Приведение профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.




Развал науки и образования, «утечка мозгов».

 

 

Выполнил:

Студент 353 группы

Гайдук Роман

 


 

Введение

В настоящее время уровень образования в России достаточно высок, но страдает именно его качество. В России устарела методика образования. Для улучшения качества потенциальных сотрудников, обучающихся в различных учебных заведениях, необходима реформа образования. В противном случае Россия, в настоящее время входящая в одну из самых развитых стран, окажется не у дел. Уже сейчас считается, что получать образование за границе намного престижней, чем у себя на родине. Цель заключается в том, что бы изучить методики образования в России, а так же проанализировать пути развития образования граждан

Цель:

Обозначить важность образования в жизни человека и общества в целом.

Задачи:

 

1. Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития.

2. Приведение профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

3. Повышение востребовательности образовательных услуг.

4. Сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

5. Формирование у детей и молодежи навыков самообразования и самореализации личности.

6. Непрерывность образования человека в течении всей жизни.

7. Обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту в условиях развития новых технологий.

8. Расширение участия общества в образовании и в его управлении.

9. Сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации.

10. Повышение востребованности инновационных технологий в сфере труда.


11.

Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития.

Современный мир сложно представить без информации. Она стала основой социально-экономического прогресса, в обществе возросла роль интеллектуального труда и образования. В связи с этим появилась необходимость совершенствования системы образования.

 

Модернизация образовательной системы необходима для перехода к инновационной экономике, поэтому она является политической и общенациональной задачей. Успешная модернизация должна соответствовать потребностям общества и государства и не отставать от развитых стран. Система образования, как и информационное общество, требует всеобщей информатизации. Сегодня это приоритетная задача российской системы образования. Необходимо, прежде всего, решить вопросы доступности образования, повышения качественного уровня дошкольного, школьного и профессионального образования, работать над повышением статуса профессиональных работников образования, привлекая молодые кадры.В российском образовании в последние годы сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Однако уровень развития отечественного образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития страны.Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер, и они с трудом распространяются на всю систему образования. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться, с одной стороны, недостаточным, а с другой - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации. Основное назначение предоставляемых субсидий - организация стажировочных площадок как центров роста и дальнейшего распространения позитивного опыта. Субъект в рамках разработанного конкурсного проекта определяет наиболее сильные направления, развиваемые, соответственно, на базе перспективных образовательных учреждений. На полученные по субсидии деньги стажировочные площадки закупают оборудование, разрабатывают и совершенствуют методики, обучают специалистов, оснащают партнерские учреждения, выступающие в качестве «приёмников» новых методов и подходов. Важная задача работы стажировочных площадок состоит в том, чтобы подготовить как можно больше специалистов-тьюторов, которые затем смогут передать опыт и навыки другим педагогам, в том числе по проектированию новых моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования, учитывающих социокультурные и природно-климатические особенности территорий. Ключевой идеей данного подхода является формирование методик и образовательных программ на уровне самих регионов, с учетом местной специфики и задач, разумеется, с ориентацией на общефедеральные образовательные стандарты и требования. При этом следует помнить, что стажировочные площадки – не самоцель, а лишь механизм, обеспечивающий на всей территории Российской Федерации современное качество общего образования.


 

Приведение профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

В настоящее время в связи со структурными преобразованиями обострилась проблема несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации ищущих работу требованиям работодателей, а также дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.Специалисты выделяют отраслевые, территориальные, социально демографические и профессионально-квалификационные диспропорции. Отраслевые диспропорции складываются под воздействием различных темпов рыночных преобразований в экономике, промышленности и сфере услуг.

 

Территориальные диспропорции результат неравномерного размещения и распределения сырьевых и производственных ресурсов, различных темпов развития экономики и трудовых ресурсов. Социально демографические диспропорции возникают вследствие пониженной конкурентоспособности отдельных групп населения — молодежи, инвалидов, женщин. Профессионально-квалификационные диспропорции стали следствием совокупного воздействия отраслевых, территориальных и социально-демографических диспропорций между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда в условиях недостаточного регулирования процессов воспроизводства и распределения трудовых ресурсов. В результате перечисленных диспропорций на рынке труда возникает критическая ситуация, когда, с одной стороны, не удовлетворяются потребности предприятий в квалифицированной рабочей силе, сдерживается рост продукции и услуг, снижается конкурентоспособность организаций; а с другой стороны, появляются определенные слои незанятого населения, в том числе молодежь, нарастает социальная напряженность в обществе, недоиспользуется трудовой и интеллектуальный потенциал страны. Диспропорция между структурой, объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях профессионального образования и структурой спроса на рабочую силу — одна из причин, формирующих дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. Решение проблемы привидения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики как необходимого условия сбалансирования спроса и предложения рабочей силы обуславливает необходимость оптимизации взаимодействия учреждений профессионального образования с рынком труда. Взаимодействие таких систем осуществляется на основе теории самоорганизации, которая развивается под разными названиями: «теория синергетики», теория «универсального эволюционизма», «теория организации». Теория синергетики позволяет познавать явления с позиции самоорганизации, открытости систем, роли случайности и хаоса, природы катастрофических явлений в системах, путей альтернативного развития систем и т.д. Благодаря создаваемой рынком труда конкуренции между различными учреждениями профессионального образования постепенно происходит их самоорганизация, появляются стимулы повышения эффективности работы, вырабатываются механизмы приведения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики. Такая закономерность была установлена еще в известной теории Фишера о повышении устойчивости природы и любой биологической популяции по мере возрастания их генетического разнообразия. Однако, как показывает практика, в социальных системах, где действуют факторы разума и воли, субъективного и сознательного выбора (например, выбор человеком профессии), самоорганизация имеет исключительно сложный характер. Человек всегда имеет свои намерения, желание, а порой и профессиональное самоопределение.

В этом состоит специфика социальных систем, в которых помимо определенной внутренней структуры необходимо учитывать жестко заданное внешнее окружение, с которой эта система обменивается информацией и энергией. Эволюция таких систем определяется поведением людей во взаимодействии с условиями окружающей среды, например, с рынком труда. Рынок образовательных услуг формируется под воздействием субъективных образовательных потребностей населения, являющихся одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда. Однако выбор человеком профессии зачастую определяется стихийными и ложными представлениями о престижности определенных профессий и специальностей. Такой выбор не всегда соответствует интересам личности и работодателей, однако существенно определяет структуру образовательных услуг и впоследствии создает проблемы с трудоустройством и эффективной занятостью молодежи. В результате этих и других факторов наблюдается значительный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы; на каждую вакансию претендует по нескольку десятков соискателей рабочих мест. Такое положение имеет место в ряде субъектов РФ, где рынок труда с его жестким законом спроса и предложения рабочей силы и рынок образовательных услуг с его преимущественной ориентацией на конъюнктурные запросы населения, особенно молодежи, взаимодействуют слабо. Важнейшее условие повышения эффективности подготовки и трудоустройства кадров — улучшение сотрудничества между образовательными учреждениями, службами занятости и работодателями. Сейчас учебные заведения переходят от отраслевого принципа подготовки к территориальному с учетом потребностей экономики регионов. В целях повышения уровня трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования введена контрактная система подготовки специалистов: заказ на подготовку за счет государственного бюджета специалистов по наиболее перспективным и востребованным специальностям. Практически во всех вузах созданы специализированные подразделения (центры занятости) по трудоустройству выпускников. Для выпускников, попавших в критическую ситуацию с трудоустройством и получивших статус «безработных», государственная служба занятости оказывает поддержку, используя различные программы: молодежная практика, трудоустройство, переподготовка, профориентация и психологическая поддержка. На основании вышеизложенного и с учетом практики совместной работы служб занятости, органов образования и учебных заведений можно предложить следующие основные направления технологии взаимодействия профессионального образования с рынком труда: организация мониторинга и прогнозирования развития региональных рынков труда, определение потребностей экономики в работниках определенных профессий и квалификаций, обоснование объемов и рациональной структуры их подготовки, определение численности различных категорий граждан, попадающих на рыноктруда и нуждающихся в различных формах профессионального обучения, создание в регионах единой информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее востребованных и перспективных профессиях, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства, постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора сферы будущей трудовой деятельности, налаживание социального партнерства между организациями, предприятиями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, развитию контрактной системы подготовки молодых специалистов; совместная деятельность служб занятости и органов образования по приведению структуры, объемов и профилей подготовки кадров в учебных заведениях в соответствии с потребностями экономики регионов; развитие в регионах и в каждом учебном заведении системы профессиональной ориентации молодежи, создание в учебных заведениях служб маркетинга и трудоустройства выпускников, многоканальное финансирование профессионального образования и переподготовки кадров за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и средств организаций и предприятий. Реализация данного механизма взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда позволит учебным заведениям вести адресную подготовку кадров, сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, улучшать ситуацию с трудоустройством молодых специалистов.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: