Свобода и самостоятельность выбора




 

На основании данных таблиц 5, 6, 7 можно с достаточной степенью достоверности говорить о высокой степени самостоятельности и свободы выбора ВУЗа и получаемой в нем специальности. Если же говорить о выборе средней школы, в которой учащиеся будут заканчивать / заканчивают десятый - одиннадцатый классы, то выбор большинства учеников можно охарактеризовать как «мне все равно, в какой школе завершать среднее образование» (один из вариантов ответов, приведенных в анкете) (см таблицы 2 и 3). Скорее всего школьники не задумываются над причинами, по которым они получают образование в конкретной школе. Мотивация «это школа с высоким уровнем образования» не может рассматриваться в качестве серьезной причины перехода из одной школы в другую, несмотря на то, что она была указана многими учениками. К сожалению, школьники и их родители далеко не всегда могут объективно оценить учебное заведение по этому критерию, а педагогические и административные коллективы школ не стремятся донести до них информацию по этому вопросу. Мотивация «мне просто нравится учиться в этой школе» на мой взгляд объясняется привыканием школьников к атмосфере учебного заведения, одноклассникам и учителям.

Обычно переход в другую школу после девятого класса происходит по следующим причинам:

переезд семьи в другой район;

ученик уже в девятом классе выбрал профессию и поэтому переходит в специализированную школу;

конфликт с преподавателями;

неспособность справиться с учебной программой школы;

переход друга / подруги в другую школу.

Переход в другую школу по этим причинам во многом определяется мнением родителей и их желанием. Таким образом, на данном этапе можно наблюдать крайне низкую степень свободы и самостоятельности выбора. Можно говорить и о том, что девятиклассники еще мало задумываются о своем будущем, опираясь больше на стереотипы, чем на практический расчет.

Выбирая специальность и ВУЗ, в котором они будут получать эту специальность, учащиеся продемонстрировали гораздо более высокую степень самостоятельности выбора. Можно так же говорить о высокой степени свободы выбора в этих областях. Среди одиннадцатиклассников только один указал желание родителей в качестве единственной причины получения высшего образования и единственной мотивации выбора ВУЗа. Анализ мотиваций позволяет так же судить о серьезности отношения школьников к своему будущему, причем не только ближайшему, но и отдаленному, как уже говорилось выше (на основании данных таблиц 5, 6, 7).

Столь резкое проявление свободы и самостоятельности выбора связано с кризисом шестнадцати лет (средний возраст одиннадцатиклассников) - так называемый кризис «отрыва корней». В этом возрасте подростки начинают жить своими мыслями и желаниями; это период, когда происходит пересмотр родительской системы ценностей и построения своей собственной (информация взята из курса лекций по возрастной психологии). Следовательно, мнение родителей будет решающим для тех одиннадцатиклассников, которые примут родительскую систему ценностей. А для тех, кто составит свое мнение о жизни, приоритетным в вопросе выбора ВУЗа и профессии будет не желание родителей, а советы друзей, педагогов, ситуация на бирже труда и в центрах занятости.


Выводы

 

) Степень самостоятельности, осознанности и свободы выбора учебного заведения, в котором они будут завершать среднее образование очень низка у девятиклассников. Ученики девятых классов, кроме этого, мало задумываются о своем будущем.

) Родителям девятиклассников необходимо обсудить проблему выбора учебного заведения, в котором ребенок будет завершать среднее образование с самим ребенком, а так же с его преподавателями и желательно со школьным психологом. Это необходимо, чтобы предоставить школьнику возможность принять наиболее полное участие в определении его будущего, а так же для принятия наиболее оптимального решения этой проблемы.

) Повышение степени свободы, самостоятельности и осознанности выбора у одиннадцатиклассников связано с кризисом «отрыва корней». По этой причине, а так же потому, что вскоре им предстоит начать самостоятельную жизнь, одиннадцатиклассники начинают серьезно задумываться о своем будущем, близком и отдаленном.

) Педагоги школы могут оказать наибольшее влияние на выбор школьником ВУЗа и профессии в конце десятого - начале одиннадцатого класса. Но примерно в этот же период на ученика могут повлиять, причем довольно сильно, друзья, особенно пользующиеся его полным доверием. Поэтому преподавателям и школьным психологам стоит быть особенно внимательным к ученикам в этот период, чтобы предостеречь подростка от неправильного или плохо обдуманного выбора.

 


Тезисы

Исследование проведено на основе анкетирования учащихся 9-11 классов средней школы №332 (образцы анкет прилагаются), сроки проведения анкетирования: октябрь 2012 года. Всего в анкетировании приняли участие 148 человек: 50 девятиклассников, 55 десятиклассников, 43 одиннадцатиклассника. Дополнительная информация получена на основании устного опроса учащихся академических классов (выпуски 2010-го и 2011-го годов).

Задачи исследования: установить мотивации завершения среднего образования и получения высшего образования, а так же мотивацию выбора будущей профессии.

Цель: на основании анализа мотиваций определить степень свободы и самостоятельности выбора учащихся в данных вопросах.


Литература

 

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. - Педагогика. СПб.: издательство «Питер», 2006. - 304 с.

2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

. Хуторский А.В. Формы и методы обучения. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: