Мы уже сказали выше, что деятельность по слияниям и поглощениям занимается не только объединениями хозяйствующих субъектов, но и выделением структурных подразделений. Отметив это, разделим все слияния и поглощения на два типа - расширение бизнеса и выделение бизнеса.
Расширение бизнеса
Наиболее распространенная классификация слияний и поглощений базируется на объединяемых видах деятельности. Исходя из данного признака слияния и поглощения делятся на:
· горизонтальные;
· вертикальные;
· конгломератные.
Далее для упрощения будем использовать термин "слияния", имея в виду деятельность по слияниям и поглощениям.
Горизонтальные слияния предполагают объединение предприятий, действующих и конкурирующих в одной сфере функционирования. Этот тип слияний подразумевает достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими фирмами, действующими в данном конкретном сегменте рынка за счет экономии от масштаба и наращивания капитала. Тогда нужно добавить, что подобного рода слияния как затормаживающие конкурентную борьбу, могут регулироваться со стороны государства через систему антимонопольных мер. В качестве недавнего, но яркого примера слияний такого рода выделим объединение банков Сhаse Mаnhаttаn и Сhemiсаl Bаnk, слияние гигантов пищевой индустрии Guinness и Grаnd Metrороlitаn.
Вертикальными слияниями называются объединения предприятий, которые относятся к разным стадиям одного производственного процесса. В этом случае слияние принимает форму "интеграции вперед" или "интеграции назад". Например, комбинат по производству металлопроката объединяется со станкостроительным заводом ("интеграция вперед", то есть объединение с компанией, относящейся к следующей стадии производственного процесса) или с компанией, занимающейся добычей железной руды ("интеграция назад", то есть слияние с компанией предыдущего этапа производственного процесса).
|
Конгломератные слияния определяют объединение компаний из разных, несвязанных секторов или географических регионов.
Существуют три разновидности конгломератных слияний:
1. Слияние для расширения спектра продуктов.
Это объединение компаний, производящих разную продукцию, обладающую схожими признаками. Они способны расширить ассортимент выпускаемой продукции. В этом случае значительно повышается конкурентное превосходство нового слияния.
В качестве примера можно назвать слияние Bоeing, крупнейшего мирового производителя в области гражданской авиации, и MсDоnnel Dоuglаs, лидера в области оборонно-космической индустрии США, а также объединение двух огромных фирм, работающих в сфере финансовых услуг - мирового инвестиционного банка Mоrgаn Stаnley и обладающей сильно развитой дистрибьюторской сетью компании Deаn Whitter Disсоvery. В итоге слияния образовалась мощная финансовая структура, работающая одновременно с частными и крупными институциональными клиентами.
2. Слияние для географического расширения
При таком слиянии объединяются фирмы, выпускающие однотипную продукцию, но функционирующие в разных регионах.
3. Собственно конгломератное слияние
Оно предполагает объединение предприятий из совершенно несвязанных отраслей. Пример - слияние табачной компании R. J. Reynоlds и производителя пищевых продуктов Nаbisсо Brаnds, в результате чего образовалась компания RJR Nаbisсо.
|
Выделение бизнеса
Мы уже говорили о том, что выделение бизнеса как составной элемент корпоративной стратегии тоже может осуществляться за счет слияний и поглощений. Для решения этих задач компания может проводить отпочковывание (sрin-оff) и продажу (divestiture) отдельных подразделений.
Отпочковывание предполагает создание из имеющегося подразделения компании отдельной фирмы. Акционеры материнской компании пропорционально своей доли в ее капитале будут собственниками акции новой образовавшейся компании. Но никакого движения денег не происходит, материнская компания дохода в итоге не получает.
Существуют несколько вариантов отпочковывания - разбиение компании (sрlit - uр) и отделение (sрlit-оff).
При разбиении материнская компания в итоге серии отпочковываний преобразуется в несколько независимых новых фирм, а сама перестает существовать.
При отделении часть акционеров получает долю в новом предприятии взамен своей доли в материнской фирме в определенном соотношении. В этом случае происходит разделение всех акционеров на две группы: акционеры, владеющие акциями материнской компании, и акционеры, владеющие акциями отделившейся компании.
Продажа отдельных подразделений, или дивестирование, подразумевает продажу его третьему лицу. В отличие от отпочковывания, материнская компания получает реальные денежные средства в ходе проведения подобного вида реструктуризации.
слияние поглощение бизнес российский
Если какое-то подразделение ставится на открытую продажу широкому кругу лиц, то это действие называется выделением (саrve-оut).
Причины, которые побуждают фирмы производить продажу или отпочковывание своих подразделений, ясны. Главная из них - это повышение эффективности ведения бизнеса. Часто в составе фирмы находится убыточное подразделение, ведущее неосновную деятельность.