В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?
| a)p | торты, заповедь, звонит |
| b)p | замкнутый, звонница, навзничь |
| c)p | клялась, зеркал, звала |
| d)p | шофёр, принять, надолго |
| e)p | лыжня, лгала, щекотно |
| Вопрос №2 |
В каком ряду все существительные в форме именительного падежа множественного числа имеют окончание -Ы(-И)?
| a)p | шофёр, корпус (здание) |
| b)p | доктор, фронт |
| c)p | юнкер, приговор |
| d)p | контролёр, общежитие |
| e)p | консул, торт |
| Вопрос №3 |
В каком ряду все существительные в форме именительного падежа множественного числа имеют окончание -А(-Я)?
| a)p | режиссёр, купол, ректор |
| b)p | лагерь (военный), обшлаг, жемчуг |
| c)p | корм, округ, мастер |
| d)p | конструктор, пропуск, кузов |
| e)p | жёрнов, адрес, тон (звуковой), сорт |
| Вопрос №4 |
В каком ряду есть ненормативная (нелитературная) форма родительного падежа множественного числа существительного?
| a)p | побережьев, свадьб, оглобель |
| b)p | кеглей, свечей, румын |
| c)p | носков, коленей, помидоров |
| d)p | грузин, плеч, басен |
| e)p | саженей, рентген, сплетней |
| Вопрос №5 |
В каком ряду все существительные общего рода?
| a)p | недотрога, задира, кассир |
| b)p | тихоня, непоседа, скряга |
| c)p | брюзга, плакса, судья |
| d)p | агроном, ровня, космонавт |
| e)p | профессор, невежа, разиня |
| Вопрос №6 |
В каком ряду все существительные относятся к среднему роду?
| a)p | зебу, кашне, рантье, меню |
| b)p | жюри, вуаль, салями, депо |
| c)p | коммюнике, какао, бра, авеню |
| d)p | пари, такси, кашпо, бюро |
| e)p | метро, пианино, кофе, кольраби |
| Вопрос №7 |
В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
| a)p | Плакат-реклама понравился художественному совету. |
| b)p | Мои родители не только хранят «Роман-газету», но и часто перечитывают её. |
| c)p | Мы заинтересовались книгой-справочником, который был представлен на выставке. |
| d)p | Небольшое кафе-столовая появилось на первом этаже нового дома. |
| e)p | Меня интересовала литература, а не литература о литературе. |
| Вопрос №8 |
В каком предложении фамилия не склоняется?
| a)p | у Виктора (Зимин) хорошая успеваемость |
| b)p | студенту (Скрыпник) достался счастливый билет |
| c)p | мои родители очень любят песни Булата (Окуджава) |
| d)p | к соседке (Мацкевич) приехали родственники |
| e)p | о моём друге (Данилевич) написали в местной газете |
| Вопрос №9 |
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
| a)p | туристские лагеря |
| b)p | очень продрог |
| c)p | несколько башнь |
| d)p | не хватает грабель |
| e)p | нисколько простынь |
| Вопрос №10 |
В каком примере в обоих случаях пропущена одна и та же буква:
| a)p | Ласковый маш...т вершинами лес, солнце приветливей смотр...т с небес. |
| b)p | Я раз вид...л, как он плакал над умирающ...м солдатом. |
| c)p | Не буд...те закаляться — не выдерж...те всех трудностей похода. |
| d)p | Что накрош...шь, то и выхлеба...шь. |
| e)p | Снова замерло все до рассвета, - дверь не скрипн...т, не вспыхн...т огонь. |
| Вопрос №11 |
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. согр...вать
Б. раскле...вать
В. справедл...вый
Г. овлад...вать
Д. раста...л
| a)p | А, Д |
| b)p | Б, В |
| c)p | А, В |
| d)p | А, Б |
| e)p | Б, В, Г |
| Вопрос №12 |
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
| a)p | прим...рение, веч...р, обв...нение, бл...стать |
| b)p | с...ление, бл...стательный, оз...ро, расст...лю |
| c)p | расствря...мый, рокоч...т, дыш...т, пр...баутка |
| d)p | пр...езжий, пр...пятствие, пр...сутствие, пр...зирать |
| e)p | бл...стящий, пр...пятствие, пр...скучный, зам...реть |
| Вопрос №13 |
В каком примере пропущена буква И?
| a)p | На горе чуть-чуть держ...тся скала. |
| b)p | Прочита...те текст и перепиш...те его. |
| c)p | Сыпл...т цветами весна. |
| d)p | Мягко стел...шь, да жестко спать. |
| e)p | Се...тся едва заметный дождь. |
| Вопрос №14 |
Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
Кошка и люди
Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегда угорает через неё. А чертов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты
Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой.
– Нету, – говорят. – Жить можно
– Товарищи, говорю, – довольно стыдно такие слова произносить: «жить можно». Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела.
| a)p | общеупотребительные |
| b)p | книжные |
| c)p | диалектные |
| d)p | профессиональные |
| e)p | просторечные |
| Вопрос №15 |
Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов:
| a)p | анафора |
| b)p | градация |
| c)p | эллипсис |
| d)p | метафора |
| e)p | антитеза |
| Вопрос №16 |
Условия, в которых происходит речевое общение, – это речевая (-ое)...
| a)p | событие |
| b)p | деятельность |
| c)p | взаимодействие |
| d)p | коммуникация |
| e)p | ситуация |
| Вопрос №17 |
Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очерёдность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета.
Первыми приветствуют:
| a)p | младший по должности - старшего |
| b)p | член делегации - её руководителя |
| c)p | женщина - мужчину |
| d)p | сын - отца |
| e)p | младшие по возрасту - старших |
| Вопрос №18 |
В каком предложении допущена ошибка в употреблении формы прилагательного?
| a)p | Величественный лес гулко шумел у нас над головой. |
| b)p | Наиболее громоздкий шкаф пришлось поднимать на ремнях. |
| c)p | Голоса сегодня звучали звонче, слова произносились чётче. |
| d)p | Более удобная обувь была моей мечтой. |
| e)p | Друг мой был головастее своего брата. |
| Вопрос №19 |
Укажите предложение с вводным словом:
| a)p | Без их изображения не обходится ни один путеводитель по Москве. |
| b)p | Есть несколько олицетворений Москвы: бронзовая четверка несущихся коней на Большом театре или Останкинская башня. |
| c)p | Именно так в народной речи принято именовать всё необыкновенное: царь-рыба, царь-дерево, царь-девица. |
| d)p | Но, пожалуй, более известны такие долгожители, как Царь-колокол и Царь-пушка. |
| e)p | Однако молодёжь всё реже обращается к истории своего народа |
| Вопрос №20 |
Укажите, в каком случае нарушение лексической сочетаемости является ошибкой:
| a)p | очевидно-невероятное |
| b)p | отменный негодяй |
| c)p | экспонаты выставки |
| d)p | горячий снег |
| e)p | живой труп |
| Вопрос №21 |
В языке выделяют уровни (однородные единицы языка, связанные друг с другом:
| a)p | синтаксический, риторический |
| b)p | лексический, фонетический |
| c)p | коммуникативный, грамматический |
| d)p | орфоэпический, дидактический |
| e)p | фактический, речевой |
| Вопрос №22 |
Определите средство выразительности, которое встречается в тексте:
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов)
| a)p | олицетворение |
| b)p | гипербола |
| c)p | метафора |
| d)p | эпитеты |
| e)p | литота |
| Вопрос №23 |
Основу языкового этикета составляют следующие единицы:
| a)p | выбор полного или сокращённого имени |
| b)p | образование |
| c)p | статус участников общения |
| d)p | место взаимодействия |
| e)p | речевые формулы приветствия |
| Вопрос №24 |
Определите, кто является автором фразеологизма Тришкин кафтан:
| a)p | А. Пушкин |
| b)p | И. Крылов |
| c)p | И. Тургенев |
| d)p | Н. Гоголь |
| e)p | Н. Лесков |
| Вопрос №25 |
Найдите правильно построенное предложение:
| a)p | Прошли сто лет. |
| b)p | Прибыло пятьсот участников конференции. |
| c)p | Часть книг уже отправлены в библиотеку. |
| d)p | На ремонт кабинета ушли десять килограммов краски. |
| e)p | Три книги лежало на столе. |
| Вопрос №26 |
Каждый функциональный стиль характеризуется:
| a)p | биографией коммуникантов |
| b)p | способом произношения |
| c)p | системой власти |
| d)p | логикой мышления |
| e)p | кругом лексики |
| Вопрос №27 |
Ведущее положение в научном стиле занимает:
| a)p | монологическая речь |
| b)p | полемическая речь |
| c)p | агитационная речь |
| d)p | эпидейктическая речь |
| e)p | выразительная речь |
| Вопрос №28 |
Составной частью разговорного стиля речи является:
| a)p | глубокая осознанность |
| b)p | система доказательств |
| c)p | диалект |
| d)p | внеязыковая ситуация |
| e)p | нормированность |
| Вопрос №29 |
Для текстов научного стиля характерно (-а):
| a)p | логическая последовательность изложения |
| b)p | преимущественное употребление существительных вместо глаголов |
| c)p | научная фразеология |
| d)p | широкое использование лексики и фразеологии других стилей |
| e)p | унификация языка |
| Вопрос №30 |
Укажите основные характеристики публицистического стиля:
| a)p | минимум требований к форме выражения мыслей |
| b)p | отсутствие чувств и переживаний автора, информативность |
| c)p | предельная точность, не допускающая разночтений |
| d)p | социальная оценочность, массовость, демократичность, доступность |
| e)p | понятийная точность, подчёркнутая логичность, терминологичность |
| Вопрос №31 |
Все жанры относятся к научному стилю в ряду:
| a)p | аннотация, статья, автореферат |
| b)p | заметка, реферат, рецензия |
| c)p | очерк, корреспонденция, заметки |
| d)p | меморандум, ультиматум, фельетон |
| e)p | репортаж, бюллетень, директивы |
| Вопрос №32 |
Какое из приведённых ниже словосочетаний закрепилось в языке и стало допустимым:
| a)p | мизерные мелочи |
| b)p | свободная вакансия |
| c)p | ведущий лидер |
| d)p | автобиография жизни |
| e)p | информационное сообщение |
| Вопрос №33 |
Какое изобразительно-выразительное средство используется в выделенной строке:
«Мне этот бой не забыть нипочём, смертью пропитан воздух.
А с небосвода бесшумным дождём падали звёзды»
(В. Высоцкий)
| a)p | сравнение |
| b)p | аллегория |
| c)p | олицетворение |
| d)p | метонимия |
| e)p | метафора |
| Вопрос №34 |
Метонимия - это перенос наименования по:
| a)p | цвету |
| b)p | функции |
| c)p | смежности |
| d)p | ударению |
| e)p | форме |
| Вопрос №35 |
Стилистически окрашенным синонимом к глаголу «смотреть» является:
| a)p | созерцать |
| b)p | разглядывать |
| c)p | высматривать |
| d)p | рассматривать |
| e)p | всмотреться |
| Вопрос №36 |
Синонимами прилагательного «высокомерный» являются:
| a)p | эгоистичный |
| b)p | гордый |
| c)p | чванливый |
| d)p | важный |
| e)p | спесивый |
| Вопрос №37 |
Определите стиль и тип речи:
Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании» Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников – думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом
(Д.С. Лихачев)
| a)p | публицистический стиль, рассуждение |
| b)p | художественный стиль, рассуждение |
| c)p | публицистический стиль, описание |
| d)p | художественный стиль, описание |
| e)p | научный стиль, рассуждение |
| Вопрос №38 |
Устная речь, в которой используются слова «понёва», «голицы», «обабок», - это:
| a)p | разговорная речь |
| b)p | жаргон |
| c)p | просторечие |
| d)p | книжная речь |
| e)p | диалект |
| Вопрос №39 |
Определите стиль и тип речи:
Сад у тетки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом - крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, ветки лип обнимали его, так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневший и затвердевший от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами
(И.А. Бунин)
| a)p | художественный стиль, описание |
| b)p | художественный стиль, повествование |
| c)p | художественный стиль, рассуждение |
| d)p | публицистический стиль, описание |
| e)p | публицистический стиль, рассуждение |
| Вопрос №40 |
Устная речь, в которой используются слова «красноголовик», «кисленка», «гутарить», - это:
| a)p | просторечие |
| b)p | диалект |
| c)p | разговорная речь |
| d)p | книжная речь |
| e)p | жаргон |
| Вопрос №41 |
В научном стиле различают подстили:
| a)p | собственно научный, научно-технический, научно-учебный и научно-популярный |
| b)p | собственно научный, дипломатический и политико-агитационный |
| c)p | собственно научный, научно-фантастический и юридический |
| d)p | собственно научный, научно-публицистический, разговорный |
| e)p | собственно научный, судебно-процессуальный и канцелярский |
| Вопрос №42 |
Самый распространённый тип научной речи - это:
| a)p | убеждение |
| b)p | описание |
| c)p | приветствие |
| d)p | повествование |
| e)p | рассуждение |
| Вопрос №43 |
Определите стиль и тип речи текста:
Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? Кто портит телефоны-автоматы? Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским. Пакость чаще всего творится скрытно.
| a)p | публицистический стиль, рассуждение |
| b)p | художественный стиль, описание |
| c)p | разговорный стиль, рассуждение |
| d)p | публицистический стиль, повествование |
| e)p | научно-популярный стиль, повествование |
| Вопрос №44 |
Сочетание экспрессии и стандарта, необычных средств выразительности и клише - отличительная черта организации речевых средств в текстах, принадлежащих:
| a)p | официально-деловому стилю |
| b)p | научному стилю |
| c)p | художественному стилю |
| d)p | разговорному стилю |
| e)p | научно-публицистическому стилю |
| Вопрос №45 |
Определите ряд со стилистически нейтральной окраской слов:
| a)p | костюм, рекорд, сочетания |
| b)p | хромосома, пейзаж, аншлаг |
| c)p | разлука, скиталец, недотёпа |
| d)p | строфа, клетка, эпиграф |
| e)p | рифма, футуризм, синтагма |
| Вопрос №46 |
Определение какой синтаксической фигуры речи приведено: «Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи»:
| a)p | градация |
| b)p | параллелизм |
| c)p | эпифора |
| d)p | антитеза |
| e)p | эллипсис |
| Вопрос №47 |
Какой троп использован в данном отрывке:
«Младенцем завернула
Заря луну в подол...»
| a)p | сравнение |
| b)p | олицетворение |
| c)p | гипербола |
| d)p | метонимия |
| e)p | перифраза |
| Вопрос №48 |
Текст:
«Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов собиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что взялось! Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами хлоп - только меня и видели!»
принадлежит:
| a)p | официально-деловому стилю |
| b)p | ораторскому стилю |
| c)p | художественному стилю |
| d)p | публицистическому стилю |
| e)p | разговорному стилю |
| Вопрос №49 |
Каким стилистически окрашенным словом называют специалиста:
Предприниматель; организатор производства; специалист по управлению; руководитель; администратор
| a)p | менеджер |
| b)p | продюсер |
| c)p | валеолог |
| d)p | селекционер |
| e)p | этнограф |
| Вопрос №50 |
Жанры какого стиля приведены ниже:
Статья, очерк, памфлет, фельетон, репортаж, интервью, обозрение:
| a)p | художественный |
| b)p | публицистический |
| c)p | научный |
| d)p | официально-деловой |
| e)p | разговорный |
| Вопрос №51 |
К жанру академического красноречия не относится:
А) лекция вузовская, школьная
Б) приветственное слово
В) научный доклад
Г) научный обзор
Д) научное сообщение
Е) научно-популярная лекция
Ж) агитаторское выступление
| a)p | в, е |
| b)p | е, ж |
| c)p | б, ж |
| d)p | д, е |
| e)p | а, г |
| Вопрос №52 |
Соотношение между частями ораторского выступления это:
| a)p | композиция |
| b)p | заголовок |
| c)p | сюжет |
| d)p | сценарий |
| e)p | фабула |
| Вопрос №53 |
Лингвистическое понятие общение не включает в себя:
| a)p | речевое событие |
| b)p | интеллектуальный уровень собеседников |
| c)p | речевое взаимодействие |
| d)p | речевую ситуацию |
| e)p | эмоциональное сопереживание |
| Вопрос №54 |
Во время произнесения речи нежелательно:
| a)p | не уклоняться от темы, сохранять логическую структуру речи |
| b)p | читать речь по написанному тексту |
| c)p | ссылаться на собственный опыт |
| d)p | придавать речи оптимистичный, приподнятый тон |
| e)p | акцентировать важную информацию с помощью интонации |
| Вопрос №55 |
Критерий истинности - это:
| a)p | непричинение ущерба сказанному собеседником путём намеренного искажения смысла |
| b)p | соответствие исторических фактов действительности |
| c)p | способность речевого акта вызвать желаемые последствия в реальности |
| d)p | соответствие высказываний отношению говорящего к действительности |
| e)p | соответствие высказываний действительности |
| Вопрос №56 |
Для публицистического стиля характерна:
| a)p | полемичность |
| b)p | невербальные средства |
| c)p | беспристрастность |
| d)p | специальная лексика |
| e)p | отсутствие синонимии |
| Вопрос №57 |
В публичном выступлении не используется:
| a)p | повествование |
| b)p | описание |
| c)p | медитация |
| d)p | размышление |
| e)p | собственный опыт |
| Вопрос №58 |
Для характеристики аудитории ораторской речи не имеет значения её:
| a)p | отношение к «черным дырам» во Вселенной |
| b)p | количественный состав |
| c)p | возраст |
| d)p | однородность |
| e)p | чувство общности |
| Вопрос №59 |
Оратору в ходе выступления следует избегать риторические позиции:
| a)p | собеседника |
| b)p | просителя |
| c)p | информатора |
| d)p | агитатора |
| e)p | комментатора |
| Вопрос №60 |
Усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания текста в целом... жесты:
| a)p | открытые |
| b)p | риторические |
| c)p | игровые |
| d)p | вспомогательные |
| e)p | номинативные |
| Вопрос №61 |
Логическая схема текста-рассуждения:
| a)p | Текст... = событие 1 + событие 2 +... |
| b)p | Текст... = аргумент 1 + аргумент 2 +... = вывод |
| c)p | Текст... = признак 1 + признак 2 +... |
| d)p | Текст... = вопрос = аргумент = тезис... |
| e)p | Текст... = вопрос = ответ = вывод |
| Вопрос №62 |
Укажите ряд, в котором невербальные сигналы являются проявлением открытости:
| a)p | упорный взгляд, руки вдоль туловища |
| b)p | скрещивание рук на груди, отведение взгляда |
| c)p | сцепление пальцев рук, собирание несуществующих ворсинок |
| d)p | руки за спиной, взгляд поверх очков |
| e)p | свободное положение рук, чистая доброжелательная улыбка, расстегивание пиджака |
| Вопрос №63 |
Укажите, какие выразительные средства использованы в приведенном отрывке презентационной речи:
«В здоровом государстве процветают ремесла и искусства, в больном - много начальства и разговоров о порядке.»
| a)p | анафора |
| b)p | метафора |
| c)p | антитеза |
| d)p | риторический вопрос |
| e)p | градация |
| Вопрос №64 |
Чтобы выяснить происхождение слов «администрация», «дипломат», «информация», можно воспользоваться:
| a)p | фразеологическим словарём |
| b)p | орфоэпическим словарем |
| c)p | словарём паронимов |
| d)p | толковым словарём |
| e)p | этимологическим словарём |
| Вопрос №65 |