Глава 1. СПЕЦИФИКА НАУЧНОЙ РАБОТЫ




Л.Н.Костякова

СТУДЕНЧЕСКОЕ

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ЛИНГВИСТИКЕ

Коломна

Л.Н.Костякова

СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ЛИНГВИСТИКЕ

Учебное пособие для студентов

Филологических факультетов

Педагогических институтов

Коломна

УДК

ББК

Костякова Л.Н. Студенческое научное исследование по лингвистике: учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических институтов. – Коломна, 2005. - с.

В данном пособии содержится информация, необходимая начинающему исследователю для написания курсовой и выпускной квалификационной работы по лингвистике. В пособии последовательно описываются все этапы от выбора темы исследования до публичной защиты работы, рассматривается композиция научного исследования, оформление работы, методы лингвистического анализа.

Пособие предназначено студентам филологических факультетов.

© Л.Н.Костякова, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………6

Глава 1. Специфика научной работы ………………………………..8

Глава 2. Этапы научного исследования …………………………….12

§ 1. Выбор темы исследования ……………………………12

§ 2. Составление плана …………………………………….13

§ 3. Составление библиографии …………………………..14

§ 4. Работа с научными текстами …………………………19

§ 5. Сбор фактического материала и его

картографирование ……………………………………22

§ 6. Написание чернового варианта исследования ………25

Глава 3. Методы лингвистического анализа ………………………27

Глава 4. Композиция научного исследования ……………………..34

§ 1. Титульный лист………………………………………..34

§ 2. Оглавление …………………………………………….37

§ 3. Введение ……………………………………………….37

3.1. Актуальность темы ……………………………….37

3.2. Цель и задачи исследования ……………………..39

3.3. Объект и предмет исследования …………………40

3.4. Практическая значимость ………………………..41

3.5. Методы исследования ……………………………42

§ 4. Основная часть ………………………………………..43

§ 5. Заключение ……………………………………………44

§ 6. Библиография …………………………………………44

§ 7. Приложения ……………………………………………46

§ 8. Вспомогательные указатели ………………………….46

Глава 5. Язык научного исследования ……………………………..47

Глава 6. Оформление научной работы ……………………………..53

§ 1. Общие правила оформления работы ………………….53

§ 2. Оформление библиографических записей ………………55

§ 3. Оформление цитат …………………………………………56

Глава 7. Защита: подготовка и процедура …………………………..59

Словарь основных научных понятий ………………………………..63

Библиография …………………………………………………………69

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любой студент, приступающий к проведению своего первого научного исследования, испытывает определенный страх, поскольку перед ним открывается новый вид деятельности, требующий определенных знаний, умений и навыков. Начинающему исследователю предстоит не только изучить научную литературу по выбранной проблеме и собрать фактический материал, но и, обобщив сделанное ранее другими исследователями и проанализировав собранный иллюстративный материал, представить собственное видение данной проблемы, найти свой подход, письменно оформив полученные результаты в строгом соответствии с определенными требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям. Причем отметим, что основную часть работы студенту предстоит выполнить самостоятельно, поскольку научный руководитель лишь консультирует, направляет студента, делает замечания, читая уже готовые варианты рукописи.

Цель данного пособия - помочь студенту на всех этапах: от выбора темы исследования до публичной защиты работы.

Пособие начинается с описания специфики научной работы, которая в значительной степени отличается от обычной учебной деятельности.

Во второй главе излагаются этапы научного исследования. Данная глава включает рекомендации по выбору темы, составлению плана и библиографии, работе с научными текстами и языковым фактическим материалом.

В третье главе рассматриваются научные методы, характерные для лингвистических исследований. Среди представленного множества студенту необходимо выбрать те методы, которые окажутся приемлемыми для обработки языкового материала по избранной проблеме.

В четвертой главе представлена композиция научного исследования, характеризуются особенности структуры работы. Рекомендации данной главы помогут сформулировать цель и задачи, актуальность и новизну исследования, определить его объект, предмет и практическую значимость.

В пятой главе описываются особенности языка научного изложения, обращается внимание на морфологию и синтаксис научного текста, представляются типичные слова и словосочетания, которые помогут сделать текст исследования целостным, ясным, логичным.

В шестой главе даются стандарты техники оформления работы, правила печати рукописи, использования цитат и ведения библиографических записей.

В заключительной главе раскрывается порядок защиты работы и эффективной подготовки к данной процедуре.

Пособие содержит также словарь основных научных понятий, который облегчит работу студента со специальной литературой и расширит его познания в области исследовательской деятельности.

Особенностью данного пособия является его ориентация на студентов-филологов. Все практические рекомендации в нем иллюстрируются примерами из дипломных и диссертационных работ по лингвистике.

Желаем начинающему исследователю творческих успехов и надеемся, что данное пособие поможет сделать первые шаги в науке уверенными и результативными.

 

Глава 1. СПЕЦИФИКА НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Любая наука включает в себя не только знание, но и деятельность, направленную на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Научное исследование – это особый вид деятельности, который отличается от обычного познания и имеет целый ряд специфических признаков, в число которых входят объективность, концентрация внимания на всей совокупности фактов, творческий и плановый характер процесса.

Любая научная работа представляет собой исследование, в котором с позиций науки систематизируются, описываются и объясняются новые факты, имеющие теоретическое и прикладное значение.

Научное исследование всегда является целенаправленным процессом, имеющим четкую цель и задачи, план достижения поставленной цели и решения обозначенных задач, в нем всегда систематизированы и обоснованы полученные результаты.

Изучив существующие теории, каждый исследователь может выдвинуть свою гипотезу, высказать свою точку зрения, представить свое видение проблемы, свой подход, который раскроет факты с новой, ранее не рассмотренной стороны.

Процесс работы мысли, ведущий от незнания к знанию, направляется методологией. Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике.

Методологический анализ включает в себя несколько уровней, объединяющих мировоззренческую интерпретацию результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, изучение общенаучных принципов, подходов и форм исследования, конкретно-научную, дисциплинарную и междисциплинарную методологию (см. об этом подробнее: Научные работы, с. 8 – 12).

Дисциплинарная методология охватывает совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине, конкретно-научная – в той или иной отрасли науки.

Каждое конкретное исследование опирается, как правило, на целый комплекс методов. Под методом понимается совокупность правил и приемов, применяемых для достижения определенной цели, изучения того или иного явления.

К важнейшим свойствам метода относят его детерминированность, т.е. обусловленность закономерностями как самого объекта, так и познавательной деятельности, заданность целью исследования, результативность, надежность, экономичность, ясность, эффективная распознаваемость, т.е. возможность его использования при соответствующей подготовке любым исследователем, воспроизводимость, или возможность его применения неограниченное число раз, и обучаемость методу (Там же, с.12 – 13).

Методы научного познания традиционно делят на общие и специальные. Специальные методы характерны для конкретных, специальных наук. Общие методы используются практически во всех науках.

Как указывает Ф.А.Кузин, общие методы научного познания обычно дифференцируют на три большие группы: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.), 3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.) (Кузин. Кандидатская диссертация, с.12).

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов и явлений внешнего мира при помощи органов чувств с целью изучения их свойств и отношений. Наблюдение дает нам информацию об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Для наблюдения характерны планомерность, целенаправленность, активность и систематичность.

Сравнение – установление сходств и различий между объектами, выявление того общего, что присуще двум или нескольким объектам.

Измерение - определение численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность данного метода состоит в возможности получить точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент – планомерное наблюдение изучаемых явлений в естественных или искусственно созданных контролируемых условиях. Достоинство данного метода состоит в его повторяемости, возможности изучения предметов и явлений без обстоятельств, осложняющих процесс.

Абстрагирование состоит в мысленном удалении несущественных признаков и одновременном выделении основных свойств, связей и отношений предметов.

Данный процесс тесно связан с анализом и синтезом. Анализ состоит в разложении целого на его составные части, а синтез – в соединении отдельных сторон предмета в единое целое.

На эмпирическом и теоретическом уровнях исследования важную роль играют индукция и дедукция. Под индукцией понимают умозаключение от отдельных, частных фактов к общим выводам, закономерностям. Дедукцией называют умозаключение, которое ведет, наоборот, от общего к частному.

Процесс проведения научного исследования требует, как правило, применения целого комплекса методов, которые меняются на разных этапах исследования и, конечно же, не исчерпываются описанными выше.

 

 

Глава 2. ЭТАПЫНАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбор темы исследования

Выбор темы является важным этапом выполнения работы исследовательского характера.

Темы курсовых и выпускных квалификационных работ утверждаются кафедрой и обычно предлагаются студентам в виде соответствующих списков, включающих названия тем и фамилии научных руководителей. Аргументировав выбор, студент может также предложить свою тему, которая после согласования с научным руководителем должна быть утверждена кафедрой.

Предлагаемые темы обычно охватывают широкий круг важных в теоретическом и практическом отношении проблем по всем разделам лингвистики. Приступая к выбору темы, студенту необходимо внимательно изучить весь предлагаемый список и при выборе темы руководствоваться прежде всего кругом своих учебных и научно-исследовательских интересов, ведь хорошие результаты получаются, как правило, лишь в том случае, если работа выполняется с удовольствием. Нужно учесть также реальную возможность работы с научно-исследовательской литературой, ее наличие в доступных вам библиотеках, необходимость изучения иностранных источников по выбранной проблематике и трудность сбора языкового материала, необходимого для последующего практического анализа.

Выбирая тему курсовой работы, следует оценить перспективу использования ее результатов в выпускной квалификационной работе, а определяя тему выпускной работы – ее применение в дальнейших научных исследованиях и в профессиональной практике.

После выбора темы, наиболее близкой кругу ваших интересов, необходимо встретиться с научным руководителем для уточнения цели, задач и методов исследования, выбора источников, порядка работы и сроков выполнения.

В обязанности научного руководителя входит регулярное консультирование студента, оказание помощи в подборе литературы по теме исследования, чтение чернового и чистового вариантов работы, внесение замечаний и рекомендаций, написание отзыва на готовую работу и присутствие на защите.

В исследовательской работе от научного руководителя зависит многое, поэтому при выборе темы обратите также внимание на фамилию научного руководителя, круг его профессиональных и исследовательских интересов, его возможность отводить достаточно времени для вашего консультирования.

Если в процессе дальнейшей работы окажется, что при выборе темы и руководителя вы учли не все аспекты и исследование выполняется без интереса, не бросайте начатое дело, а постарайтесь довести его до победного конца.

 

§ 2. Составление плана

Разработка темы исследования предполагает изучение научно-исследовательской литературы по избранной проблеме с целью определения степени исследованности данного вопроса, существующих проблем, задач, которые предстоит решить, кроме того, необходимо также собрать фактический материал для последующей классификации и всестороннего анализа, на основе которого будут сделаны итоговые выводы. Проведение такой работы должно сопровождаться составлением плана исследования.

На первом этапе под руководством научного руководителя составляется в произвольной форме рабочий план, который представляет собой схему будущего исследования, дает общую характеристику предмета исследования. Такой план обычно включает в себя перечень логично расположенных вопросов, необходимых для глубокого раскрытия темы, систематизации и всестороннего анализа собранного фактического материала. План помогает установить, в каком порядке вы будете проводить исследовательские работы.).

На следующем этапе планирования, по мере изучения научно-исследовательской литературы, составляется уточненный, подробный рабочий план, по которому в дальнейшем будет систематизироваться собранный иллюстративный материал. Такой план отразит содержание работы, построение и соотношение ее частей. Окончательный вариант плана должен состоять из трех частей: введения, основной части и заключения. Внутри основной части, если необходимо, будет проведена многоступенчатая рубрикация. При оформлении текста исследования слово «план» заменяется на «содержание».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: