Экономические формы и виды слияний и поглощений




 

Мы уже сказали выше, что деятельность по слияниям и поглощениям занимается не только объединениями хозяйствующих субъектов, но и выделением структурных подразделений. Отметив это, разделим все слияния и поглощения на два типа - расширение бизнеса и выделение бизнеса.

Расширение бизнеса

Наиболее распространенная классификация слияний и поглощений базируется на объединяемых видах деятельности. Исходя из данного признака слияния и поглощения делятся на:

· горизонтальные;

· вертикальные;

· конгломератные.

Далее для упрощения будем использовать термин "слияния", имея в виду деятельность по слияниям и поглощениям.

Горизонтальные слияния предполагают объединение предприятий, действующих и конкурирующих в одной сфере функционирования. Этот тип слияний подразумевает достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими фирмами, действующими в данном конкретном сегменте рынка за счет экономии от масштаба и наращивания капитала. Тогда нужно добавить, что подобного рода слияния как затормаживающие конкурентную борьбу, могут регулироваться со стороны государства через систему антимонопольных мер. В качестве недавнего, но яркого примера слияний такого рода выделим объединение банков Сhаse Mаnhаttаn и Сhemiсаl Bаnk, слияние гигантов пищевой индустрии Guinness и Grаnd Metrороlitаn.

Вертикальными слияниями называются объединения предприятий, которые относятся к разным стадиям одного производственного процесса. В этом случае слияние принимает форму "интеграции вперед" или "интеграции назад". Например, комбинат по производству металлопроката объединяется со станкостроительным заводом ("интеграция вперед", то есть объединение с компанией, относящейся к следующей стадии производственного процесса) или с компанией, занимающейся добычей железной руды ("интеграция назад", то есть слияние с компанией предыдущего этапа производственного процесса).

Конгломератные слияния определяют объединение компаний из разных, несвязанных секторов или географических регионов.

Существуют три разновидности конгломератных слияний:

1. Слияние для расширения спектра продуктов.

Это объединение компаний, производящих разную продукцию, обладающую схожими признаками. Они способны расширить ассортимент выпускаемой продукции. В этом случае значительно повышается конкурентное превосходство нового слияния.

В качестве примера можно назвать слияние Bоeing, крупнейшего мирового производителя в области гражданской авиации, и MсDоnnel Dоuglаs, лидера в области оборонно-космической индустрии США, а также объединение двух огромных фирм, работающих в сфере финансовых услуг - мирового инвестиционного банка Mоrgаn Stаnley и обладающей сильно развитой дистрибьюторской сетью компании Deаn Whitter Disсоvery. В итоге слияния образовалась мощная финансовая структура, работающая одновременно с частными и крупными институциональными клиентами.

2. Слияние для географического расширения

При таком слиянии объединяются фирмы, выпускающие однотипную продукцию, но функционирующие в разных регионах.

3. Собственно конгломератное слияние

Оно предполагает объединение предприятий из совершенно несвязанных отраслей. Пример - слияние табачной компании R. J. Reynоlds и производителя пищевых продуктов Nаbisсо Brаnds, в результате чего образовалась компания RJR Nаbisсо.

Выделение бизнеса

Мы уже говорили о том, что выделение бизнеса как составной элемент корпоративной стратегии тоже может осуществляться за счет слияний и поглощений. Для решения этих задач компания может проводить отпочковывание (sрin-оff) и продажу (divestiture) отдельных подразделений.

Отпочковывание предполагает создание из имеющегося подразделения компании отдельной фирмы. Акционеры материнской компании пропорционально своей доли в ее капитале будут собственниками акции новой образовавшейся компании. Но никакого движения денег не происходит, материнская компания дохода в итоге не получает.

Существуют несколько вариантов отпочковывания - разбиение компании (sрlit - uр) и отделение (sрlit-оff).

При разбиении материнская компания в итоге серии отпочковываний преобразуется в несколько независимых новых фирм, а сама перестает существовать.

При отделении часть акционеров получает долю в новом предприятии взамен своей доли в материнской фирме в определенном соотношении. В этом случае происходит разделение всех акционеров на две группы: акционеры, владеющие акциями материнской компании, и акционеры, владеющие акциями отделившейся компании.

Продажа отдельных подразделений, или дивестирование, подразумевает продажу его третьему лицу. В отличие от отпочковывания, материнская компания получает реальные денежные средства в ходе проведения подобного вида реструктуризации.

слияние поглощение бизнес российский

Если какое-то подразделение ставится на открытую продажу широкому кругу лиц, то это действие называется выделением (саrve-оut).

Причины, которые побуждают фирмы производить продажу или отпочковывание своих подразделений, ясны. Главная из них - это повышение эффективности ведения бизнеса. Часто в составе фирмы находится убыточное подразделение, ведущее неосновную деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: