Работа № 10.
КОНТРОЛЬ ЧАСТОТЫВРАЩЕНИЯ.
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Изучение работы механического тахометра ИО-10, поверка тахометрогенератора ТД - 1 и стробоскопа.
ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ.
Принцип действия механических тахометров основан на использовании центробежной силы F развиваемой телом при вращении его вокруг оси (1)
, где m- масса тела;
r - расстояние центра тяжести от оси вращения; - угловая скорость.
Механические центробежные тахометры по конструктивному исполнению делят на переносные и стационарные. В настоящее время находят применение переносные тахометры ИО-10 и стационарные ТС-100 и ТС-200. Ручные механические тахометры выполняют обычно с грузовым кольцом. Они имеют коробку передач, позволяющую использовать прибор в широком диапазоне измерению числа оборотов (от 25 до 10000 об/мин.). Ручные тахометры снабжаются набором съёмных наконечников: при малом числе оборотов служит наконечник с металлической насадкой; при большом - с резиновой. Контрольные тахометры имеют погрешность 0,5÷1,0%, а рабочий -1÷8%.
В качестве измерителей числа оборотов гребных валов чаще всего используются тахогенераторы постоянного тока, асинхронные тахогенераторы и индукционные преобразователи с вращающимся полем.
Тахогенератор постоянного тока представляет собой обычную коллекторную машину постоянного тока малых габаритов. Его принципиальная электрическая схема показана на рис.1.
Для статической характеристики ТГ при работе его в холостую справедлива следующая зависимость:
где ВПХ - напряжение на выходе генератора, индуктируемое при вращении ротора, В;
n - число оборотов ротора об/мин;
kтг - статический коэффициент при холостом режиме, В.об/мин.
,где: Р -число пар полюсов,
b - число параллельных ветвей обмотки якоря,
N - число активных проводников обмотки якоря,
Ф - суммарный магнитный поток машины.
Для используемых генераторов с учётом условий применения пределы постоянных имеют следующие значения: К тг=0,029÷0,057 В.об.мин. Выходное напряжение Uвых зависит не только от числа оборотов n, но и от сопротивления нагрузки. При Rн >> Rb зависимость Uвых= f(n) будет практически линейной. Для судовых приборов лежит в пределах 50÷60.
Асинхронные тахогенераторы используются в схемах компенсационных тахометров. Электрическая схема асинхронного тахогенератора представлена на рис.2, где 1- оболочка возбуждения, получающая питание от сети переменного тока, 2- стакан, 3- генераторная обмотка.
При питании обмотка возбуждения создаёт пульсирующий магнитный поток.
где - частота питающего тока, С-1
Если же ротор привести во вращение, то в нём кроме ЭДС трансформации, наводимой потоком обмотки возбуждения, появится ЭДС вращения за счёт пресечения ротором магнитных линий потока возбуждения. Созданные этой ЭДС в короткозамкнутом роторе токи обуславливают появление переменного магнитного потока Ф2, совпадающего по направлению с осью генераторной обмотки 3 и наводящего в ней ЭДС, величина которой зависит от числа оборотов ротора, а фаза определяется направлением вращения. Для упрощённого качественного рассмотрения короткозамкнутый круглый ротор можно представить в виде двух взаимно перпендикулярных "обмоток", создающих при вращении ротора магнитные потоки:
где - коэффициент пропорциональности,
- угловая скорость вращения.
Сумма проекций этих потоков на ось генераторной обмотки
будет вызывать в данной обмотке ЭДС.
При соответствующем выборе параметров тахогенератора можно обеспечить зависимость
ВПХ от nвесьма близкую к линейной в достаточно широких пределах [2]
Принципиальная схема индукционного преобразователя с вращающим полем показана на рис.3. В поле вращающего магнита 1 расположен металлический стакан 2,укреплённый на оси 3.
На этой же оси укреплён один конец пружины 4 из фосфористой бронзы и стрелка 5. Второй конец пружины укреплён неподвижно. При вращении магнита в стакане 2 индуктируется ЭДС, создающая токи, силы взаимодействия которых с вращающимся полем магнитов двигают диски в направлении вращения магнита. Вращающему магниту, создаваемому взаимодействием токов диска и поля магнита, противодействует момент пружины 4. Установившееся отклонение стакана, а следовательно, и стрелки прибора соответствует равенству вращающегося и противодействующего моментов.
Уравнение статической характеристики преобразователя можно найти, используя зависимость
,где h - коэффициент вязкого трения;
Μ - противодействующий момент; Спр - постоянная пружина;
- угол поворота стакана.
Уравнение статической характеристики можно записать в виде:
где кд=1,2÷1,8
Работа стробоскопов (стробоскопических тахометров) основывается на эффекте кажущейся остановки вращения вала. Этот эффект достигается путём периодического прерывания светового потока, идущего от вращающего вала или предмета к глазу наблюдателя [1]. При этом частота прерывания настраивается и должна быть такой, чтобы каждый раз была видна одна и та же деталь вращающего вала, а длительность перерыва наблюдения вращения не превышала времени, в течение которого может полностью исчезнуть зрительный образ этой детали вала. При повторении импульсов с такой частотой остатки зрительного образа сливаются в картину кажущейся неподвижности отмеченной детали вращающего вала или предмета. Следовательно, в этом случае частота следования f1 имп/с равна скорости вращения вала или предмета n1 об/с т.е. f = n. Такой стробоскопический эффект неподвижности называется основным синхронизмом. Именно в этом случае необходимо производить снятие показаний стробоскопа. Может иметь место так называемый кратный синхронизм, когда или
, при котором фиксированная точка за время между зрительными импульсами успевает совершать i оборотов, либо частота зрительных образов в i раз больше частоты вращения. Чтобы избежать ошибки, правильной следует считать наибольшую частоту, при которой имеет место основной синхронизм f=n
По принципу действия стробоскопы разделяют на механические и электронные. Электронные стробоскопы позволяют проводить измерения с погрешностью не более ± 0.1%
Схема экспериментальной установки показана на рис.4. Она включает в себя двигатель 3, ручной тахометр 9, асинхронный тахогенератор 4 и стробоскоп электронный 1. Для регулирования частот вращения двигателя 3 служит регулятор РНТ-7.
3. Порядок выполнения работы.
1.Включить автомат F1.
2.Построить статическую характеристику m=f(U) двигателя, для чего меняя через 5В напряжение питания двигателя с помощью РНО-7 по вольтметру 8, измерить частоту вращения диска 2 с помощью ручного тахометра 9.
3.Построить статическую характеристику ВПХ =f(n) тахогенератора 4, для чего включить
ключи К1 и К2. Меняя напряжение питания двигателя 3 по вольтметру 8 через 5В снять показания
показывающего прибора 6. Повторить операцию для других сопротивлений линии связи R1, R2, R3 подключая их ключом К1.
4. Построить статическую характеристику f = F(n) стробоскопа 1.Для этого включить в сеть стробоскоп. Для каждой частоты вращения диска 2 (меняем напряжение по вольтметру 8 через 5В) подобрать частоту генерации импульсов таким образом, чтобы реперная точка на диске казалась неподвижной.
5.Выполнить статическую обработку данных в соответствии со стандартной методикой по любому из пунктов 2, 3, 4. Количество замеров 8÷10.
Отчёт.
Отчёт должен содержать: краткую теорию, принципиальную схему лабораторной установки, характеристики n = f(n); UВПХ = f(n); f = F(n) построенные на миллиметровке, краткие выводы, результаты статической обработки данных.
Вопросы для самопроверки.
1.Принцип действия механического тахометра?
2.В чём отличие тахогенератора постоянного тока от асинхронного тахогенератора?
3.Как устроены магнитоиндукционные тахометры или индукционные преобразователи с
вращающимся полем?
4.Что такое кратный синхронизм?
Рис. 1. Электрическая схема ТГ постоянного тока.
Рис.2 Электрическая схема асинхронного тахогенератора
Рис.3. Принципиальная схема индукционного преобразователя с вращающимся полем.
Рис.4 Схема экспериментальной установки