Не придется вам пусть никогда

ждать любимых

напрасно!

 

Рядом с бронзой царей,

разжиревших

на лжи и крови,

рядом с бронзой героев,

рискнувших собой в одночасье,

должен выситься памятник

Женщине,

ждущей любви!

Светлый памятник Женщине,

ждущей

обычного счастья...

Вновь приходит зима

в круговерти метелей и стуж.

Вновь для звёзд и снежинок

распахнуто небо ночное...

Все равно я дождусь!

Обязательно

счастья дождусь!

И хочу, чтобы вы

в это верили

вместе со мною.

 

...Ну, приди же,

любимый!

Приди!

 

ИДИОТ, Достоевский

Она упала в кресла и залилась слезами. Но вдруг что-то новое заблистало в глазах ее; она пристально и упорно посмотрела на Аглаю и встала с места:

-- А хочешь, я сейчас... при-ка-жу, слышишь ли? только ему при-ка-жу, и он тотчас же бросит тебя и останется при мне навсегда, и женится на мне, а ты побежишь домой одна? Хочешь, хочешь? -- крикнула она как безумная, может быть почти сама не веря, что могла выговорить такие слова.

Аглая в испуге бросилась было к дверям, но остановилась в дверях, как бы прикованная, и слушала.

-- Хочешь, я прогоню Рогожина? Ты думала, что я уж и повенчалась с Рогожиным для твоего удовольствия? Вот сейчас при тебе крикну: "Уйди, Рогожин!", а князю скажу: "Помнишь, что ты обещал?". Господи! Да для чего же я себя так унизила пред ними? Да не ты ли же, князь, меня сам уверял, что пойдешь за мною, что бы ни случилось со мной, и никогда меня не покинешь; что ты меня любишь, и всё мне прощаешь, и меня у... ува... Да, ты и это говорил! И я, чтобы только тебя развязать, от тебя убежала, а теперь не хочу! За что она со мной как с беспутной поступила? Беспутная ли я, спроси у Рогожина, он тебе скажет! Теперь, когда она опозорила меня, да еще в твоих же глазах, и ты от меня отвернешься, а ее под ручку с собой уведешь? Да будь же ты проклят после того за то, что я в тебя одного поверила. Уйди, Рогожин, тебя не нужно! -- кричала она почти без памяти, с усилием выпуская слова из груди, с исказившимся лицом и с запекшимися губами, очевидно сама не веря ни на каплю своей фанфаронаде, но в то же время хоть секунду еще желая продлить мгновение и обмануть себя. Порыв был так силен, что, может быть, она бы и умерла, так, по крайней мере, показалось князю. -- Вот он, смотри! -- прокричала она наконец Аглае, указывая рукой на князя. -- Если он сейчас не подойдет ко мне, не возьмет меня и не бросит тебя, то бери же его себе, уступаю, мне его не надо!..

И она и Аглая остановились как бы в ожидании, и обе как помешанные смотрели на князя. Но он, может быть, и не понимал всей силы этого вызова, даже наверно можно сказать. Он только видел пред собой отчаянное, безумное лицо, от которого, как проговорился он раз Аглае, у него "пронзено навсегда сердце". Он не мог более вынести и с мольбой и упреком обратился к Аглае, указывая на Настасью Филипповну:

-- Разве это возможно! Ведь она... такая несчастная!

Но только это и успел выговорить, онемев под ужасным взглядом Аглаи. В этом взгляде выразилось столько страдания и в то же время бесконечной ненависти, что он всплеснул руками, вскрикнул и бросился к ней, но уже было поздно! Она не перенесла даже и мгновения его колебания, закрыла руками лицо, вскрикнула: "Ах, боже мой!" -- и бросилась вон из комнаты, за ней Рогожин, чтоб отомкнуть ей задвижку у дверей на улицу.

Побежал и князь, но на пороге обхватили его руками. Убитое, искаженное лицо Настасьи Филипповны глядело на него в упор, и посиневшие губы шевелились, спрашивая:

-- За ней? За ней?..

Она упала без чувств ему на руки. Он поднял ее, внес в комнату, положил в кресла и стал над ней в тупом ожидании. На столике стоял стакан с водой; воротившийся Рогожин схватил его и брызнул ей в лицо воды; она открыла глаза и с минуту ничего не понимала; но вдруг осмотрелась, вздрогнула, вскрикнула и бросилась к князю.

-- Мой! Мой! -- вскричала она. -- Ушла гордая барышня? Ха-ха-ха! -- смеялась она в истерике, -- ха-ха-ха! Я его этой барышне отдавала! Да зачем? Для чего? Сумасшедшая! Сумасшедшая!.. Поди прочь, Рогожин, ха-ха-ха!

Рогожин пристально посмотрел на них, не сказал ни слова, взял свою шляпу и вышел. Чрез десять минут князь сидел подле Настасьи Филипповны, не отрываясь смотрел на нее и гладил ее по головке и по лицу обеими руками, как малое дитя. Он хохотал на ее хохот и готов был плакать на ее слезы. Он ничего не говорил, но пристально вслушивался в ее порывистый, восторженный и бессвязный лепет, вряд ли понимал что-нибудь, но тихо улыбался, и чуть только ему казалось, что она начинала опять тосковать или плакать, упрекать или жаловаться, тотчас же начинал ее опять гладить по головке и нежно водить руками по ее щекам, утешая и уговаривая ее, как ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: