Определение понятий: работоспособность, утомление, усталость
Под работоспособностью понимается способность человека выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми в сроки регламентированного отдыха функциональными изменениями в организме.
Физическая работоспособность является выражением жизнедеятельности человека, имеющим в своей основе движение. Она проявляется в различных формах мышечной активности и зависит от способности и готовности человека к физической работе.
С одной стороны, работоспособность отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
В процессе учебной, трудовой деятельности работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на следующие группы:
1) физиологического характера — состояние здоровья, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем;
2) физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;
3) психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.;
4) с оциального характера — условия мест занятий, условия проживания, питания и др.
Работоспособность следует оценивать по критериям профессиональной деятельности и состоянию функций организма, другими словами, с помощью прямых и косвенных ее показателей.
Прямые показатели позволяют оценивать,например, спортивную деятельность как с количественной (метры, секунды, килограммы, очки ит. д.), так и с качественной (надежность и точность выполнения конкретных физических упражнений) стороны.
|
К косвенным критериям работоспособности относят различные физиологические, биохимические и психофизиологические показатели, характеризующие изменения функций организма в процессе работы. Другими словами, косвенные показатели представляют собой реакции организма на определенную нагрузку и указывают на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа, т.е. чем, например, организм спортсмена расплачивается за достигнутые секунды, метры, килограммы и т.д.
Установлено, что косвенные показатели работоспособности в процессе труда ухудшаются значительно раньше, чем прямые критерии. Это дает основание использовать различные физиологические методики для прогнозирования работоспособности человека, а также для выяснения механизмов адаптации.
При оценке работоспособности и функционального состояния человека необходимо также учитывать его субъективное состояние (усталость), являющееся довольно информативным показателем. Ощущая усталость, человек снижает темп работы или вовсе ее прекращает.
Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. То есть, она не может служить объективным показателем работоспособности. В основе этого несоответствия, в первую очередь, лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Например, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально-значимую работу, усталость не возникает у него в течение длительного времени. И, наоборот, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.
|
Поэтому субъективное ощущение усталости следует сопоставлять с показателями объективных признаков утомления.
Утомление — это состояние организма, объективно возникающее под влиянием той или иной длительной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.
.
Умственная работоспособность по Э. Крепелину
Этот метод был предложен Э.Крепелиным для исследования волевого усилия, упражняемости и утомляемости при умственной работе. При применении метода до и после трудового задания он может служить способом оценки утомляемости.
Цель исследования. Изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе.
Оборудование. 1.Печатные бланки по образцу (рис. 5).
2. 2. Секундомер.
3. 3. Трафарет для проверки задания.
Порядок исследования и инструкция испытуемому. Может проводиться индивидуально и с группой, по нескольким вариантам. «Когда я дам команду «Начинайте!», Вы возможно быстрее, но без ошибок начнете складывать пары чисел, напечатанных на бланке. Если сумма больше 10, то, отбросив десяток, пишите только единицы. Понятно? (Ответить.) Каждый раз, когда я буду говорить: «Черта», Вы на том месте, где Вас застанет этот сигнал, должны поставить черту и сразу же продолжать работу, пока я не дам команду «Стоп!» переверните лист».
|
Если исследование групповое, надо добавить: «Тот, кто первым кончит лист, должен быстро поднять руку».
Дать команду «Начинайте!» Пустить секундомер и потом, каждые 15 с, говорить: «Черта». Дать команду «Стоп! Переверните лист» и остановить секундомер, когда будет закончен бланк при индивидуальном исследовании или поднята рука — при групповом.
При втором варианте, вместо указания о «черте» говорится: «Каждый раз, когда я буду говорить: «С новой», оставляя строку незаконченной, начинайте работать с другой».
При третьем и четвертом вариантах работа проводится по первым двум инструкциям, но не ограничивается одним бланком, а продолжается более длительное, но одинаковое для всех время, например 10 мин.
Учет и анализ результатов. При наблюдении и опросе следует уточнить реакцию на монотонность работы, степень усталости (особенно при третьем варианте) и необходимую степень волевого усилия. Учитывается, что мешало работе.
Количественным показателемпродуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок, для подсчета которых пользуются трафаретом.
Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и устойчивости внимания, и выявляют установку исследуемого на скорость или на точность работы. Коэффициент работоспособности Краб. = , гдеS2 – сумма правильно выполненных сложений последних четырех строк (или за последний 15-секундный интервал), S1 – сумма правильно выполненных сложений первых четырех строк (или за второй 15-секундный интервал).
Фамилия … Группа … Дата …
8 3 6 9 1 5 7 2 3 8 5 2 9 5 6
5 2 8 9 7 4 4 2 8 6 1 7 4 7 5
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6 7 4 9 2 3 6 2 9 6 7 8 3 2 4
7 3 8 2 2 9 4 7 4 5 8 3 9 2 6
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6 2 8 9 4 3 7 4 5 4 9 2 6 5 3
7 4 8 2 3 2 9 3 5 8 6 7 2 3 5
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3 8 6 5 3 7 9 5 2 7 2 4 9 5 3
9 3 7 5 7 7 8 8 3 5 2 9 6 3 4
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3 7 9 8 2 6 5 5 8 3 2 4 9 5 7
2 5 7 4 3 6 9 3 4 6 6 8 7 4 3
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2 8 5 5 4 9 2 5 6 2 8 6 3 5 7
8 2 3 6 4 2 8 7 3 9 2 6 3 4 6
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
4 8 5 4 3 7 9 2 3 5 3 6 7 3 5
6 2 7 8 4 2 5 2 9 6 5 4 3 7 4
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
9 2 5 7 4 2 8 3 5 8 9 5 6 7 2
4 8 6 6 7 7 9 2 5 3 6 6 7 4 2
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5 6 2 8 4 9 2 2 6 8 3 2 4 6 7
6 2 9 4 5 7 9 3 5 4 2 6 9 6 3
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Фамилия … Группа … Дата …
8 3 6 9 1 5 7 2 3 8 5 2 9 5 6
5 2 8 9 7 4 4 2 8 6 1 7 4 7 5
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6 7 4 9 2 3 6 2 9 6 7 8 3 2 4
7 3 8 2 2 9 4 7 4 5 8 3 9 2 6
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
6 2 8 9 4 3 7 4 5 4 9 2 6 5 3
7 4 8 2 3 2 9 3 5 8 6 7 2 3 5
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3 8 6 5 3 7 9 5 2 7 2 4 9 5 3
9 3 7 5 7 7 8 8 3 5 2 9 6 3 4
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
3 7 9 8 2 6 5 5 8 3 2 4 9 5 7
2 5 7 4 3 6 9 3 4 6 6 8 7 4 3
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2 8 5 5 4 9 2 5 6 2 8 6 3 5 7
8 2 3 6 4 2 8 7 3 9 2 6 3 4 6
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
4 8 5 4 3 7 9 2 3 5 3 6 7 3 5
6 2 7 8 4 2 5 2 9 6 5 4 3 7 4
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
9 2 5 7 4 2 8 3 5 8 9 5 6 7 2
4 8 6 6 7 7 9 2 5 3 6 6 7 4 2
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5 6 2 8 4 9 2 2 6 8 3 2 4 6 7
6 2 9 4 5 7 9 3 5 4 2 6 9 6 3
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _