по выбору модуля «Основы православной культуры» ОРКСЭ




С сентября 2012 года во всех школах России как обязательный предмет введён курс Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ). Это связано с тем, что первостепенное значение в нашем государстве отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию детей. Святейший патриарх Кирилл, справедливо утверждает, что кризис социальный имеет под собой духовную основу. Новый предмет и должен способствовать возникновению интереса к своему внутреннему миру. Сегодня, как, может быть, никогда, необходимо умение человека строго и тщательно анализировать собственные поступки и осуществлять правильный выбор. В новом предмете как раз и акцентировано внимание на постоянном возрастающем осознании собственного поведения: от взаимоотношения с людьми до отношения к политике, государству.

Для России традиционными являются и официально признаны четыре религиозные традиции: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Каждая из них, отличаясь древностью, внесла свой вклад в формирование культурного облика народов, входящих в состав России и, вместе с тем, способствовала объединению их едиными интересами в единое государство, но так сложилось исторически, что православие занимает особое место в ряду религиозных традиций. Итак, почему мы предлагаем выбрать из 6 предлагаемых модулей ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры?»

1. Особая роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры отмечена в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных организациях». Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия.

2. Цель ОПК — систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

3. Основы православной культуры важны не только для понимания отечественной культуры, но и для укрепления духовного здоровья детей. С полной ответственностью можно сказать, что преподавание литературы, истории, МХК, музыки ИЗО и других школьных предметов невозможно без знания основ традиционной отечественной культуры. Большую помощь в этом вопросе окажут именно преподавание основ православной культуры.

4. Ценности православия представлены как некое возможное мерило для понимания себя и окружающих людей. Они направлены прежде всего на внимание к окружающему миру и к себе. Мы не призываем к воцерковлению учащихся: это дело семьи и личное дело каждого человека, но знание основных православных ценностей поможет и сегодня быть более толерантным и творчески активным человеком. Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».

5. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. «Еще со средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания», – говорится в Концепции. Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России.

Таким образом, модуль «Основы православной культуры» – это, в первую очередь, культурологический курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, традиций своего и других народов.

Модуль «Основы православной культуры» имеет ещё несколько преимуществ:

ü Это возможность интеграции ОПК и других предметов, особенно, гуманитарно-эстетического и обществоведческого циклов. Преподавание данного модуля предполагает сотрудничество учителей разных учебных дисциплин - это не только яркие, информационно наполненные занятия – это еще и эффективное сотрудничество в подготовке обучающихся к участию в ежегодных Всероссийских предметных олимпиад школьников, в том числе и по ОПК «Русь Святая, храни веру православную!», а также другим интеллектуальным и литературно-творческим конкурсам православной тематики. Участие в подобных интеллектуальных конкурсах формирует у школьников навыки исследовательской и проектной деятельности.

ü Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

ü Уроки по основам православной культуры направлены на лучшие чувства ребёнка, это разговор о ценностях, воспитании уважения к истории родной страны, русской культуре, к нравственному выбору человека.

ü Занятия по основам православной культуры играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;

- любящий родной край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

! В ходе беседы необходимо предусмотреть блок «Вопрос – ответ». Чаще всего задаваемые вопросы:

· Почему ОПК не преподают священники?

Каждый должен быть на своем месте и выполнять свои непосредственные функции. Священник – это служитель культа и миссионер. Он, имея диплом духовной семинарии или духовной академии, может преподавать в духовных школах соответствующие курсы. Для того чтобы священник мог официально работать в муниципальном или государственном общеобразовательном учреждении, он должен иметь педагогическое образование и соответствующий диплом государственного образца. Такие священники есть, но их очень мало. К тому же они, как правило, весьма заняты исполнением своих непосредственных обязанностей. Поэтому священник, преподающий ОПК в муниципальной школе – явление в принципе возможное, но только в качестве редкого исключения. Модуль ОПК должны преподавать педагоги-профессионалы, прошедшие специальную подготовку. Это их непосредственный функционал.

· Будут ли эти уроки посещать священнослужители?

Будут ли эти уроки посещать священнослужители, зависит от того, каким образом выстроится взаимодействие между школой и приходом, пытающимся осуществлять сотрудничество с данной школой. Приход может оказывать методическую помощь преподавателю ОПК, помогать администрации школы в консультировании родителей и в сопровождении педагога. Священник может участвовать в беседах с учащимися (но не проводить уроки по программе модуля), организовывать экскурсии в храме и т.д. Это возможно на основании последних нормативных документов федерального и регионального уровня, однако должно быть обязательно согласовано администрацией школы и преподавателем, заранее спланировано и реализовано в соответствии с взаимно оговоренными условиями. Священник не может произвольно (без такого согласования) настаивать на своем присутствии на занятиях.

· Не будут ли моего ребенка приобщать к религии?

· Не будет ли религиозное мировоззрение навязываться моему ребенку?

Курс не предполагает религиозной практики. В ходе преподавания его дети не приобщаются к религиозным обрядам, не участвуют в отправлении религиозного культа. Вместе с тем необходимо понимать, что культура – это далеко не только искусство. Культура – это уклад жизни народа, семьи, человека. Это представление об окружающем мире, о рождении, воспитании, становлении личности, взаимоотношениях в обществе, о смерти, на основе которых выстраивается образ жизни человека, его быт в том числе. В каждой культуре эти представления особенные. Их особенности определяются той или иной картиной мира.

· Каковы ожидаемые результаты обучения ОПК? И как скоро будут эти результаты?

Если говорить языком государственных документов о цели воспитания в российской школе, то можно надеяться, что преподавание поможет формированию у школьников духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания. Если же говорить более простым языком, то освоение православной культуры в школе поможет школьникам и школьницам понять и усвоить:

- почему надо благодарно и почтительно относиться к родителям;

- почему надо ценить возможность учиться в школе;

- необходимость дружелюбия, честности, трудолюбия, милосердия;

- что такое любовь к Родине;

- почему нельзя сквернословить, воровать, наносить вред другим людям, природе, имуществу;

- как вести себя при исполнении Государственного Гимна, на мемориальных торжествах;

- как вести себя в храме, при погребении людей, на кладбище;

- необходимость доброжелательного отношения к представителям другой культуры;

- что всегда надо стремиться к добру и избегать зла.

! Важно поделиться с родителями положительными впечатлениями от преподавания курса в рамках апробации, отметить позитивное и заинтересованное восприятие курса детьми, привести примеры высказываний детей и родителей.

Завершая беседу, хочется сказать, что доброе дело не совершается механически и автоматически, но если с самого детства прививать навыки доброго поведения, то дело духовно – нравственного воспитания будет иметь хорошие и достойные плоды, поэтому выбор должен быть сделан обдуманно и верно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: