Получение высшего образования




Мотивация завершения среднего образования


Введение

 

Исследование проведено на основе анкетирования учащихся 9-11 классов средней школы №332, сроки проведения анкетирования: октябрь 2012 года. Всего в анкетировании приняли участие 148 человек: 50 девятиклассников, 55 десятиклассников, 43 одиннадцатиклассника. Дополнительная информация получена на основании устного опроса учащихся академических классов (выпуски 2010-го и 2011-го годов).

Задачи исследования: установить мотивации завершения среднего образования и получения высшего образования, а так же мотивацию выбора будущей профессии.

Цель: на основании анализа мотиваций определить степень свободы и самостоятельности выбора учащихся в данных вопросах.


Завершение среднего образования

мотивация средний образование девятиклассник

В возрасте 13-15 лет (9 класс) учащиеся делают серьезный выбор. Подросткам необходимо решить, будут ли они завершать среднее образование и в каком учебном заведении: колледже, техникуме, ПТУ, или в школе. Когда этот выбор будет сделан, возникает новый вопрос: какое среднее специальное учебное заведение выбрать; остаться в старой школе или перейти в новую. От принятого решения зависит многое в настоящем и будущем ученика.

Итак, планы девятиклассников.

человек планируют завершить образование в школе, из них:

37 останутся в этой школе (мотивация: см. табл. 2);

3 собираются переходить в другую школу (мотивация: 1 - это специализированная школа; 1 - в этой школе учатся мои друзья; 1 - моя семья переезжает в другой район);

- в колледже / техникуме/ПТУ;

- еще не сделали выбор.

Рассматривая эти данные, необходимо учитывать, что ребята могут изменить свое решение под влиянием мнения родителей, друзей, а так же внезапно возникших конфликтов с преподавателями. Успеваемость имеет не менее важное значение - аттестат с низкими отметками может помешать осуществлению планов ученика.

Учащиеся десятых и одиннадцатых классов уже сделали этот выбор.

 

Таблица 1. Мотивация завершения среднего образования в школе (учащиеся 10-11 классов)

Мотивация 10 класс 11 класс
Мне необходимо завершить среднее образование в школе, чтобы поступить в ВУЗ    
Это желание родителей    
Мои друзья завершают среднее образование в школе    
Другое 1 (не знаю)  

 

Лидерство мотивации «завершение среднего образования в школе необходимо для поступления в ВУЗ» свидетельствует либо о наличии в среде школьников так называемого «комплекса обучения в ПТУ», либо об отсутствии у учащихся представления о том, что получение образования в колледже / техникуме/ПТУ может облегчить поступление в некоторые ВУЗы. Кроме того, эти учебные заведения позволяют получить профессию, что может обеспечить практически полную независимость от родителей.

Из 55 учащихся 10-х классов девятый класс в другой школе заканчивали 3 человека; из 43 учащихся 11-х классов девятый класс в другой школе заканчивали 7 человек.

 

Таблица 2. Мотивация продолжения обучения в школе №332.

Мотивация 9 класс 10 класс 11 класс
Я живу рядом с этой школой      
Мне нравится учиться в этой школе      
Это школа с высоким уровнем образования      
Здесь учатся мои друзья      
Мне все равно, к какой школе завершать среднее образование      
Это желание родителей      
В этой школе дается необходимая мне специализация      
Другое     1 (в этой школе хорошие преподаватели физики, биологии, химии, алгебры).

 

Таблица 3. Мотивация перехода в школу №332 после девятого класса

Мотивация 10 класс 11 класс
В этой школе дается необходимая мне специализация    
Это школа с высоким уровнем образования    
В предыдущей школе у меня были конфликты с преподавателями    
Другое 1 (мне не нравилось учиться в предыдущей школе) + 1 (в предыдущей школе не хватало преподавателей по многим предметам)  
Моя семья переехала в этот район    
В предыдущей школе я не справлялся(ась) с учебной программой    
Это желание родителей    

 

Получение высшего образования

Таблица 4. Мотивация получения высшего образования (ВО)

Мотивация 9 класс 10 класс 11 класс
В.О. необходимо мне для получения желаемой профессии      
В.О. необходимо каждому уважающему себя человеку      
Получение В.О. дает отсрочку от армии      
Это желание родителей      
Я много слышал(а) о веселой студенческой жизни      
В.О. будут получать все мои друзья      
Другое 1 (не знаю)    

 

Примечание: 1 одиннадцатиклассник указал желание родителей как единственную причину получения В.О.

Мотивация «получение В.О. дает отсрочку от армии» применима только для учащихся мужского пола, поэтому можно считать, что количество человек, указавших ее довольно велико (см. таблицу 5). У одиннадцатиклассников очень популярна мотивация «я много слышал(а) о веселой студенческой жизни» (13 человек). При этом, ни один ученик не указал эти мотивации как единственные, что можно рассматривать как свидетельство серьезного отношения к получению высшего образования.

 


Выбор ВУЗа и профессии

Таблица 5. Выбор ВУЗа и специальности, которую учащийся будет получать в этом ВУЗе

  9 класс 10 класс 11 класс
Не выбрали ни ВУЗ, ни специальность      
Выбрали только ВУЗ      
Выбрали только специальность      
Выбрали и ВУЗ, и специальность      

 

Таблица 6. Мотивация выбора ВУЗа

Мотивация 9 класс 10 класс 11 класс
Диплом этого ВУЗа высоко котируется у работодателей      
В этот ВУЗ легко поступить      
В этот ВУЗ будет поступать мой друг / подруга      
У нашей школы контракт с этим ВУЗом      
Это желание родителей      
В этом ВУЗе можно без особых усилий получить диплом о высшем образовании      
Другое     1 (это престижный ВУЗ, он мне понравился, в этом ВУЗе хорошие преподаватели)

 

Примечание: (к данным по одиннадцатым классам) для 13 человек единственной мотивацией поступления в выбранный ВУЗ является высокая котировка его диплома у работодателей;

человек указали легкость поступления в ВУЗ как единственную мотивацию выбора ВУЗа;

человека указали в качестве единственной мотивации выбора ВУЗа контракт школы с этим ВУЗом;

человека указали желание родителей в качестве мотивации выбора ВУЗа.


Таблица 7. Мотивация выбора специальности, получаемой в ВУЗе.

Мотивация 9 класс 10 класс 11 класс
Работа по этой специальности высоко оплачивается      
Это перспективная специальность      
Я всегда мечтал(а) работать по этой специальности      
С этой специальностью легко найти работу      
Это престижная специальность      
Мне просто нужен диплом о высшем образовании, а по этой специальности его легко получить      
В моей семье это традиционная специальность      
Это желание родителей      

 

Данные, приведенные в таблице 5, позволяют утверждать, что существует прямая зависимость возраста учащихся и степени определенности их выбора. Количество учеников, выбравших и ВУЗ и специальность, возрастает от девятого класса к одиннадцатому. Это связано с приближением срока поступления в ВУЗ, а так же с тем, что для успешной сдачи вступительных экзаменов необходимо посещать подготовительные курсы или заниматься с репетиторами.

По данным устного опроса выпусков 2010-го и 2011-го годов окончательный выбор ВУЗа и получаемой в нем специальности большинство школьников делает к началу одиннадцатого класса (примерно 90% учащихся). Оставшиеся 10% учащихся определяются с выбором к середине учебного года. По данным анкетирования 2012 года к октябрю этот выбор сделали 87,2% учащихся одиннадцатого класса. При обработке полученной информации необходимо учитывать, что возможна ситуация, когда ученик резко меняет свое решение под влиянием мнения родителей, друзей, или вследствие изменения ситуации на бирже труда и в центрах занятости.

Комментарии к мотивациям выбора специальности, которую учащиеся будут получать в ВУЗе и профессии, по которой они будут работать в будущем.

Мотивация «я всегда мечтал(а) работать по этой специальности» во многом возникает под влиянием юношеского романтизма. Но при этом учащиеся вполне по-взрослому смотрят в будущее - первостепенным фактором выбора является высокая заработная плата (см. таблицу 7).

Еще одним важным фактором выбора специальности является ее перспективность. Количество учеников, указавших эту мотивацию возрастает от девятых к одиннадцатым классам (см. таблицу 7). Эти данные свидетельствуют о том, что ученики способны планировать не только ближайшее, но и отдаленное будущее.

Комментарии к мотивации выбора ВУЗа.

Первостепенным фактором для учащихся является высокая котировка диплома ВУЗа у работодателей. Для 13 учеников одиннадцатых классов это является единственным критерием выбора. При этом на втором по популярности месте стоит такая мотивация, как легкость поступления в выбранный ВУЗ. Примечательно, что пять человек (одиннадцатые классы) указали эту мотивацию как единственную, а количество учащихся, для которых легкость поступления важна, довольно велико среди учеников одиннадцатого класса (13 человек из 37), тогда как из девятиклассников об этом не задумывается ни один ученик, а из десятиклассников эту мотивацию указали только два человека (см. таблицу 6). Это свидетельствует о том, что ученики девятых и десятых классов еще не столь серьезно озабочены проблемой поступления, тогда как для одиннадцатиклассников легкость поступления является очень важным фактором. Кроме того, ученики одиннадцатых классов, уже знакомые с программами поступления в различные ВУЗы и начавшие подготовку к вступительным экзаменам, трезво оценивают свои возможности. Подтверждением этого предположения может служить так же возрастание количества учеников от девятых к одиннадцатым классам, указавших в качестве мотивации выбора ВУЗа наличие у школы контракта с этим ВУЗом (см. таблицу 6).

Первоочередным для учащихся является выбор специальности, так как одну и ту же специальность можно получить в разных ВУЗах (см. таблицу 5).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: