с использованием ТРКМ в 3классе по теме: «Сокровища Тульского края»




Технологическая карта интегрированного урока

(Окружающий мир, русский язык

спецкурс по краеведению «Прогулки по Тульскому краю»)

с использованием ТРКМ в 3классе по теме:

«Сокровища Тульского края»

 

 

Автор работы:

Кувшинова Оксана Вячеславовна

учитель начальных классов

муниципального казенного общеобразовательного

учреждения Бучальской средней

общеобразовательной школы

Кимовского района Тульской области

электронный адрес: Kuvschinova.77@mail.ru

 

Технологическая карта интегрированного урока

(Окружающий мир, русский язык,

Спецкурс по краеведению «Прогулки по Тульскому краю»)

с использованием ТРКМ в 3классе по теме: «Сокровища Тульского края»

Организационная информация
Тема урока Сокровища Тульского края
Предмет, УМК Русский язык, окружающий мир (УМК «Школа России»), спецкурс по краеведению «Прогулки по Тульскому краю»
Класс 3 класс
Автор урока (ФИО, должность) Кувшинова Оксана Вячеславовна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа Кимовского района Тульской области
Методическая информация
Тип урока Интегрированный урок «Окружающий мир - русский язык, спецкурс «Прогулки по Тульскому краю». Комбинированный урок с использованием технологии развития критического мышления.
Цели урока Деятельностная цель: ü отработка алгоритма работы с толковым словарем; ü формирование навыка работы с информацией: - поиск нужной информации в тексте, «считывание» информации с рисунков, моделей; – понимание знаков, символов, моделей, приведенных в учебнике, задаваемых вопросов; Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. - введение понятий «лексическое значение слова», «всемирное наследие» - систематизация знаний обучающихся о работе с толковым словарем; · в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; · на основе анализа и сравнения группировать материал по заданному основанию; · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; · иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи; · соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Задачи урока Образовательные: · находить лексические значения слов; · систематизировать знания о построении словарной статьи; · отрабатывать алгоритм работы с толковым словарем; · применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных заданий; · собрать информацию о достопримечательностях Тульского края. Развивающие: · развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации; · развивать образное мышление, связную речь обучающихся; · формировать умение аргументировать своё мнение. Воспитательные: · развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе; · способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения; · воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости; · развивать любознательность и интерес к учебной деятельности; · формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние Всемирного наследия и природной среды. · показать красоту и неповторимость достопримечательностей Тульской области
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение. Технологии формирования УУД 1) технология развития критического мышления 2)проблемно-диалогическая технология 3) организация учебного сотрудничества 4) технология оценки образовательных достижений 5) информационно-коммуникативные технологии Методы: 1) метод проблемного изложения в обучении 2) частично-поисковый метод обучения 3) исследовательский метод обучения Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа
Время реализации урока 45 минут
Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют, закрепят обучающиеся в ходе урока Личностные (задачи урока): создать условия для - формирования мотивационной основы учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; -развития учебных и познавательных мотивов - развития самооценки и адекватного понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - проявления познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; - развитиянавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе; - формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств; Обучающийся получит возможность для: - формированияотношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения. - формирования рефлексивного отношения к учёбе Метапредметные (задачи урока) Содействовать формированию у обучающихся умений: –принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; (регулятивные УУД) – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; - составлять план и последовательность действий; –оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – первоначальному умению выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять действия с учетом выделенных ориентиров действия; – адекватно воспринимать оценки своей работы; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания. - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (познавательные УУД) - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; - устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить доказательства, практические действия; - работать с разными видами информации; - моделировать (перевод устной речи в письменную); - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения (коммуникативные УУД) - выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; - принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим; - согласовывать позиции и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата; - общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников. Предметные (задачи урока) Создать условия для развития у обучающихся умений: - находить лексическое значение слова; - совершенствовать навыки работы с толковым словарем; - классифицировать природное и культурное наследие, достопримечательности Тульского края.
Термины и понятия Лексическое значение слова, толковый словарь. Всемирное наследие: природное наследие, культурное наследие. Достопримечательности Тульского края: музей – заповедник «Куликово поле», Ясная Поляна, Тульский кремль.
Необходимое оборудование и материалы Компьютер, проектор, интерактивная доска.  
Дидактическое обеспечение урока Авторская презентация «Сокровища Тульского края», выполненная в программе PowerPoint. Музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина» Карточки с заданиями для работы в парах, групповой работы.
Список учебной и дополнительной литературы Зеленина, Хохлова «Русский язык» Учебник для 3 класса в 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014. А.А.Плешаков «Окружающий мир», Учебник для 4 класса в 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова История Тульского края. Учебное пособие для начальной и средней школы.: Приокское книжное издательство, 2007 г. Тайны Тульского Кремля. Тетрадь для учащихся начальних классов.: Тула, 2007г.  
Сценарный план урока
Мотивация учащихся. Совместная с обучающимися постановка темы и цели урока. Цель: Научить определять тему и цель урока до начала выполнения работы.     Работа по теме урока. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. Цели: - познакомить с объектами Всемирного наследия в России, их классификацией; создать условия для развития мышления и грамотной речи обучающихся;   - развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе; - способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения; - воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости; Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Учитель: - Ребята, я рада приветствовать вас. У меня прекрасное настроение на начало нашего урока. Надеюсь, что урок для вас будет интересным. Определитеваш настрой на сегодняшнюю работу. Перед каждым из вас лежат разноцветные светофоры. Оцените своё настроение. Ø Зелёный цвет – хочу работать. Ø Желтый цвет – работать буду, но без желания. Ø Красный цвет – настроение плохое, ничего не хочется делать. - Поделитесь своим настроением друг с другом. Коснитесь ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что всё у нас сегодня получится. Задание: Отгадать ребус СОКРОВИЩА   Приём «Корзина идей» - Предлагаю каждому на стикерах написать свои предположения, что такое СОКРОВИЩА. Хотите узнать, что получилось? - У большинства из вас мысли в одном направлении (это сундук с драгоценностями, золотом) -Я вам приготовила еще один сундучок, в нем тоже лежат сокровища. - Почему люди считают, что это тоже сокровища? - Сначала мы говорили, что сокровища – это клад с драгоценностями, теперь у нас появились мысли о том, что это природные богатства. Как человеку узнать, правильно ли он определил значение слова. Куда ему посмотреть? (Слайд) Я заглянула в толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова 1. Сокровище – драгоценность или дорогая вещь. 2. Сокровище – ценности духовной и материальной культуры. -У меня есть фотографии сокровищ. Предлагаю распределить их на две группы. Как мы можем назвать эти группы. Выполним небольшую практическую работу - составим кластер (что мы узнали о сокровищах). Работа у доски, в парах на месте. Составление кластера   - Давайте проверим, что получилось у вас и что же должно быть. Оцените свою работу. - Послушайте музыкальное произведение и подумайте, о каких сокровищах мы сегодня поговорим. - Что мы слушали? О чем эта песня? (О Родине). Что означает это слово? -Как найти значение слова РОДИНА в словаре? Составим алгоритм работы с толковым словарем. - Какой первый шаг мы должны сделать, чтобы найти толкование незнакомого слова? · Определить первую букву в слове · Открыть страницу словаря на первую букву искомого слова · Определить вторую букву слова · Найти слово по второй букве среди всех слов · Прочитать словарную статью · - Из чего состоит словарная статья? А сейчас наши знания будем закреплять на практике Работа со словарной статьей (Работа в паре: собрать по данному алгоритму словарную статью.) РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь, возникновения чего-нибудь: Москва - его р. Индия - р. шахмат. * Вторая родина - место, давшее кому-нибудь приют, ставшее родным. -В каком значении словоРодинаиспользовано в песне? (Место рождения). Назовите нашу малую Родину. - Сформулируйте тему урока. «Сокровища Тульского края» · Какие задачи стоят перед нами? Карточки – помощницы: УЗНАТЬ… НАУЧИТЬСЯ…   Будем учиться: ü Работать с толковым словарем; ü Работать с информацией; ü Работать в парах, группах; ü Контролировать и оценивать свою работу. -Орфографическая разминка: запишите данное слово в тетрадь, подберите к нему однокоренные слова. Назовите орфограмму, выделите корень у родственных слов. Подберите синоним к слову Родина.   Индивидуальная работа по карточкам     Решают ребус, выдвигают предположения. (сокровища)   _ Это сундук с драгоценностями, золотом, клад.     - Природное богатство, всемирное наследие.   - Толковый словарь   Работают со словарной статьёй толкового словаря русского языка     - Существуют природные и культурные сокровища.     Работа в парах: составляют кластер     Слушают песню, высказывают своё мнение. - Песня о Родине.   Составляют алгоритм работы с толковым словарем.   - Само слово - его грамматические признаки, лексическое значение слова, примеры употребления этого слова в речи.   Разбирают словарную статью слова «Родина» Отвечают на вопросы     Определяют с помощью учителя тему урока. Формулируют учебные задачи.   -…достопримечательности Тульского края. - …находить и представлять необходимую информацию, находить лексическое значение слова.   Выстраивают логические связи, объясняют правописание орфограмм Самостоятельно формулируют вывод. ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям. РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. ПУУД: ориентируется в своей системе знаний:отличает новое от уже известного. Работает с ИКТ.    
Физминутка Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» В классе карточки: ДА, НЕТ Движения рук в сторону карточек (согласен/не согласен с высказываниями) - Слово имеет лексическое значение. - Лексическое значение слова можно узнать во фразеологическом словаре. - Слова во всех словарях располагаются в алфавитном порядке. - Значение каждого слова разъясняется в словарной статье. - Если слово имеет несколько значений, оно называется однозначным. - Если слово имеет несколько значений, каждое из них разъясняется и выделяется цифрой (1, 2). - Слова, имеющие два и более значений, называются многозначными.   Выполняют движения рук  
· Включение в систему знаний и повторение: практическое закрепление нового и известного материала. · Цель: - применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных заданий; - выработать у обучающихся последовательность действий при работе с информацией; закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения; -способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи обучающихся - Люди какой профессии рассказывают о сокровищах земли? (репортер/корреспондент) Что для этого ему необходимо? Кто помогает корреспонденту? (телеоператор) Я вас приглашаю в нашу школьную телекомпанию «Телекомпания 3 и 4 TV. Вы отправляетесь в командировку по Тульской области. Дифференцированная самостоятельная работа с последующей презентацией результатов. - Сейчас нам предстоит интересная работа в группах. Работа в группах. (3 группы – 3 задания: «Куликово поле», «Ясная поляна», «Тульский Кремль») В каждой работе 5 заданий, если последовательно выполните все задания, у вас получится репортаж. От каждой группы выходят корреспондент и телеоператор, представляют свой репортаж. Критерии самооценки групповой работы. 1. Работа с информацией. · Соответствие подобранной информации теме; · Полнота информации 2. Представление результатов работы · Грамотное изложение; · Творческий подход 3. Активность участия в обсуждении всех членов группы. (За каждый пункт – 1 балл) - У каждой программы есть свой рейтинг. Предлагаю вам проголосовать за наиболее понравившийся репортаж. - Что показывает данная диаграмма? (1, 2, 3 место)   Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения.   Работа в группе на карточках, представляют результаты работы, осуществляют взаимоконтроль, оценивают свои действия.   Прикрепляют стикеры на доску, анализируют получившуюся диаграмму. Оценивают свои действия.   Наблюдают, сравнивают, делают умозаключение. КУУД: оформляет свои мысли в устной и письменной форме; слушает и понимает речь других. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя.
Физминутка В классе карточки: ФЛАГ, ГИМН, ГЕРБ Движения рук в сторону карточек (по лексическому значению найти карточку - ответ) - Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. - Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. - Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой. - Как эти слова связаны со словом Родина?     Выполняют движения рук  
· - По результатам наших командировок предлагаю составить фотоколлаж на тему «Нет земли краше, чем Родина наша». Приём «Синквейн» Ребята с красными эмблемами составят синквейн со словом «Родина». Индивидуальное задание одному учащемуся: создать видеоролик в программе Moviе Maker «Край родной, навек любимый»   Составляют фотоколлаж, сочиняют синквейн, работают в программе Moviе Maker  
Рефлексия деятельности на уроке. Цели: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; Подведём итог работы на уроке. - Какие цели ставили? Достигли цели? - Оцените свою деятельность на уроке, выбрав утверждение, с которым вы согласны. На доске две пословицы, записанные на желтом и оранжевом фоне: 1. Дело мастера боится. (Вы уверены в своих знаниях). 2. Добрый разум не наживают разом. (Есть небольшие затруднения, вам ещё нужно поработать). У вас в конвертах две полоски: желтого и оранжевого цвета. Выберите ту полоску, которая соответствует цвету одной из пословиц. - Вы замечательно поработали на уроке. - Предлагаю поделиться вашим настроением на уроке. Просигнальте светофорчиком: ЗЕЛЕНЫЙ – все получилось, справился со всеми заданиями. ЖЕЛТЫЙ– не все получилось, остались вопросы КРАСНЫЙ – ничего не понятно, с заданиями не справился. Работают со слайдом презентации: Задачи урока.   Выбирают полоску соответствующего цвета и прикрепляют к доске РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Домашнее задание - обсудить и записать домашнее задание. Задание по выбору: · Выполнить задание в учебнике на стр. · Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени Экскурсовода, и предназначен он для туристов, посещающих Тульскую область. Приём «Рафт» Р – роль (Экскурсовод). А – аудитория (кому вы будете писать – туристам). Ф – форма (рассказ). Т – тема (достопримечательности Тульской области).    
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: