Корифеи башкирского изобразительного искусства




Подготовить презентацию, используя данную информацию.

Задания сдаем до 15.00

Корифеи башкирского изобразительного искусства

Выставка «Корифеи башкирского изобразительного искусства» представляет избранные произведения живописи и графики из собрания Национального музея Республики Башкортостан и вызывает бесспорный научный интерес. После Уфы в 2014 году выставка работала в Салавате, Ишимбае и продолжает своё «путешествие» по республике.

А.Э. Тюлькин. Сосны. 1913

Впитавший пейзажный опыт великого художника уфимца М.В. Нестерова, Тюлькин вошёл в изобразительное искусство Башкортостана как основатель пейзажа эпического, в котором образ родной башкирской природы трансформируется в величественный образ Родины. В то же время дата написания «Сосен» открывает одну из важнейших страниц его творчества: пейзаж создан в период, когда поступивший в 1912 году на архитектурное отделение Казанской художественной школы Тюлькин практически сразу оставляет учёбу.

Не чувствуя себя архитектором, он в поисках собственного «я» в 1913 году едет в Петербург, где знакомится с экспозициями Эрмитажа и Русского музея, с восторгом смотрит выставку «Сто лет французской живописи», находится под особым впечатлением от произведений П. Сезанна, Э. Дега, П. Боннара. В 1914 году вновь поступает в Казанскую художественную школу, но на живописное отделение – к выдающемуся художнику Н.И. Фешину. В 1918-м оканчивает училище и возвращается в Уфу, где сразу включается в культурную жизнь города.

Видимо, ещё в Казани, а возможно, в 1916 году в Уфе, Тюлькин знакомится с «отцом российского футуризма» Д.Д. Бурлюком. Во всяком случае, уже в 1916–1917 годах он участвует с ним в трёх знаменитых выставках Уфимского художественного кружка.

Д.Д. Бурлюк. Татарский двор. 1915–1918 (?)

Живя на станции Иглино и в деревне Буздяк, Бурлюк в течение двух «башкирских» лет создал более двухсот произведений: это написанные в стилистике реализма и импрессионизма пейзажи, портреты, натюрморты и кубофутуристические композиции. Уфимская коллекция живописи Бурлюка – самая крупная в России: 50 произведений, 37 из них – собственность БГХМ имени М.В. Нестерова, 13 – Национального музея РБ. В Национальный музей (тогда Музей народов Востока) произведения Бурлюка поступили в 1920-е годы из Уфимского художественного музея. Поводом для их передачи в музей иного профиля стали названия, данные самим художником: «Голова татарки», «Две татарки», «Мечеть» и т. п., которые были восприняты инициаторами передачи впрямую – как образцы этнических типов башкир и татар и изображения культовых сооружений.

Д.Д. Бурлюк. Мальчик с девочкой. 1918

 

 

Но это непрофессиональное отношение к искусству Бурлюка никак не умалило художественных достоинств его произведений. Бур- люк действительно стал первым в изобразительном искусстве Башкортостана художником, обратившимся к «национальной концепции искусства». Речь идёт и о впервые созданных им портретах представителей коренного населения (башкир и татар), хотя и трактованных с точки зрения этнического типа несколько европеизированно, и о первом воплощении в живописи произведений башкирского народного творчества и национального костюма.

Ю.Ю. Блюменталь. Башкирский мальчик. 1920-е (?)

Вошедший в историю башкирского изобразительного искусства как основоположник башкирской акварели, создатель портретных образов башкир и пейзажей башкирской природы, К.С. Девлеткильдеев представлен на выставке не только акварелями, но в первую очередь живописью, причём пейзажной. А это ещё одно открытие выставки, поскольку такого Девлеткильдеева мы не знали!

Искавший героев своих портретов в деревнях Белорецкого района, он не мог остаться равнодушным к хрустальной чистоте быстрых горных речек и красоте скал. Брутальная пластика величественных скальных пород, как будто соединяющих в одно целое небо и землю, – таинственный и торжественный образ Урала, передающий дыхание его истории, хранящий её древнее гулкое эхо.

Крупные, заполняющие собой всё пространство картины формы, благородный «акварельный» колорит – особенности, сближающие живописный метод Девлеткильдеева с «тональным» методом Тюлькина; этот стилистический симбиоз нашёл своё воплощение в пейзажном творчестве многих художников-последователей. Среди них – художник-ровесник И.И. Урядов («Низовье реки Белой») и живописцы следующего поколения – А.В. Пантелеев («В долине реки Ик»), Р.М. Нурмухаметов («Камни в районе Белорецка»), Г.М. Круглов («Висячий камень»), В.Э. Меос («Красноусольск. Осень»).

Те же параллели актуальны и в отношении портретной галереи национальных образов-типов, берущей своё начало в творчестве Бурлюка. Это написанные в 1920-х – 1930-х годах «Мальчик-бедняк» и «Башкирский мальчик» Ю.Ю. Блюменталя, «Девушка-башкирка Давлекановского района» и «Башкир в национальном одеянии» В.С. Сыромятникова – образы, отличающиеся внутренней сосредоточенностью и внешней сдержанностью. Они создавались, скорее всего, в экспедициях, предпринятых Блюменталем и Сыромятниковым в юго-восточные районы Башкирии с целью сбора экспонатов для формировавшейся в те годы коллекции башкирского народного искусства Уфимского художественного музея.

И.И. Урядов. Низовье реки Белой. 1957

Особое очарование вносят в экспозицию выставки небольшие по размерам пейзажи. Среди них – написанные с натуры, с лёгким оттенком наивизма жи­вописные этюды В.С. Сыромятникова, фиксирующие этапы активной застройки центральной части Уфы в 1950-е годы, и акварели И.И. Урядова, раскрывающие красоту уголков Уфы и Башкирии, связанных с С.Т. Аксаковым, А.П. Чеховым и М. Гафури.

Эти произведения – новые страницы в творчестве художников и в этом смысле – ещё одно открытие выставки. Так, Урядов, известный своей живописной летописью индустриальных преобразований в стране, о чём свидетельствуют его рисунок 1939 года «Ишимбайские нефтепромыслы» и полотно 1957 года «Первая борозда», представлен на выставке акварелями, написанными в последние годы жизни. Две из них – виды прогрессивной для Уфимской провинции 1860-х годов деревни Зилим-Караново – родины Мажита Гафури.

Г.С. Мустафин. Дореволюционная деревня. 1958

Р.М. Нурмухаметов. А.П. Чехов в Башкирии. 1956 (?)

Три другие – мемориальные места С.Т. Аксакова: «Дом деда Багрова» – уфимский дом деда писателя Н.С. Зубова, – в котором семья Аксаковых жила в 1795–1797 годах; «Усадьба Аксакова в Белебеевском районе» – родовая вотчина семьи Аксаковых в селе Надеждино, в которой С.Т. Аксаков на правах полноправного хозяина жил вместе с семьёй с 1821 года; «Озеро Аксаковское (озеро Киешки)» – красивейший утолок природы недалеко от Уфы и деревни Старые Киешки (Сергеевки), принадлежавшей отцу С.Т. Аксакова, где будущий писатель в раннем детстве провёл два летних месяца. Акварель Урядова «Дом в санатории им. А.П. Чехова» обращает нас к истории пребывания в июне 1901 года в Башкирии, в Андреевской санатории на кумысолечении, больного чахоткой Чехова, и в этом смысле она неотрывна от живописного полотна Р.М. Нурмухаметова «А.П. Чехов в Башкирии» и его же живописных этюдов 1950-х годов «Гора у станции Аксёново», «Аксёново», написанных, возможно, в качестве натурных материалов к картине. Вместе эти произведения составляют отдельный – чеховский – модуль.

А.Ф. Лутфуллин. В колхоз. 1986

А.Ф. Лутфуллин. Композитор З. Исмагилов. 1959

А.Х. Ситдикова. Курай. 1982

Применённый в ряде специальных модулей приём живописных и графических параллелей сообщает выставке динамику, лиризм и ностальгию. Ведь главная её задача – продемонстрировать выдающиеся достижения художников Башкортостана, констатировать уникальность изобразительного искусства республики, черпающего свои темы и образы в своеобразии башкирской природы, в её богатой событиями истории, в духовной красоте народа.

Проведём ещё несколько параллелей. «Чеховский» модуль дополнен полотном А.В. Храмова 1950 года «Табун башкирских лошадей» и офортом Э.М. Саитова «Лошади» 1968 года: резвящиеся в сочной траве и степном ковыле лошади – источник башкирского кумыса, славившегося по всей России своими лечебными свойствами ещё с XVIII века; тема башкирской нефти развивается в картине «Ишимбайские нефтепромыслы. 1932 год», созданной в 1959 году А.А. Кузнецовым, и в этюде Р.М. Нурмухаметова «Туймазинские нефтепромыслы» 1955 года; тема послевоенного гражданского строительства «открывается» картиной Е.О. Клеймёнова «9 мая 1945 года. Красная площадь», выражающей всю мощь победного ликования народа; образ Уфы обогащается новыми фактами и эмоциями в пейзажах У.Г. Мухаметшина и В.Э. Меоса, достаточно напомнить, что изображённый в картине Мухаметшина дом на улице Гоголя, – тот самый, в котором снимал квартиру выступавший в 1890–1891 годах в Уфе тогда только начинающий оперный бас – Ф.И. Шаляпин.

Наконец, пейзажи, проходящие красной нитью через всю экспозицию, – эпические, камерные, лирические – в очередной раз убеждают в невероятной красоте и величественности природы – одного из главнейших источников творческого вдохновения художников Башкортостана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: