Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.




Позитивизм – направление фил., зародившееся в 30-е – 40-е годы 19 в. и выступающее за то, чтобы фил. была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. Осн. позитивизма - Огюст Конт. 4 основные стадии: классич. П. (О. Конта и Г. Спенсера); махизм; неопозитивизм; постпозитивизм. 1. По мнению Конта, фил. спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Фил. должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Конт выдвинул закон двойственной эволюции – интеллектуальной и технич-й. В этой связи им были выделены: 3 стадии интеллектуального развития; 3 стадии технич. развития. К стадии интеллект. разв. отн.: теологическая (мировоззрение основано на религии); метафизич. (мировоззрение, интеллект. разв. основано на несистематическом, вероятностном знании); позитивная (основана на науке). К стадии тех. разв. отн.: традиционное; доиндустриальное; индустриальное общество. Стадии интеллект. и тех. разв. в целом соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу; метафизическая – доиндустриальному обществу; позитивная (научная) – индустр. обществу. Фил. Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем позитивистская фил. дополнялась и совершенств. рядом др. философов. 2. Махизм нередко называют "2-й формой позитивизма". Его созд. считаются Э. Мах и Р. Авенариус. Осн. идея: в основе фил. должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно назв. – эмпириокритицизм). 3. Осн. предст. неопозитивизма были: фил. "Венского кружка" (М. Шлик – основатель; его последователи – Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); представители Львовско-Варш. школы (А. Тарский, Я. Лукасевич); Б. Рассел; Л. Витгенштейн. Гл. идея неопозитивизма – фил. должна заниматься логич. анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, гл. средство, через которое чел. позитивно (достоверно, научно) воспринимает окр. мир. 2-й осн. целью неоп. явл. освобождение фил. от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем. 4. Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вт. п. – конец 20 в.). Гл. представители: К. Поппер, Т. Кун. Постпоз. отходит от приоритетности логич. исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к ист. науки. Гл. цель – исслед. не структуры (подобно неопозитивистам) научн. знания (языка, понятий), а развития научн. знания. Осн. вопросы: как возникает новая теория? как она добивается признания? и т.д. Осн. проблемы современного постпозитивизма: проблема фальсификации; проблема правдоподобия научн. теорий; проблема рациональности; проблема соизмеримости научн. теорий; проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.

 

 

1. Философская мысль Древней Индии, Древнего Китая. Отличия вост. фил. от западной: др. мир и традиция; на Вост. никогда не было рационализма как ценности (были связаны с иррациональным); религ.-филос. система; интервертивное мышление (направлено внутрь человека, идея слияния с миром). Китай: Социальная этика: Фил. учениями явл.: даосизм; конфуцианство; легизм. Менее распростр.: моизм; натурфилософия; номинализм. Ранний лит. памятник - «И цзин» (Книга перемен) – попытка отразить процессы, происх. в природе. Небесная природа (мир), вместе с Солн. и Луной, творит все многообразие постоянно измен-ся поднебесного мира. Фил-фы: Лаоцзы (вт.п. 6 – п.п. 5 вв. до н.э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551 – 479 гг. до н.э.). Идеи Лаоцзы изл. в книге «Дао дэ цзин». Она появилась на рубеже 4 – 3 вв. до н.э. (Даосизм). Становлению Конф. как мыслителя способств. его знакомство с древнекит. рукописями: «Книга песен» (Шицзин), «Книги ист. преданий» (Шуцзин). Взгляды Конф. изл. в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй), которая была опублик. последователями на основании его высказыв. и поучений. Создатель оригинального этико-полит. учения. Осн. понятия конф-ва - «жэнь» (человеколюб., гуманность) и «ли». Нравств. принципы, соц. отнош-я, проблемы гос. упр. – гл. темы в учении Конфуция.Индия: Мистич. традиция: не характерно понимание личности; отриц. активные соц. формы жизни чел. (сидячие забастовки).В основе периодиз. лежат различн. источники фил. мысли. 3 осн. этапа: 15 – 6 вв. до н.э. – ведич. период; 6 – 2 вв. до н.э. – эпический; 2 в. до н.э. – 7 в. н.э. – эпоха сутр. Веды (знания) религ.-фил. трактаты, созд. пришедшими в Инд. после 15 в. до н.э. из Ср. Азии, Поволжья и Ирана племен. арийцев. Включали: свящ. писание, религ. гимны (самхиты); описан. ритуалов (брахманы); книги лесных отшельников (араньяки); филос. комментарии к Ведам (Упанишады - 9 – 6 вв. до н.э.). Дошло всего 4 Веды: Ригведа; Самаведа; Яджурведа; Атхарваведа. «Уп-ды» - диалог мудреца со своим учеником. Их можно считать самыми ранними из изв. фил. произведений. Познание и приобретенное знание подразделяются в «У» на 2 уровня: низшее и высш. На низш. можно познавать только окр. действительность. Познание истины (духовного абсолюта), возможно только через высш. уровень знания, которое приобр. чел. посредством мистич. интуиции, последняя формир. благодаря упражнениям йоги. В «У» впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Появл. учения, оппозиц. Ведам: буддизм (Сиддхартха Гуатама, или Будда (ок. 583 – 483 гг. до н.э.). Сиддхартха - «достигший цели», Гаутама – родовое имя); джайнизм; чарвана-лакаята. Возник ряд фил. школ (даршан) (развив. ведич. учение: йога; веданта; вайшешина; ньяя; миманса; санкхья). Завершает период эра сутр (2 в. до н.э. – 7 в. н.э.) – кратких фил. трактатов, рассматр. отдельные проблемы.     5. Софисты и Сократ. Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) - выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод С. получил назв. "майевтика" (суть - благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины). Вел свою философскую и просветит. работу в гуще народа в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальн. и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д. Сторонник этического реализма (любое знание есть добро; любое зло, порок соверш. от незнания). Не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти. Воспитал много учеников (н-р, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ". "Сократические школы" – философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками: Академия Платона; школа киников; киренская школа; лигарская школа; элидо-эритрийская школа.     9. Особенности средневековой философии. Апологетика. Патристика. Учение Аврелия Августина. Философию Средневековья иногда весьма удачно называют «философией текста», ведь философы того времени в основном занимались трактовкой религиозных писаний. Сам период начинается в V веке, и ученые связывают его начало с крахом могущественной Римской империи. Апологетика и патристика – это как раз первые периоды в философии Средних Веков, следующие друг за другом. Апологетика – это первое течение средневековой философии, возникшее с целью защиты идей христианства от господствующих на то время идей языческих. Апологеты видели в основе философии учение христианства. Позже возникает патристика – учение так называемых «Отцов церкви», которые изложили ключевые положения христианской философии и богословия. Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430) – христ. теолог, епископ г. Гиппона (Сев. Афр., Рим. имп.), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Один из основателей ранней схоластики. Главное произведение – "О граде Божьем" – стало распраняться религ.-фил. трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики. Значение: им уделено внимание проблеме истины (редкость для того времени); Церковь объявлена властью наряду с государственной (а не элементом государства); обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы – над монархами – главные идея, за выдвижение которой католическая Церковь боготворила Блаженного; выдвинута идея соц. конформизма (смирение с бедностью и чужой властью); воспевался человек, его красота, богоподобность; одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.     13. Философия Джона Локка. Мировую культуру Джон Локк обогатил рядов важнейших научных открытий социально-политических учений, педагогических разработок. Так он обосновал необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную. Он доказывал необходимость свободы совести и веротерпимости ("Письма о веротерпимости"), заложил основы педагогики ("Мысли о воспитании"). Значительным философским достижением философа было его учение о познании, которому он посвятил свое главное произведение: "Очерки о человеческом разуме". Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l'entendement humain» Лейбница.Главная философская заслуга Локка в истории философской мысли заключается в развитии и обосновании им сенсуалистической теории познания. Прежде всего Локк выступил с опровержением платоновско-картезианского учения о врожденных идеях. Он доказывал, что в разуме нет ничего такого, чего не было бы в ощущениях. Разум новорожденного, говорил философ и педагог, - это “Tabula rasa” (Чистая доска), на которой опыт записывает свои чувствования. Все знания, по Локку, приобретаются из опыта. Отсюда Локк вслед за его предшественников Френсисом Беконом называют эмпириком. Локк содержание самих знаний разделял на знания чувственные(сенситивные), которые получены через ощущения; демонстративные, которые извлекаются разумом, и интуитивные, как высший и наиболее убедительный для человека вид знания. Локк признавал существования только единичных вещей и таким образом стоял на позициях номинализма. Следует сказать, что взгляды Локка на религию формировались под значительным влиянием социнианства. Локк читал, конспектировал и изучал произведения социниан, находился под влиянием их отдельных мыслей. К результатам такого влияния можно отнести формирование взглядов Локка на веротерпимость, критику антропоморфных представлений о Боге. Сам Локк в его личном отношении к Богу занимал позицию деизма, будучи одним из видных представителей последнего.     18. Антропологический материализм Фейербаха. Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) – заверш. этап нем. классич. фил., видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистич. эпохи в нем. и мировой философии. Гл. направл.– критика нем. классич. идеализма и обоснование материализма. Ранний период характерен критикой идеалистич. философии, особенно Гегеля. В противовес объективному идеализму Гегеля Ф. выдвинул теорию антропологического материализма: он утверждал, что человек является биологическим существом, продуктом природы, которая «создала не только его желудок, но и мозг». И именно проделки мозга заставляют человека создавать высшие идеалы и стремиться к ним на протяжении всей жизни. А потому, по словам мыслителя, не Бог создал человека, а человек - Бога. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).   17. Философия Гегеля. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – профессор Гейдельбергского, а затем Берлинск. универс., один из самых авторитетных фил. своего времени как в Герм., так и в Европе, яркий представитель нем. классич. идеализма. Осн. заслуга Г. – им были выдвинуты и разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух); диалектика как всеобщий фил. метод. Важнейш. фил. труды: "Феноменология духа"; "Наука логики"; "Фил. права".«Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени: 1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»; 2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире – в природе. Эту ступень философ рассматривает в «Философии природы»; 3) развитие идеи завершается полным совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, – «абсолютным знанием». Эта третья ступень развития идеи показана Гегелем в «Философии духа». Задача философии, согласно философу, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Гегель обосновал основные диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей; взаимоперехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания. Общественные взгляды Гегеля: 1) человеческое общество является высшей ступенью развития духа. В сфере всемирной истории дух реализует себя, ввиду чего вся история человеческого общества выступает необходимой и закономерной. Отсюда вытекает и его знаменитое изречение: «Все действительное разумно, все разумное действительно» как воплощение абсолютного духа. Консерватизм такой позиции проявился в утверждении, что прусские государственные порядки вместе с монархией являются высшим проявлением и воплощением абсолютного духа; 2) Гегель стремился обосновать особое положение германцев во всемирной истории как носителей абсолютного духа. В полном соответствии с этим националистическим принципом Гегель в «Философии права» возвел немцев в ранг господ, а все другие народы низвел до роли рабов; 3) с особым пренебрежением относился Гегель к славянским народам, считая, что славянская нация «до сих пор не выступала как самостоятельный момент в ряде обнаружений разума в мире»; 4) Гегель видел высокое назначение войн в том, что они сохраняют нравственное здоровье народов и предохраняют их от гниения, «которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира».     23. Герменевтика. Гермене́втика (искусство толкования) - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем; "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания. Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу современных философов-герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913). Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется "дух языка", с помощью второго – "дух автора". Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): дивинации – искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения; сравнения – сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Хайдеггервыводит учение об экзистенциалах – условиях человеческого существования. Их два – положенность и понимание. Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично (основано на понимании). Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики). Центральное понятие философии Поля Рикера – личность. Личность – творец всей человеческой культуры. Цель философии – разработать метод понимания человеческой субъективности. В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее. По Рикеру, человеческая личность телеологична – направлена в будущее.   2. Милетская школа: проблема первоначала. Элейская школа: проблема бытия. Милетская школа существовала в Др. Гр. в п.п.6 в. до н.э. Основана в Ионии, в г. Милете – крупном торгово-ремесл. полисе в М. Азии. Представителями явл. Фалес Милетский, Анаксимен, Анаксимандр, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский (на первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Натурфилософия или философия природы). Фил-ы мил. шк.: выступали с материалистических позиций; занимались не только фил., но и др. науками – точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа "физиков"); искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н. э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее); допускал наличие множества богов; считал центром вселенной Землю; точно определил продолжительность года – 365 дней; сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"; отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. ЭЛЕАТЫ(Элейская школа) Основная изучаемая проблема что есть истинное бытие? В чем критерий истинности познания бытия? Элеаты (выходцы из города Элеи) Ксенофан – основатель школы (ок. 570–478 гг. до н. э.), Парменид (конец VI–V вв. до н. э.), Зенон (середина V в. до н. э.) сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличении роли изменчивости. Основные достижения: учение об истинном бытии; попытка сделать познание предметом философского анализа.     6. Философское учение Платона. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший фил. Др. Греции, ученик Сократа, основат. фил. шк. – Академии, основоположник идеалистич. напр. в фил. Его произведения - "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы" – большинство написано в форме диалогов. Основатель идеализма. Выдвигает фил. учение о триаде (все сущее сост. из 3 субстанций: единого; ума; души). Особую роль уделил проблеме гос-ва (7 типов: идеальное "гос-во будущего", и 6 типов ныне существующих гос-в (монархия, тирания, аристократия, демокр., тимократия). Выдвигает собственный план гос. устройства: все население делится на 3 сословия – филос., воины, работники. Ист. знач. философии П.: впервые оставлено целое собрание произведений; положено начало идеализму (так называемая "линия Пл." – противоположность материалистич. "линии Демокрита"); впервые глубоко исслед. проблемы не только природы, но и общества; заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить фил. категории (бытие – становление, вечное – временное и др.); создана фил. шк. Академия Платона – религ.-фил. школа (387 г.) в пригороде Афин и просуществ. около 1000 лет (до 529 г. н.э.). Знаменитыми воспитанниками Акад. явл.: Аристотель (основал собств. фил. шк. – Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. визант. императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей.     10. Средневековая схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского. (СТФ) – ведущее фил. напр., распр. в Европе в 5 – 16 вв. Начала зарождаться еще в Рим. империи в I – 5 вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной филос. и достигла высшего расцвета в 5 – 13 вв. н.э. (в период между распадом Зап. Рим. имп. (476 г.) и нач. эпохи Возрождения). Религиозный характер объясняется двумя причинами: идеологическим диктатом христианской церкви; глубоко религиозным мировоззрением интеллектуальной элиты того времени. Господствовал теоцентризм. Схоластика – господств. тип СТФ, (оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, беспрек. подчинение религ. идеям, учительство). В схоластике выделяются 2 противоположных напр. – номинализм и реализм. Номинализм(от лат. имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существ. лишь сами конкретные вещи, общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Реализм – сторонники считали подлинно сущ. не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупнейший теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих напр. кат. Церкви. Основные произв.: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), коммент. к Библии, коммент. к произвед. Аристотеля. Историческое зн. фил. Акв. (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: даны 5 доказ. сущ. Бога - Бог как перводвигатель.; систематиз. схоластика; закреплено разделен. эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущ. Бога и полную зависим. от Него; доказаны (с т.з. католиков) преимущество идеализма над материализмом, сущ. Божеств. идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окр. миром); разделены фил. и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 г. учение Аквинского решением Папы Римск. было объявлено официальной идеологией католицизма. В наст. время получил распр. неотомизм – фил.-религ. учение, основанное на идеях Аквинского.     14. Философия Бенедикта Спинозы. Один из самых знаменитых философов Нового времени Бенедикт (по-еврейски Барух) Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 г. Его родители были португальские евреи, бежавшие в Нидерланды от преследований инквизиции. Как человек Спиноза был типом истинного философа. Ограничив до ничтожного свои физические потребности, он всю свою жизнь посвятил духовному наслаждению, тихой созерцательности и работе мысли. Нравственность его была чиста, благоволение к людям безгранично. Спинозу не прельщало богатство, его не тешили почести; он был свободен от страстей и мелочных побуждений. Даже враги Спинозы не могли не признавать всей святости его разумной жизни. Из философских сочинений Спинозы главными являются его знаменитая «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума» (ок. 1662) и «Богословско-политический трактат» (1670). В «Этике» Спиноза задался целью представить такую систему положений о Боге, человеческом духе и материальном мире, которая своей непоколебимостью походила бы на неразрывную цепь математических умозаключений. Вот почему Спиноза и употребил в своем труде геометрический метод и, подобно Евклиду, построил целый ряд философских теорем, из которых одна опирается на другую. Он бесстрастно анализирует человеческие действия и, чуждый всякой телеологии (учения о деятельном, целенаправленном руководстве бытия высшей силой), замыкает мир в рамки безусловной необходимости. Спиноза обладал необыкновенным даром систематизации. Идея субстанции занимает центральное место в философской системе Спинозы. Субстанция абсолютна, бесконечна, независима. Как Первопричина, она называется Богом, но это слово Спиноза понимает не в христианском смысле, а только сущность вещей. Утверждая положение: «все, что есть, есть в Боге, а без Бога ничего не может существовать и не может быть представлено», философия Спинозы становится на почву самого решительного пантеизма – учения о полном единстве Творца и Мира. Все совершающееся в мире – этом проявлении Бога или природы (Deus sive natura) – строго определено, и бесконечно длинный ряд причин заканчивается только вне области явлений, заканчивается в божественной Первопричине. Так как протяженность и мышление у Спинозы – не две отдельных субстанции, как у Декарта, а лишь атрибуты единой субстанции, то тело и дух, на самом деле, не два самостоятельных факта, а только две стороны одного и того же целого. Душа есть не что иное, как идея тела, а тело или движение – предмет, соответствующий известной идее. Всякой идее соответствует что-нибудь телесное; всякое тело существует и мыслится как идея. Отсюда вытекает, что порядок действия нашего тела по природе одновременен порядку действия души; так Спиноза решает в своей философии проблему отношения между духом и материей.     20. «Философия жизни». Нигилизм Фридриха Ницше. Фил. жизни (ФЖ) – иррационалистич. течение в Евр. фил., получившее преимущественное разв. в Герм. в к. 19 – н. 20 вв. Исходное понятия «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи. Базовые идеи разраб. в трудах Ницше, Дильтея, Зиммеля, Шпенглера, Бергсона. 1-м её представ. счит. Фр. Ницше: ввел понятие воли к власти, которая пронизывает всю природу, явл. стимулом эволюции, а также соц. бытие. У фр. фил. Анри Бергсона аналогичным понятием явл. жизненный порыв. Результатом воли к власти явл. культурные нормы и ценности. В теории познания ФЖ господствовал интуитивизм и альтернативный объяснению принцип понимания, который сближался с неокантианским методом гуманит. наук (Дильтей). Интеллект и разум однозначно воспринимаются как инструмент воли к власти или ср-во приспособления к окр. среде. В соц. фил. проводилось различие между культурой как творч. периодом развития общества и цивилизацией как объективацией культуры (Г. Зиммель, О. Шпенглер). С этим различием было тесно связано противопоставление творч. элиты (обладающей монополией на «жизненный порыв») инертным массам (Ортега-и-Гассет). Крайним случаем творч. элиты явл. сверхчеловек Ницше. В дальнейшем ФЖ повлияла и подготовила появление герменевтики (через Дильтея) и экзистенциализма (через антропологию Шелера). Элементы ФЖ были заимствованы представителями гуманит. наук (А. Тойнби, Л.Н. Гумилев), а также нек. идеологами 3-го Рейха (Э. Крик). Ницше критикует практически всю европейскую философию - от Реформации, Лейбница, Декарта до Дарвина и Канта, но не с точки зрения правильности и логичности их теорий, а с точки зрения их соответствия природному миру и полезности для качественного развития жизни человека. В учении Ницше можно выделить три типа нигилизма: "пассивный нигилизм", "активный нигилизм" и "классический" или "восторженный нигилизм". Пассивный нигилизм более всего близок философии пессимизма Шопенгауэра. Активные нигилисты - наиболее злые, жаждущие отмщения и способные к разрушению. "Эти люди хотят не только пассивно гаснуть, но и с большим желанием погасить все, что с их точки зрения лишено смысла и цели; еще следует подчеркнуть, что это - последняя конвульсия, слепая ярость". Когда все традиционные идеалы сведены на нет, когда нечего больше уничтожать, со смертью Бога появляется надежда на создание новых ценностей: "Перемена ценностей - это перемена созидающих. Постоянно уничтожает тот, кто должен быть созидателем".     24. Феноменология. Это философское течение, главным направлением которого является стремление освободить философское сознание от натуралистических установок, достичь в области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности. Коротко феноменологию можно определить как науку о предметах опыта.Как самостоятельное философское направление феноменология оформилась в 20-х гг. XX в. в трудах Э. Гуссерля. Для Гуссерля феноменология – это, прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление тех инвариантных характеристик, которые делают возможным восприятие объекта познания. Феноменология основывается на понимании феномена не как явления чего-то иного, а как того, что само себя обнаруживает и непосредственно является сознанию. Главным методом феноменологии является интуитивное усмотрение идеальных сущностей. В таком познании есть несколько слоев: 1) языковые средства выражения; 2) психические переживания; 3) смыслы как инвариантные структуры языковых выражений.Предметное бытие обретает смысл, будучи соотнесенным с сознанием. По Гуссерлю, этим оно обретает еще и объективный смысл. В поиске этого соответствия просматривается одна из главных задач познания. Тогда, когда предметное бытие и сознание соотносимы, бытие становится феноменом, а сознание познает бытие. Феномен представлен в сознании, а сознание предстает в феномене как двуединство, включающее в себя познавательные акты и предметное содержание. Задача феноменологии в раскрытии смысла предмета, который затемнен мнением, поверхностным суждением, неточным словом, неправильной оценкой. Для достижения этого требуется отказаться от натуралистических установок, которые противопоставляют бытие сознанию. Предмет феноменологии – достижение чистых истин, априорных (доопытных) значений, реализованных в языке и психологическом переживании. Эти истины, мыслимые в сознании, – удел философии, которая определяется Гуссерлем как первая философия. Это наука о чистых принципах сознания и знания, это универсальное учение о методе и методологии. Познание рассматривается как поток сознания, независимый от конкретных психических актов, от конкретного субъекта познания и его деятельности. Это главная феноменологическая установка, и на пути ее реализации достигается понимание субъекта как трансцендентального субъекта, как вместилище общезначимых априорных истин. Этими истинами он как бы наполняет смыслом предметы реальности, являющиеся объектами познания; эти предметы приобретают смысл и становятся такими, которые корреспондируют с сознанием, т. е. становятся феноменами.   3. Философские воззрения Гераклита. Гераклит из Эфеса (2-я половина 6 – 1-я половина 5 вв. до н. э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философск. направления (первоначально принадлежал к логической школе): первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».     7. Философия Аристотеля. Аристотель (384 – 322, гг. до н.э.) – древнегр. фил-ф классич. периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей фил. деятельности Аристотель прошел 3 основных этапа: 367 – 347 гг. до н. э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона); 347 – 335 гг. до н. э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского; 335 – 322 гг. – основал собственную фил. шк. – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее изв. произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика". Философию Аристотель делил на 3 вида: теоретическую, изуч-ю проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная фил-я"); практическую – о деятельности человека, устройстве гос.; поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как 4-я часть фил-и была выделена логика. Важное место в фил-и Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (н-р, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Ист. знач. философии А.: внес существенные коррективы в ряд положений фил. Платона, критикуя учение о "чистых идеях"; дал материалистич. трактовку происхождения мира и чел.; выделил 10 фил. категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; выделил 6 типов гос-ва; внес существ. вклад в разв. логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из 2 и более посылок заключения).     11. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Фил. эпохи Возр (ФЭВ). наз. совокупность филос. направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14 – 17 вв., которые объединяла антицерк. и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физич. и дух. потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Осн. направл. ФЭВ: гуманистическое (14 – 15 вв.: Данте Алигьери, Фр. Петрарка и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое(сер. 15 – 16 вв.), представители – Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и чел. с т.зр. идеализма; натурфилософское (16 – н. 17 вв.) - Николай Коперник, Дж. Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономич. и научн. открытия; реформационное (16 – 17 вв.) – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эр. Роттердамский и др. – стремились пересмотреть церковную идеологию и взаимоотн. между верующими и Церковью; политическое (14 – 16 вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления гос., поведение правителей; утопическ<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: