Консультация для родителей подготовительной группы




«Словесные игры для детей 6–7 лет»


Уважаемые родители!

 

До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Всем известно, что речевые игры и развлечения обогащают словарный запас ребенка, повышают интерес к окружающему миру, стимулируют познавательную активность. Игра всегда снимает напряжение, у ребят повышается способность к развитию памяти, внимания, мышления и, конечно же, речи. Все это необходимые качества для подготовки к школе. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок много знал и умел. Очень часто времени на занятия с ребенком дома просто не хватает.

Это время можно найти по дороге домой из детского сада. Играя со словами, вы поймете, какое это увлекательное занятие не только для вас, но и для вашего ребенка.

Словесные игры на развитие речи в 6-7 лет

«Скажи какой»

Предлагается слово (существительное, к которому нужно придумать как можно больше признаков. Кто назовет больше прилагательных, тот и выиграл. Делать это можно по очереди. Тогда победителем будет тот, кто придумает и назовет признак последним.

Например, «цветок» (садовый, полевой, душистый, ранний, весенний, любимый, желтый, пестрый, большой, махровый, долгожданный, капризный, комнатный и т. д. Одних цветовых оттенков можно назвать бесчисленное множество).

Подобные игры хорошо пополняют словарный запас ребенка, расширяют кругозор.

«Из предмета – признак»

Нужно не только придумывать слова, но и изменять их.

Пример:

1-й игрок предлагает словосочетание: садовая ромашка,

2-й игрок: ромашковое поле,

1-й: полевой цветок,

2-й: цветочный узор и т. д.

Игра «Назови 3 (5) предметов»

Игроки по очереди задают друг другу задания: «Назови 3 (5) видов фруктов, названий сказок, видов воздушного транспорта, головных уборов, предметов мебели и т. д.». Список заданий практически не имеет конца, а их количество и сложность зависит от возраста и кругозора играющих.

Эта игра также помогает развить умение классифицировать. Она расширяет словарный запас и кругозор ребенка.

«Придумай рифму»

Игроки по очереди задают друг другу по одному слову, к которому необходимо придумать рифму. Можно придумывать сразу несколько таких слов и объединять затем их в несложные стишки-рифмовки. Получается в итоге очень весело.

Например, заданное слово «цветок». Придумываем: листок, платок, венок.

Рифмовки:

Сорву я душистый цветок.

Добавлю к нему я листок.

Сплету я красивый венок.

«Соедини»

Предложить ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

Примеры:

сладкий, ягода - сладкая ягода;

машина, ехать - машина едет (ехала);

огород, овощи, расти - овощи растут в огороде; и т. д.

«Обними словами »

Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется быстро, то можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее, а затем распространённое предложение с второстепенными членами.

(Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно).

Пример:

- Собака;

- Собака бежит;

- Большая собака бежит;

- Большая собака бежит по улице.

«Расскажи картину»

Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного рисунка. Лучший вариант — пейзажи или натюрморты известных художников. Но вместо картины можно использовать объекты окружающей среды:

- присутствующего поблизости человека;

- видимую из окна часть улицы;

- детскую площадку во время прогулки.

Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря, составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный объект (картину, человека, улицу и пр.).

Это задание довольно сложное для новичков, поэтому сначала помогайте своему ребенку наводящими вопросами. Постепенно он научится описывать картины самостоятельно, что поможет ему в ближайшем будущем хорошо писать школьные сочинения в младших классах.

Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова.

Белый снег похож на (что)

Синий лед похож на… (что)

Густой туман похож на (что)

Чистый дождь похож на… (что)

Блестящая на солнце паутина похожа на… (что)

День похож на (что)

Развивает связную монологическую речь, творческие способности ребенка

Игра «Слова с одной буквы »

Взрослый и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся на одну букву (кошка, каша, ключ) Тот, кто не может больше вспомнить слово, оказывается проигравшим. Здесь родителю важно создавать для ребенка ситуацию переменного успеха.

Развивает речевую память и внимание.

Игра «Предметы одной формы»

Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.

Развивает внимание, мышление, речь.

Игра «Отгадай предмет по названию его частей

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Развивает речь, внимание, мышление.

Игра «Объясни инопланетянину»

Ребенку предлагается помочь инопланетянину, незнакомому с нашим языком, понять, что значит то или иное слово (клюшка, зонтик, сапоги и т. п.). Например, «велосипед» - это транспорт, который (умеет), состоит из, служит для, бывает…

Игра «Бывает – не бывает»

Взрослый говорит фразу, ребенок должен хлопнуть в ладоши, если так быть не может. Например:

Почтальон принес письмо, Шапочка резиновая,

Кошка варит кашу (хлопок, Яблоко соленое (хлопок,

Папа идет на работу, Телефон звонит в дверь (хлопок,

Поезд летит по небу (хлопок, Ветер качает деревья,

Мама идет в школу, Картина прибила гвоздь (хлопок,

Пол бежит по кошке (хлопок, Зимой идет снег, Собака гуляет по крыше (хлопок, Мальчик виляет хвостом (хлопок, Снежная баба лепит Ваню (хлопок, Писатели пишут книги, Чашка упала на потолок (хлопок, Катя ужалила осу (хлопок) и т. д.

Развивает речь, внимание, мышление.

Игра «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает».

Игра «Рыба – птица – зверь»

Взрослый проговаривает как считалку: «рыба – птица – зверь – рыба – птица – зверь…», затем останавливается на одном из трех слов, например «птица». Ребенок должен как можно быстрее назвать любую известную ему птицу.

Развивает внимание, переключаемость, скорость реакции.

Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы:

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице,

суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.

Активизация в речи сложных слов.

Игра «Вместе веселей»

Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюет – кто?

Дерево, цветы – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?

Льется, журчит – что?

Шумит, дует – что?

Дождь, снег – что делают?

Систематизация словарного запаса.

Игра «Цепочка слов »

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова.

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста -.

Закрепить умение выделять первый и последний звук в слове.

Игра «Веселый счет»

Вокруг много одинаковых предметов.

Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.)

Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом)

Согласование числительного с существительным и прилагательным.

Игра «Подружи слова »

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и т. д.

Образование сложных слов.

Игра «Все сделал»

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает – постирал, рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

Образование глаголов совершенного вида.

Игра «Ты идешь, и я иду»

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

Закрепление в речи глаголов с разными приставками.

Игра «А что, если…»

Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).

Развитие связной речи и мыслительных процессов.

Игра «Как можно…» Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно)

Расширение и активизация словаря.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: