ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Зав. кафедрой «ГУиСР», к.и.н., доцент

Неделько С.И.

«……» ___________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

«Демография», «Демографическая политика»

Направление подготовки 081100

«Государственное и муниципальное управление»

Профиль подготовки ___________________________________________________

Квалификация (степень) выпускника бакалавр -специалист

Форма обучения очная 4 5 лет

Автор: к.ф.н., доцент Копытов В.В.

Рецензент: _______________________________________________.

Председатель методической комиссии

Факультета: к.с.н., доцент Еремина Е.В.

Программа одобрена на заседании кафедры ГУ и СР

Протокол № от

Зав. кафедрой:

К.и.н., доцент Неделько С.И.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

___________________________ Демография ___________________________
(наименование дисциплины (модуля)

Направление подготовки 081100 ___________________________________

______________________________________________________________________

Профиль подготовки______________________________________________

______________________________________________________________________

Квалификация (степень) выпускника бакалавр____________________

______________________________________________________________________

(бакалавр, магистр, специалист)

Форма обучения очная_____________________________________________

(очная, очно-заочная)

__________ 2011 г.


Аннотация

на учебную дисциплину «Демография»(«Демографическая политика»), изучаемую в рамках ООП.

 

Целью изучения дисциплины « ДЕМОГРАФИЯ » («Демографическая политика») является формирование общекультурной компетенции:

«Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем (ОК-4)».

В ходе изучения дисциплины «Демография » студенты усваивают общетеоретический курс, получают представления о направлениях демографических исследований, знакомятся с концепциями демографической политики, формируют знания об основных закономерностях естественного движения населения, основных факторах, влияющих на этот процесс, условиях разработки и реализации демографической политики. Усваиваются знания о демографических структурах и процессах, методах их исследования, об основных источниках информации в демографии и возможностях их применения в теоретической и практической деятельности. Формируются знания и представления о специфике протекания демографических процессов на региональном и местном уровнях, об экономических, этнических, территориальных и других факторах, влияющих на демографическую ситуацию и демографические тенденции в мире, стране, регионе, административно-территориальном образовании.

Студенты усваивают и учатся применять основные понятия, разрабатываемые в демографии. Особое место и значение при изучении курса отводится характеристикам и показателям естественного воспроизводства населения, которыми студенты должны свободно оперировать к моменту завершения изучения дисциплины. Среди них: рождаемость, плодовитость, репродуктивное поведение, брачность, разводимость, смертность и самосохранительное поведение, естественный прирост и естественная убыль населения, рост и воспроизводство населения, типы и концепции естественного воспроизводства населения, демографический взрыв и депопуляция, миграция как социально-демографический процесс и ее влияние на характеристики и показатели естественного движения населения, демографический прогноз и методы перспективного исчисления населения, демографическая политика и демографические вызовы современности, антропотоки, депрессивные территории, типы воспроизводства населения.

На основе приобретенных знаний формируются умения анализировать и прогнозировать демографические процессы, непосредственно влияющие на экономические, политические, национальные, культурные и другие отношения и процессы в обществе, в том или ином регионе. Проводить сравнительный анализ демографических ситуаций и процессов, опираясь на различные источники информации о населении, в том числе на статистику населения и итоги переписей населения. Студенты должны адекватно оценивать складывающуюся демографическую ситуацию в стране и ее регионах, разрабатывать программы и краткосрочные прогнозы, опираясь на имеющиеся показатели и учитывая складывающиеся демографические тенденции, анализировать различные теоретические концепции, реальные программы и проекты.

Приобретаются навыки владения методами анализа демографических процессов, оценки деятельности органов государственного управления с точки зрения адекватности принимаемых ими мер в области социальной и в том числе демографической политики реальному положению дел; методами сравнительного анализа состояния демографических ситуаций и демографических процессов в разные периоды времени, в различных странах и регионах. Формируются навыки планирования и прогнозирования социально-экономических, социально-политических и социокультурных процессов с учетом такой важнейшей составляющей как демографические характеристики населения.

Эти результаты освоения дисциплины « ДЕМОГРАФИЯ » («Демографическая политика») достигаются за счет использования в процессе обучения интерактивных методов и технологий формирования данной компетенции у студентов, л екций с применением мультимедийных технологий;

Проведение семинаров в форме групповых дискуссий;

Использование деловых игр на практических занятиях;

Вовлечение студентов в исследовательскую деятельность (проведение

демографических исследований).

Привлечение студентов к участию в переписях и других обследованиях населения, подготовка на основе полученных материалов и данных эссе, рефератов, научных публикаций и дипломных проектов.

Учебная дисциплина «Демография» («Демографическая политика») относится к общепрофессиональному циклу, при ее изучении студенты должны опираться на знания, полученные в процессе усвоения курсов «Математика», «Экономическая теория», «Теория управления», «Маркетинг территорий», «Социология». Компетенции, приобретенные в ходе изучения демографии, готовят студента к профессиональной деятельности.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.

Продолжительность изучения дисциплины – один семестр

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины (модуля) Демография является

формирование общекультурной компетенции выпускника:

«Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем (ОК-4)».

 

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Демография» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Изучение данной дисциплины предполагает наличие у студентов математических знаний (теория вероятностей, математическая статистика), основ экономической теории (основных экономических показателей, отражающих состояние национальной и региональной экономики), основ теории управления, социологических методов исследования. Эти знания должны быть получены в ходе изучения таких дисциплин, предшествующих данной, как: «Математика», «Экономическая теория», «Теория управления», «Маркетинг территорий», «Социология».

Студенты должны уметь применять общенаучные методы и методы специальных наук к исследованию общественных процессов и отношений, например: макроэкономический анализ ситуации в национальной экономике, анализ социально – экономических и социально–политических процессов, протекающих как на национальном, так и на международном уровне, делать общие выводы, давать прогнозы развития ситуации на основе проведенного анализа. Студенты должны владеть математическими методами (математическое моделирование, вероятностные методы) и применять их при исследовании общественных явлений и фактов. Они должны знать и уметь применять социологические методы и приемы: опрос, исследование документов, наблюдение, выборочный метод, социальный эксперимент. Они должны уметь анализировать рыночные процессы и отношения, учитывать при этом многообразные факторы, на них влияющие

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИП­ЛИНЫ(МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать основные положения и концепции демографии, представлять ее структуру, этапы ее становления и развития; сформировать знания об основных закономерностях естественного воспроизводства населения, факторах, влияющих на этот процесс, условиях и типах естественного воспроизводства населения, возможностях управления демографическими процессами на разных уровнях (общегосударственном, субъектном, местном), прежде всего, посредством их прогнозирования, разработки и реализации государственной демографической политики. Усвоить знания об основных направлениях современной демографической политики России, критериях оценки эффективности данной политики, особенностях ее реализации в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.

Овладеть понятийным аппаратом демографии и основными показателями естественного движения населения, научиться пользоваться всем этим в теоретической и практической деятельности, доходчиво разъяснять положения демографических концепций и теорий, демографической политики. Хорошо представлять состояние и сущность демографических проблем современного общества, связь демографических процессов и проблем с другими социальными процессами, явлениями и проблемами, например такими, как: пенсионное обеспечение, преступность, безработица, «утечка умов», межнациональные (межэтнические) отношения и другие.

Научиться пользоваться источниками информации о демографических явлениях и процессах, приемами и принципами сбора, обработки и анализа демографической информации. Знать требования к информации в демографии и учитывать их при прогнозировании демографических процессов и разработке мероприятий демографической политики.

Усвоить сущность миграции как механического движения населения, знать возможное влияние миграции на течение и направленность развития демографических процессов в стране, регионе, муниципальном образовании.

Знать сущность, методы и возможности демографического прогнозирования, виды, функции, специфику демографических прогнозов, определять их место в разработке и реализации демографической политики.

2) Уметь анализировать демографические процессы, самостоятельно формулировать цели и задачи демографических исследований, пользоваться методами демографии для решения конкретных задач в экспертной, консалтинговой, аналитической деятельности.

Разрабатывать основанные на демографических знаниях рекомендации для принятия обоснованных управленческих решений на местном, региональном, общегосударственном уровнях.

Использовать полученные в ходе изучения демографии знания в преподавательской деятельности, в устных выступлениях перед любой аудиторией, при подготовке научных тезисов и статей по социальной проблематике.

Применять полученные знания для пропаганды репродуктивного здоровья и самосохранительного поведения, уметь поддерживать на достаточно высоком уровне собственное репродуктивное здоровье и защищать свою жизнь.

Разрабатывать социальные программы и проекты с учетом демографической составляющей, уметь оценивать реальность и обоснованность демографических прогнозов, мероприятий демографической политики.

 

3) Владеть методами демографического прогнозирования и проектирования, планирования демографических процессов и их регулирования, информацией о демографических структурах и процессах, критериями оценки эффективности мероприятий государственной демографической политики, приоритетных социальных проектов и долгосрочных целевых программ, деятельности органов государственного и муниципального управления с точки зрения адекватности принимаемых ими мер в области разработки и реализации ими мероприятий демографической политики и ее последствий в различных сферах общественной жизни.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ 8 _____ зачетных единиц, _____ 136 ______ часов, в т. ч. 68 аудиторных.

 

Для студентов заочного факультета общая трудоемкость дисциплины составляет ___ 9 _____ зачетных единиц, _____ 150 ______ часов, в т. ч. 14 аудиторных.


 

№ п/п Раздел учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек ции Семинары Самост.работа Курсов. работа
    Объект, предмет, категории функции, методы, задачи демографии История возникновения и развития демографии Теоретические аспекты изучения народонаселения. Тенденции и закономерности развития народонаселения в мире (стране).                                                           В   Т Е ч Н И Е   С Е М Е С Т Р А     Тестовое задание     Тестовое задание     Контрольная работа     Контрольная работа Коллоквиум
  Источники информации о населении (общая характеристика).   Перепись населения как источник информации о населении. Численность, структура и состав населения                                                 В   Т Е ч Н И Е     Тестовое задание Контрольная работа     Тестовое задание Контрольная работа     Тестовое задание Контрольная работа  
  Рождаемость и ее изучение в демографии. Репродуктивное поведение. Смертность, ее связь с условиями жизни. Воспроизводство населения. Миграция населения и ее изучение в демографии                                                         С Е М Е С Т Р А   Коллоквиум   Тестовое задание     Тестовое задание   Тестовое задание Контрольная работа   Тестовое задание Коллоквиум  
  Демографическое прогнозирование. Демографическая политика и ее реализация в регионе                   Тестовое задание Контрольная работа     Коллоквиум Тестовое задание  

 

Для студентов заочного факультета

 

 

№ п/п Раздел учебной дис циплины Семестр Устан. сессия Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лек ции Семинары Самст.работа Контр. работа
    Объект, предмет, методы, задачи демографии История возникновения и развития демографии Тенденции и закономерности развития народонаселения в мире (стране).               В   Т Е ч Н И Е   С Е М Е С Т Р А     Контрольная работа Тестовое задание  
  Источники информации о населении (общая характеристика).   Численность, структура и состав населения                 В   Т Е ч Н И Е     Тестовое задание Контрольная работа  
  Рождаемость, репродуктивное поведение, Смертность, воспроизводство населения. Миграция как Социально-демографический процесс.                     С Е М Е С Т Р А     Контрольная работа   Тестовое задание  
  Демографическое прогнозирование. Демографическая политика и ее реализация в регионе                 Контрольная работа   Тестовое задание  

/На подготовку к экзамену студенту заочной формы обучения отводится 36 часов самостоятельной работы/.

В первом разделе дисциплины дается материал о месте и роли демографии как науки и учебной дисциплины в общей системе гуманитарных, экономических и профессиональных дисциплин. Описываются предмет, объект исследования этой науки, методы, которые в ней применяются для достижения поставленных целей; функции данной дисциплины. Дается исторический обзор развития демографии как науки в зарубежных странах и в России. Выделяются, рассматриваются и анализируются основные этапы в становлении и развитии демографии, характеризуется современное ее состояние, ее внутренняя дифференциация. Особое внимание уделяется основным понятиям, которыми оперирует демография, вкладу основоположников науки в определение ее объекта и предмета, в процесс институциолизации демографии. Дается общая характеристика тенденций и закономерностей развития народонаселения в мире (России). Также рассматриваются демографические вызовы современности: снижение темпов рождаемости, высокая смертность, старение населения, депопуляция, эмиграция и иммиграция. Дается характеристика демографической ситуации в регионе в сравнении с демографической ситуацией в России в целом и в других регионах.

Во втором разделе дисциплины подробно анализируются основные источники информации о демографических структурах и процессах: текущий статистический учет событий естественного движения населения, текущие регистры (списки, картотеки) населения, выборочные и специальные обследования населения, переписи населения как основной источник информации о населении. Обращается внимание на особенности организации учета населения в различные исторические периоды, на различных территориях, в городе и в сельской местности, характеризуются современные тенденции в организации учета населения и событий естественного движения населения в различных странах. Акцент ставится на требованиях к информации в демографии, на достоинствах и недостатках перечисленных источников информации, на знании и необходимости соблюдения соответствующих принципов в ходе сбора и обработки информации, знании нормативных актов и требований по вопросам работы с этой информацией (особенно степени и меры ответственности государственных органов власти, государственных гражданских служащих, граждан за хранение, использование и распространение данной информации).

При сравнительном анализе источников информации о демографических явлениях, событиях и процессах приоритет отдается переписям населения как одному из основных и официально признаваемых и на международном уровне, и в России. Рассматриваются имеющиеся на сегодняшний день подходы к определению указанного понятия, делается сравнительный анализ данных подходов и определений, освещается история проведения переписей населения в мире и в России.

Дается характеристика основных этапов переписи населения и принципов ее проведения, достоинствам и недостаткам сбора данных о населении посредством проведения переписи, раскрывается содержание программы переписи населения и программы обработки данных переписи населения, анализируются итоги последних переписей и микропереписей населения в Российской Федерации.

Обращается внимание на значение показателей численности населения в демографии и в регулировании социальных процессов, указывается на возможность возникновения некоторых проблем, возникающих в связи с организацией учета численности населения по таким категориям, как: наличное, постоянное, юридическое (приписное), временно проживающее, временно отсутствующее. Понятие «население» в демографии подразумевает указание таких его признаков, как: категория, по которой определяется его численность; четко определенный момент времени, на который подсчитывается его численность; административно-территориальные границы, в которых оно находится; способность к самовоспроизводству.

У студентов формируются знания о значении различных подходов к рассмотрению и анализу структуры населения для характеристики и оценки процесса воспроизводства населения (процесса смены поколений). Так, половая структура населения определяется в качестве важнейшего фактора брачности и формирования семейной структуры населения. Студенты учатся применять различные показатели, характеризующие соотношение полов: абсолютные и относительные (процентная доля представителей каждого пола в составе населения, число представителей одного пола, приходящееся на одну тысячу представителей другого пола). При анализе демографических процессов характеристика половой структуры населения позволяет часто определить их состояние и направленность.

Знание характеристик возрастной структуры населения имеет значение не только для демографии, но и для оценки многих общественных процессов и проблем, среди которых могут быть революционная настроенность «молодого» населения и необходимость проведения соответствующей молодежной политики. Старение же населения порождает проблемы пенсионного обеспечения, необходимость формирования системы социальной поддержки пожилых людей, развития соответствующей инфраструктуры и т.п.

В ходе изучения возрастной структуры населения студенты учатся учитывать возрастную аккумуляцию при исследовании демографических процессов, получают обоснованные представления о необходимости и возможностях применения различных возрастных группировок, анализируют демографические события и тенденции путем «прочтения» и сравнения демографических пирамид.

Итогом изучения возрастной структуры населения становится определения ее взаимодействия с режимами воспроизводства населения: примитивным, стационарным, регрессивным и формирование представлений о сущности и условиях реализации этих режимов.

Результатом изучения студентами брачной структуры населения является формирование у них знаний о категориях брачного состояния населения, учитываемых в демографии: никогда не состоявшие в браке, состоящие в браке, вдовые, разведенные, разошедшиеся, моногамный и полигамный браки; использование этих знаний при анализе демографических и социальных процессов; применение в аналитической и исследовательской деятельности группировок и показателей брачного состояния населения, понимании демографических и социальных последствий распадения браков и роста количества неполных семей. Студенты знакомятся и учатся применять методы реального и условного поколения при описании демографических процессов, в том числе расчете лет, прожитых в браке одним поколением.

При изучении семейной структуры населения и структуры домохозяйств студенты получают знания о типологии семей и домохозяйств в демографии, об имеющихся здесь тенденциях, о проблемах современной семьи, о состоянии этого института в целом.

В третьем разделе даются знания об основных демографических процессах и их влиянии на процесс воспроизводства населения в целом. Студенты определяют понятия «рождаемость», «смертность», «репродуктивное поведение», «самосохранительное поведение», «брачность», «разводимость», «плодовитость», знакомятся с системой демографических показателей, с помощью которых характеризуются и анализируются (описываются) эти процессы. Студенты учатся графически изображать и «прочитывать» графическое изображение демографических процессов, применять абсолютные и относительные (вероятностные и коэффициенты) показатели. Они усваивают условия расчета критического значения итогового числа рожденных детей, соответствующего границе простого воспроизводства населения на брачную пару в среднем, способы исследования динамики демографических процессов, определения максимума и минимума естественной рождаемости, факторы рождаемости и смертности, брачности и разводимости. Студенты усваивают опыт изучения указанных демографических процессов, достоинства и недостатки применявшихся и применяемых здесь методов (формулы и подходы к изучению младенческой и детской смертности, индексный метод, методы прямой и косвенной стандартизации коэффициентов, сущность и возможности использования вероятностных таблиц смертности при анализе демографических ситуаций и процессов); такие понятия, как: средняя и ожидаемая продолжительность жизни, факторы и классы причин смертности, виды самосохранительного поведения.

Итогом изучения вопросов третьего раздела становится понимание различий между ростом и воспроизводством населения, причин его естественного прироста и естественной убыли, сущности теорий, концепций и коэффициентов естественного воспроизводства населения, сущности и роли миграции в этом процессе. Студенты получают так же знания о видах, функциях, стадиях миграции, об управлении миграционными процессами, о современной государственной миграционной политике, о миграционной ситуации в регионе, о влиянии миграции на характеристики и показатели естественного движения населения.

В четвертом разделе изучения дисциплины студенты знакомятся с понятиями «демографическое прогнозирование» и «демографическая политика», основными их составляющими. Они получают знания о видах, вариантах, методах перспективного исчисления населения, о специфике прогнозирования рождаемости, смертности численности, миграции населения, о роли прогнозирования в разработке мероприятий государственной демографической политики, о связи прогнозирования с потребностями экономического планирования и социального проектирования, учатся оценивать реальность и точность демографического прогноза, учитывать специфику и вариативность конкретных демографических прогнозов, применять специальные методы (экстраполяции, компонент, передвижки возрастов, аналитического, по аналогии, референтного) в прогнозировании, об особенностях аналитического, функционального и предостережения прогнозов.

Студенты изучают сущность, цели, задачи и направления демографической политики, нормативные и официальные документы, в которых находят отражение вопросы демографической политики, демографическую ситуацию в регионе и механизмы реализации в нем демографической политики.

Первый раздел данной дисциплины будет являться необходимым для усвоения профессиональных компетенций таких дисциплин как Социология, Политическая социология.

Второй раздел будет необходим для усвоения материала таких дисциплин как Экономика государственного и муниципального сектора, Политическая социология, Стратегический менеджмент.

Третий раздел является необходимой основой для Политической социологии, Исследования социальных процессов, Менеджмента.

Четвертый раздел связан с такими дисциплинами как Политическая социология, Исследование социальных процессов, Менеджмент, Государственное и муниципальное управление.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: