Уголовные элементы, их психология и субкультура.




Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет естествознания, физической культуры и туризма

Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

 

Дисциплина "Опасные ситуации криминального характера и защита от них"

 

 

Группа: БЖ - 1801z

Студент: Мадьяров Б.С.

Преподаватель: Микшевич Н.В.

 

Екатеринбург 2021 г

Уголовные элементы, их психология и субкультура.

С момента распада СССР прошло более двадцати лет. За этот период времени в суверенной Российской Федерации произошли преобразования, которые сильнейшим образом затронули все сферы жизни. Общество пережило потрясения, отразившиеся на каждом человеке без исключения. Преобразования сопровождались рассогласованием морального и правового регулирования, дисфункциональностью основных социальных институтов. На этом благоприятном для отрицательных общественных явлений фона быстрыми темпами начала расти преступность как в качественном, так и количественном отношении.

Результатом процесса криминализации стало помимо всего прочего стирание грани между правомерным и преступным поведением. В условиях, когда традиционные ценности и нормы перестали разделяться большинством населения, экспансия ценностей и норм преступного мира приняла угрожающий масштаб. Основной областью, куда устремились преступные элементы, стала экономика. Возможность безнаказанного разворовывания государственной собственности привела к созданию крупных преступных сообществ, куда были включены коррумпированные чиновники и связанный с криминальным миром директорат. Преступность охватила все слои общества - от самых низов до высших эшелонов государственной власти. Вместе с развалом СССР была отвергнута советская идеология, и по сути ее заменила идеология преступная. В различные сферы жизни внедрились нормы поведения криминальных сообществ - так называемые «понятия». Героическими стали образы бандитов - персонажей сериалов «Бригада» и «Бандитский Петербург», фильмов «Бумер» и «Олигарх». Наиболее восприимчивая к происходящим изменениям часть общества - подростковая и молодежная среда стала активно криминализироваться. Соответственно произошли изменения в психике и, как результат, в разы увеличились не только всевозможные показатели преступности, но и связанные с ней другие формы девиации в поведении - алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. Перечисленные отдельные негативные общественные явления представляют собой не что иное как проявление такого социокультурного феномена как криминальная субкультура, существование которой в связи с упомянутыми событиями стало предметом пристального внимания. Представляется, что сказанного достаточно для обоснования актуальности и значимости изучения темы криминальной субкультуры в современных условиях российской действительности. Оно поможет понять внутренние законы, по которым живет преступная среда, оценить происходящие в ней изменения и изучить внутренние вопросы воспроизводства преступности, что обусловливает значимость данной темы как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Характеристика понятия «криминальная субкультура» Криминальная субкультура представляет собой сложное общественное явление, которое является предметом изучения нескольких научных дисциплин: криминологии, социологии, культурологии и психологии. С позиций науки психологии необходимость изучения криминальной субкультуры обусловлена тем, что она участвует в формировании личности отдельных индивидов путем процесса их социализации в криминальной среде, так как является частью человеческого общества, частью его культуры, и, соответственно, занимает определенное место в системе человеческих ценностей. Кроме того, как уже было отмечено, изучение криминальной субкультуры помогает понять внутренние законы, по которым живет преступная среда, оценить происходящие в ней изменения и изучить внутренние вопросы воспроизводства преступности, которые в немалой степени носят психологический характер. Особенно это относится к молодежи, поскольку в силу своего возраста, которому одновременно присущи романтизм, максимализм и жестокость, она является наиболее питательной средой для распространения криминальной субкультуры и рекрутирования новых членов различных преступных сообществ. Ценности и нормы криминальной субкультуры привлекательны и сравнительно быстро и легко усваиваются, благодаря наличию в них определенной доли романтических моментов, таинственности, необычности. Немаловажную роль играет и то, что криминальной субкультуре свойственен игровой и эмоциональный характер. Приверженность криминальной субкультуре, усвоение ее норм и ценностей осуществляется, как правило, личностью, не получившей в силу различных условий признания и решившей добиться его, по крайней мере, в криминальном сообществе. Кроме того, усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры может осуществляться также личностью, неудовлетворенной своим низким статусом в системе официальных отношений, что особенно характерно для лиц молодежного возраста. Что же представляет собой понятие "криминальная субкультура", и какое определение ему можно дать? Понятие «криминальная субкультура» по своей сути является комплексным, в общем включающим в себя два аспекта - «криминальный», то есть связанный с преступностью, и «культурный», который связан с абстрактной категорией «культура». Поэтому сначала необходимо дать определение понятиям «преступность» и «культура». Преступность - собирательное понятие. В криминологии под преступностью понимается социально обусловленное, массовое, исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое системное явление, проявляющееся в совокупности общественно опасных уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершивших, на определенной территории (государство, регион, населенный пункт) за определенный период времени. Понятие «культура» чрезвычайно многозначно. Для его уточнения исследователи используют массу специальных определений (предикатов). В социологии под культурой понимают систему ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметах, материальных носителях - средствах труда, знаках, иными словами артефактах и передаваемых последующим поколениям. Культура есть то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Это среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений. Научный термин "субкультура" появился в 30-е годы XX века. Субкультура представляет собой особый образец культуры, характеризующийся наличием ряда уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. С позиций системного подхода субкультура является подсистемой культуры как целого. Объективная действительность предполагает существование множества субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных, возрастных и других группах. В случаях, когда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуется контркультура. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Кроме того, контркультура предполагает наличие установок, не просто отвергающих фундаментальные культурные принципы, но и активно противодействующих им. Следует отметить, что некоторыми социологами и культурологами оспаривается логичность концепции контркультуры, поскольку, по их мнению, она является малопродуктивной, так как предполагает активное противодействие «всему сверхприродному, созданному людьми, что абсурдно по сути». Поскольку данная проблема является дискуссионной и требует самостоятельного исследования, в данной работе она более затрагиваться не будет. Итак, ярким примером контркультуры является криминальная субкультура. Термин "криминальная субкультура" стал использоваться в начале 80-х годов, когда им начали обозначать подсистему современной культуры, связанную с преступным миром. Как отмечает известный исследователь криминальной субкультуры Ю.К. Александров, являясь существующей объективной реальностью, криминальная субкультура занимает свое, определенное место в системе человеческих ценностей. Более того, криминальная субкультура, являясь частью современной культуры, оказывает на нее определенное влияние. Причем это влияние усиливается в условиях ценностно-нормативного кризиса, переживаемого в настоящее время российским обществом, в котором царит правовой нигилизм. Он находит свое выражение в негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку. В связи с этим показательным является тот факт, что в повседневной речи россиян широко используются аргоизмы криминальной субкультуры, первоначально возникшие в тюремных застенках. Такие слова, как «тусовка», «прикол», «мент», «беспредел», «базар», «разборка» не требуют специального пояснения при их употреблении не только в беседе с представителями рассматриваемой субкультуры - преступниками, но и с любым гражданином. Еще один яркий пример - популярность так называемых «блатных песен», романтизирующих преступную и тюремную жизнь. Как известно, авторы этих песен, которые, как правило, являются также их исполнителями, - в основном люди, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы. Подавляющее большинство «блатных» песен изображает героя как хорошего человека, совершившего преступление под давлением обстоятельств, несправедливо осужденного и несчастного. О популярности «блатной» песни свидетельствует тот факт, что на волну «Радио Шансон», в ротации которого лидирующие позиции занимают «блатные» или написанные в подобной стилистике песни, ежедневно только в Москве настраивается более шестисот тысяч слушателей. Несмотря на то, что криминальная субкультура стала самостоятельным предметом исследований относительно недавно, о ней, начиная с середины 80-х годов, написано немало работ. При этом в современной науке нет устоявшегося определения термина «криминальная субкультура». Так, Ю.К. Александров определяет «криминальную субкультуру» как «образ жизнедеятельности лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций». В.М. Анисимков, другой известный ученый в данной области, отмечает, что криминальная субкультура представляет собой «особую структуру межличностных отношений индивидов, объединенных на основе ценностных ориентаций деятельности в относительно обособленную среду, включающую в себя систему неформальных норм, традиций, обычаев, ритуалов, регулирующих поведение ее представителей. Криминальная субкультура находит свое отражение во внешних атрибутах преступного мира (в жаргоне, песнях, стихах, татуировках, кличках и т.п.)». Ю.М. Антонян, В.А. Верещагин и Г.Б. Калманов отождествляют криминальную субкультуру с тюремной и указывают, что тюремная субкультура «реализуется в неформальных нормах и правилах поведения, запретах и предписаниях, санкциях и поощрениях, в некоторых видах художественного творчества, она же закрепляет иерархию среды, устанавливает социальные роли. В совокупности все это образует нравственную и психологическую основу бытия лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы». Представляется, что правильно согласиться с теми исследователями, которые разграничивают криминальную и тюремную субкультуры, соотнося их как целое и часть, как род и вид, так как криминальная субкультура не ограничивается только местами лишения свободы. Некоторые авторы при этом считают, что «криминальная субкультура является средством трансляции тюремной субкультуры в социум». Юристы чаще всего связывают понятие криминальной субкультуры с применением уголовного наказания в виде лишения свободы и существованием лиц антиобщественной направленности. Поэтому можно дать и такое определение понятия «криминальная субкультура» - это субкультура, характеризующаяся восприятием ценностей и образа жизни, устоявшихся в криминальной среде, нормы которой противопоставляются общепринятым социальным нормам и связаны с нарушением действующего в стране уголовного и иного законодательства. Представители данной субкультуры осознают себя как «особую категорию людей, отличную от всех остальных. Такое представление о себе находит подкрепление и во внешних формах поведения, и в особенностях сознания и самосознания, и в итоге - в их мировоззрении. Наиболее ярко это проявляется у лиц, приговоренных к наказанию в виде лишения свободы».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: