Милетская школа: проблема первоначала. Элейская школа: проблема бытия.




Философская мысль Древней Индии, Древнего Китая.

Отличия вост. фил. от западной: др. мир и традиция; на Вост. никогда не было рационализма как ценности (были связаны с иррациональным); религ.-филос. система; интервертивное мышление (направлено внутрь человека, идея слияния с миром). Китай: Социальная этика: Фил. учениями явл.: даосизм; конфуцианство; легизм. Менее распростр.: моизм; натурфилософия; номинализм. Ранний лит. памятник - «И цзин» (Книга перемен) – попытка отразить процессы, происх. в природе. Небесная природа (мир), вместе с Солн. и Луной, творит все многообразие постоянно измен-ся поднебесного мира. Фил-фы: Лаоцзы (вт.п. 6 – п.п. 5 вв. до н.э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551 – 479 гг. до н.э.). Идеи Лаоцзы изл. в книге «Дао дэ цзин». Она появилась на рубеже 4 – 3 вв. до н.э. (Даосизм). Становлению Конф. как мыслителя способств. его знакомство с древнекит. рукописями: «Книга песен» (Шицзин), «Книги ист. преданий» (Шуцзин). Взгляды Конф. изл. в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй), которая была опублик. последователями на основании его высказыв. и поучений. Создатель оригинального этико-полит. учения. Осн. понятия конф-ва - «жэнь» (человеколюб., гуманность) и «ли». Нравств. принципы, соц. отнош-я, проблемы гос. упр. – гл. темы в учении Конфуция. Индия: Мистич. традиция: не характерно понимание личности; отриц. активные соц. формы жизни чел. (сидячие забастовки). В основе периодиз. лежат различн. источники фил. мысли. 3 осн. этапа: 15 – 6 вв. до н.э. – ведич. период; 6 – 2 вв. до н.э. – эпический; 2 в. до н.э. – 7 в. н.э. – эпоха сутр. Веды (знания) религ.-фил. трактаты, созд. пришедшими в Инд. после 15 в. до н.э. из Ср. Азии, Поволжья и Ирана племен. арийцев. Включали: свящ. писание, религ. гимны (самхиты); описан. ритуалов (брахманы); книги лесных отшельников (араньяки); филос. комментарии к Ведам (Упанишады - 9 – 6 вв. до н.э.). Дошло всего 4 Веды: Ригведа; Самаведа; Яджурведа; Атхарваведа. «Уп-ды» - диалог мудреца со своим учеником. Их можно считать самыми ранними из изв. фил. произведений. Познание и приобретенное знание подразделяются в «У» на 2 уровня: низшее и высш. На низш. можно познавать только окр. действительность. Познание истины (духовного абсолюта), возможно только через высш. уровень знания, которое приобр. чел. посредством мистич. интуиции, последняя формир. благодаря упражнениям йоги. В «У» впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Появл. учения, оппозиц. Ведам: буддизм (Сиддхартха Гуатама, или Будда (ок. 583 – 483 гг. до н.э.). Сиддхартха - «достигший цели», Гаутама – родовое имя); джайнизм; чарвана-лакаята. Возник ряд фил. школ (даршан) (развив. ведич. учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья). Завершает период эра сутр (2 в. до н.э. – 7 в. н.э.) – кратких фил. трактатов, рассматр. отдельные проблемы.

Милетская школа: проблема первоначала. Элейская школа: проблема бытия.

Милетская школа существовала в Др. Гр. в п.п.6 в. до н.э. Основана в Ионии, в г. Милете – крупном торгово-ремесл. полисе в М. Азии. Представителями явл. Фалес Милетский, Анаксимен, Анаксимандр, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский (на первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Натурфилософия или философия природы). Фил-ы мил. шк.: выступали с материалистических позиций; занимались не только фил., но и др. науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа "физиков"); искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н. э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее); допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; точно определил продолжительность года – 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. ЭЛЕАТЫ(Элейская школа) Основная изучаемая проблема что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия? Элеаты (выходцы из города Элеи) Ксенофан – основатель школы (ок. 570–478 гг. до н. э.), Парменид (конец VI–V вв. до н. э.), Зенон (середина V в. до н. э.) сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличении роли изменчивости. Основные достижения: учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: