Основная литература:
1.Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. Утв. Указ Президента РФ №1351 от 09.10.2007 г
2. Борисов В.А. Демография – М.: Издательский дом NOTA BENE, 2008.- 272 с.
3.Бреева Е.Б. Основы демографии: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.-352 с.
4.Демография (основные понятия); Учебное пособие для студентов вузов. Маркин В.В., Кошевой О.С. – Пенза, Изд-во Пенз. гос. универс., 2001.- 96 с.
5.Демография: учеб. пособие /кол. авт.; под ред. проф. В.Г. Глушковой.- М.: КНОРУС, 20076.-304 с.
6.Медков В.М. Демография: Учебник.- М.: ИНФРА, 2009.- 683 с.
7. Народонаселение. Энциклопедический словарь. – М.,1994.
8.Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. М.,2003.
9.Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. М.,2011.
10.Рунова Т.Г. Демография: учеб. пособие.- М.: МГИУ, 2009.- 136 с.
11.Тамбулатов Д.Л. Демография: курс лекций. – М.: Высшая школа, 2008.-482 с.
12.Фадеева В.И. Демография: курс лекций. – М.: Вузовский учебник, 2007.-564 с.
13.Харченко Л.П. Демография: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» и др. эконом. специальностям.- М.: Омега-Л, 2007.-350 с.
14.Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения.- М.: РАГС, 1997.
15. Щербаков А.И., Мдинарадзе М.Г.: Культура: Академический проект, 2005.- 208 с.
Дополнительная литература:
1.Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» №143-ФЗ от15.11.1997 (с изменениями и дополнениями).
2.Федеральный закон «О беженцах» №95-ФЗ от 28.06.1997 (с изменениями и дополнениями).
3..Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» №202-ФЗ от 28.08.1997 (с изменениями и дополнениями).
4.Государство. Антропоток. Доклад центра стратегических исследований Приволжского Федерального округа. Н.Новгород. – М: 2002.
|
5.Демографический ежегодник России. – М.: Госкомстат России.
6. Демографический ежегодник пензенской области: статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики.- Пенза (Официальное издание).
Журналы: Литература дополнительная:
1. Журналы: «Вестник Московского университета, серия 21 «Управление (государство и общество)»», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6 «Философия. Политология. Социология. Психология. Международные отношения», 8 «Менеджмент», «Вопросы государственного и муниципального управления», «Вопросы статистики», «Государственная служба», «Проблемы теории и практики управления», «Социальная политика и социальное партнерство», «Стандарты и качество», «Управление проектами»,“Public Administration Review”, “International journal of public administration”.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
В процессе изучения курса «Демография» проводятся практические (семинарские) занятия. Цели проведения этих занятий состоят в следующем:
– закрепить учебный материал, данный на лекционных занятиях;
– рассмотреть наиболее сложные теоретические и практические проблемы современной демографии и демографической политики;
– оформить свое отношение к проблемам, изучаемым в рамках курса;
– сформировать умения и навыки использования изученного материала в практической деятельности.
Кроме того, практические занятия предназначены для проведения текущего контроля успеваемости студента.
|
Время на подготовку к семинарскому занятию предоставляется студенту в соответствии с ГРАФИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Работа студента на семинаре оценивается в соответствии с принятой на кафедре «Государственное управление и социология региона» шкалой отметок. Она является важнейшим критерием при сдаче студентом семестрового зачета
Подготовка к практическим занятиям: Необходимо внимательно изучить ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Для подготовки устного ответа на основные вопросы, обсуждаемые на семинаре, следует внимательно просмотреть соответствующую лекцию, а также РЕКОМЕНДУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ.
Особенностью курса «Демография» является то, что большинство проблем, обсуждаемых на семинарских занятиях, являются дискуссионными; на них, как правило, существует несколько точек зрения. По этой причине студент должен подходить к подготовке к семинарскому занятию максимально творчески. Это касается и основных пунктов плана, и дополнительных вопросов.
Рекомендуется приступить к написанию плана (или конспекта) ответа на вопросы только после нахождения литературы по этим вопросам. Как правило, выступление по каждому из пунктов плана семинарского занятия должно быть подготовлено на основе нескольких источников.
После составления плана (конспекта), следует обратить внимание на ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВОПРОСЫДЛЯ ДИСКУССИИ, имеющиеся в плане практического занятия. Вопросы для самоконтроля позволяют студенту понять, усвоил ли он основное содержание учебного материала по данной теме. Ответы на эти:задания носят творческий характер и необходимы для развития интеллекта студента, его умения оригинально мыслить и реализовывать теоретические знания на практике. Вместе с тем, ответы на эти вопросы также должны базироваться на знаниях, полученных при чтении лекций, изучении научной и учебной литературы, статистической информации, нормативных, программных и других документов государственной и муниципальной власти.
|
В ходе практического занятия обсуждаются последовательно все вопросы, имеющиеся в плане.
Сначала преподаватель напоминает цели, задачи, порядок проведения занятия.
Затем один из студентов делает развернутое выступление по пункту основного плана.
Далее по основному выступлению начинается дискуссия, проходящая по следующей схеме:
– преподаватель и студенты задают вопросы выступающему;
– выступающий отвечает на эти вопросы;
– студенты и преподаватель высказывают свои точки зрения по поводу заданных вопросов, если ответы основного выступающего показались им неполными или неточными;
– студенты выступают с развернутыми дополнениями к выступлению;
– обсуждаются проблемные вопросы, предложенные в плане занятия или в ходе дискуссии.
Преподаватель подводит итоги занятия.
Активность студентов в ходе дискуссии учитывается при выставлении отметки по итогам занятия. Особо оцениваются удачные и оригинальные ответы на проблемные вопросы.
Если практическое занятие должно проходить по особой схеме, это специально оговаривается в плане занятия.
Темы курсовых (контрольных) работ:
1. Становление демографии как науки.
2.Место демографии в системе других наук.
3.Закономерности естественного движения населения.
4.Структура и функции демографии.
5.Система демографических наук.
6.Демографические структуры и процессы.
7.Вклад в развитие демографии (может быть предложен любой из известных в демографии авторов)
8.Развитие демографии в России.
9.Депрессивные территории.
10.Антропотоки.
11.Демографические вызовы современности.
12.Организация учета населения в сельской местности.
13.Современные тенденции в организации учета населения и событий естественного движения населения.
14.Организация и проведение Всероссийской переписи населения 2010 г.
15.Анализ итогов Всероссийской переписи населения 2010 г.
16.Тенденции в изменении численности населения Земного шара.
17.Брачная и семейная структура населения РФ по итогам переписей населения.
18. Подходы к исследованию рождаемости в демографии.
19.Динамика рождаемости в мире.
20.Структура репродуктивного поведения.
21.Применение вероятностных таблиц смертности в исследовании демографических процессов.
22.Концепции воспроизводства населения.
23.Управление миграционными процессами.
24.Государственная миграционная политика.
25.Прогнозирование рождаемости (смертности, изменения численности населения).
26.Сущность и направления современной государственной демографической политики (на примере нескольких стран).
26.Цели современной демографической политики в РФ.
27.Задачи современной государственной демографической политики.
Методические указания