Технологическая карта интегрированного урока
(Окружающий мир, русский язык
спецкурс по краеведению «Прогулки по Тульскому краю»)
с использованием ТРКМ в 3классе по теме:
«Сокровища Тульского края»
Автор работы:
Кувшинова Оксана Вячеславовна
учитель начальных классов
муниципального казенного общеобразовательного
учреждения Бучальской средней
общеобразовательной школы
Кимовского района Тульской области
электронный адрес: Kuvschinova.77@mail.ru
Технологическая карта интегрированного урока
(Окружающий мир, русский язык,
Спецкурс по краеведению «Прогулки по Тульскому краю»)
с использованием ТРКМ в 3классе по теме: «Сокровища Тульского края»
Организационная информация | ||||
Тема урока | Сокровища Тульского края | |||
Предмет, УМК | Русский язык, окружающий мир (УМК «Школа России»), спецкурс по краеведению «Прогулки по Тульскому краю» | |||
Класс | 3 класс | |||
Автор урока (ФИО, должность) | Кувшинова Оксана Вячеславовна, учитель начальных классов | |||
Образовательное учреждение | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа Кимовского района Тульской области | |||
Методическая информация | ||||
Тип урока | Интегрированный урок «Окружающий мир - русский язык, спецкурс «Прогулки по Тульскому краю». Комбинированный урок с использованием технологии развития критического мышления. | |||
Цели урока | Деятельностная цель: ü отработка алгоритма работы с толковым словарем; ü формирование навыка работы с информацией: - поиск нужной информации в тексте, «считывание» информации с рисунков, моделей; – понимание знаков, символов, моделей, приведенных в учебнике, задаваемых вопросов; Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. - введение понятий «лексическое значение слова», «всемирное наследие» - систематизация знаний обучающихся о работе с толковым словарем; · в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; · на основе анализа и сравнения группировать материал по заданному основанию; · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; · иметь представление о возможном разнообразии способов решения учебной задачи; · соотносить изучаемый материал с собственным опытом. | |||
Задачи урока | Образовательные: · находить лексические значения слов; · систематизировать знания о построении словарной статьи; · отрабатывать алгоритм работы с толковым словарем; · применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных заданий; · собрать информацию о достопримечательностях Тульского края. Развивающие: · развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации; · развивать образное мышление, связную речь обучающихся; · формировать умение аргументировать своё мнение. Воспитательные: · развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе; · способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения; · воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости; · развивать любознательность и интерес к учебной деятельности; · формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние Всемирного наследия и природной среды. · показать красоту и неповторимость достопримечательностей Тульской области | |||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение. Технологии формирования УУД 1) технология развития критического мышления 2)проблемно-диалогическая технология 3) организация учебного сотрудничества 4) технология оценки образовательных достижений 5) информационно-коммуникативные технологии Методы: 1) метод проблемного изложения в обучении 2) частично-поисковый метод обучения 3) исследовательский метод обучения Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа | |||
Время реализации урока | 45 минут | |||
Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют, закрепят обучающиеся в ходе урока | Личностные (задачи урока): создать условия для - формирования мотивационной основы учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; -развития учебных и познавательных мотивов - развития самооценки и адекватного понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; - проявления познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; - развитиянавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе; - формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств; Обучающийся получит возможность для: - формированияотношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения. - формирования рефлексивного отношения к учёбе Метапредметные (задачи урока) Содействовать формированию у обучающихся умений: –принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; (регулятивные УУД) – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; - составлять план и последовательность действий; –оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – первоначальному умению выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять действия с учетом выделенных ориентиров действия; – адекватно воспринимать оценки своей работы; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания. - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (познавательные УУД) - применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; - устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить доказательства, практические действия; - работать с разными видами информации; - моделировать (перевод устной речи в письменную); - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения (коммуникативные УУД) - выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; - принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный другим; - согласовывать позиции и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата; - общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников. Предметные (задачи урока) Создать условия для развития у обучающихся умений: - находить лексическое значение слова; - совершенствовать навыки работы с толковым словарем; - классифицировать природное и культурное наследие, достопримечательности Тульского края. | |||
Термины и понятия | Лексическое значение слова, толковый словарь. Всемирное наследие: природное наследие, культурное наследие. Достопримечательности Тульского края: музей – заповедник «Куликово поле», Ясная Поляна, Тульский кремль. | |||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, проектор, интерактивная доска. | |||
Дидактическое обеспечение урока | Авторская презентация «Сокровища Тульского края», выполненная в программе PowerPoint. Музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина» Карточки с заданиями для работы в парах, групповой работы. | |||
Список учебной и дополнительной литературы | Зеленина, Хохлова «Русский язык» Учебник для 3 класса в 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014. А.А.Плешаков «Окружающий мир», Учебник для 4 класса в 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова История Тульского края. Учебное пособие для начальной и средней школы.: Приокское книжное издательство, 2007 г. Тайны Тульского Кремля. Тетрадь для учащихся начальних классов.: Тула, 2007г. | |||
Сценарный план урока | ||||
Мотивация учащихся. Совместная с обучающимися постановка темы и цели урока. Цель: Научить определять тему и цель урока до начала выполнения работы. Работа по теме урока. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала. Цели: - познакомить с объектами Всемирного наследия в России, их классификацией; создать условия для развития мышления и грамотной речи обучающихся; - развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе; - способствовать развитию представлений о возможности существования различных точек зрения; - воспитывать уважение к мнению собеседника; поощрять желание использовать в общении правила вежливости; | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Учитель:
- Ребята, я рада приветствовать вас. У меня прекрасное настроение на начало нашего урока. Надеюсь, что урок для вас будет интересным. Определитеваш настрой на сегодняшнюю работу. Перед каждым из вас лежат разноцветные светофоры. Оцените своё настроение.
Ø Зелёный цвет – хочу работать.
Ø Желтый цвет – работать буду, но без желания.
Ø Красный цвет – настроение плохое, ничего не хочется делать.
- Поделитесь своим настроением друг с другом. Коснитесь ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что всё у нас сегодня получится.
Задание: Отгадать ребус
![]() ![]() ![]() | Индивидуальная работа по карточкам Решают ребус, выдвигают предположения. (сокровища) _ Это сундук с драгоценностями, золотом, клад. - Природное богатство, всемирное наследие. - Толковый словарь Работают со словарной статьёй толкового словаря русского языка - Существуют природные и культурные сокровища. Работа в парах: составляют кластер Слушают песню, высказывают своё мнение. - Песня о Родине. Составляют алгоритм работы с толковым словарем. - Само слово - его грамматические признаки, лексическое значение слова, примеры употребления этого слова в речи. Разбирают словарную статью слова «Родина» Отвечают на вопросы Определяют с помощью учителя тему урока. Формулируют учебные задачи. -…достопримечательности Тульского края. - …находить и представлять необходимую информацию, находить лексическое значение слова. Выстраивают логические связи, объясняют правописание орфограмм Самостоятельно формулируют вывод. | ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям. РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. ПУУД: ориентируется в своей системе знаний:отличает новое от уже известного. Работает с ИКТ. | ||
Физминутка | Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» В классе карточки: ДА, НЕТ Движения рук в сторону карточек (согласен/не согласен с высказываниями) - Слово имеет лексическое значение. - Лексическое значение слова можно узнать во фразеологическом словаре. - Слова во всех словарях располагаются в алфавитном порядке. - Значение каждого слова разъясняется в словарной статье. - Если слово имеет несколько значений, оно называется однозначным. - Если слово имеет несколько значений, каждое из них разъясняется и выделяется цифрой (1, 2). - Слова, имеющие два и более значений, называются многозначными. | Выполняют движения рук | ||
· Включение в систему знаний и повторение: практическое закрепление нового и известного материала. · Цель: - применять усвоенные знания и способы учебных действий в условиях решения учебных заданий; - выработать у обучающихся последовательность действий при работе с информацией; закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения; -способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи обучающихся | - Люди какой профессии рассказывают о сокровищах земли? (репортер/корреспондент) Что для этого ему необходимо? Кто помогает корреспонденту? (телеоператор) Я вас приглашаю в нашу школьную телекомпанию «Телекомпания 3 и 4 TV. Вы отправляетесь в командировку по Тульской области. Дифференцированная самостоятельная работа с последующей презентацией результатов. - Сейчас нам предстоит интересная работа в группах. Работа в группах. (3 группы – 3 задания: «Куликово поле», «Ясная поляна», «Тульский Кремль») В каждой работе 5 заданий, если последовательно выполните все задания, у вас получится репортаж. От каждой группы выходят корреспондент и телеоператор, представляют свой репортаж. Критерии самооценки групповой работы. 1. Работа с информацией. · Соответствие подобранной информации теме; · Полнота информации 2. Представление результатов работы · Грамотное изложение; · Творческий подход 3. Активность участия в обсуждении всех членов группы. (За каждый пункт – 1 балл) - У каждой программы есть свой рейтинг. Предлагаю вам проголосовать за наиболее понравившийся репортаж. - Что показывает данная диаграмма? (1, 2, 3 место) | Строят монологическое высказывание, участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения. Работа в группе на карточках, представляют результаты работы, осуществляют взаимоконтроль, оценивают свои действия. Прикрепляют стикеры на доску, анализируют получившуюся диаграмму. Оценивают свои действия. Наблюдают, сравнивают, делают умозаключение. | КУУД: оформляет свои мысли в устной и письменной форме; слушает и понимает речь других. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы с помощью учителя. | |
Физминутка | В классе карточки: ФЛАГ, ГИМН, ГЕРБ Движения рук в сторону карточек (по лексическому значению найти карточку - ответ) - Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. - Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. - Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой. - Как эти слова связаны со словом Родина? | Выполняют движения рук | ||
· | - По результатам наших командировок предлагаю составить фотоколлаж на тему «Нет земли краше, чем Родина наша». Приём «Синквейн» Ребята с красными эмблемами составят синквейн со словом «Родина». Индивидуальное задание одному учащемуся: создать видеоролик в программе Moviе Maker «Край родной, навек любимый» | Составляют фотоколлаж, сочиняют синквейн, работают в программе Moviе Maker | ||
Рефлексия деятельности на уроке. Цели: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - оценить собственную деятельность на уроке; | Подведём итог работы на уроке. - Какие цели ставили? Достигли цели? - Оцените свою деятельность на уроке, выбрав утверждение, с которым вы согласны. На доске две пословицы, записанные на желтом и оранжевом фоне: 1. Дело мастера боится. (Вы уверены в своих знаниях). 2. Добрый разум не наживают разом. (Есть небольшие затруднения, вам ещё нужно поработать). У вас в конвертах две полоски: желтого и оранжевого цвета. Выберите ту полоску, которая соответствует цвету одной из пословиц. - Вы замечательно поработали на уроке. - Предлагаю поделиться вашим настроением на уроке. Просигнальте светофорчиком: ЗЕЛЕНЫЙ – все получилось, справился со всеми заданиями. ЖЕЛТЫЙ– не все получилось, остались вопросы КРАСНЫЙ – ничего не понятно, с заданиями не справился. | Работают со слайдом презентации: Задачи урока. Выбирают полоску соответствующего цвета и прикрепляют к доске | РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
Домашнее задание - обсудить и записать домашнее задание. | Задание по выбору: · Выполнить задание в учебнике на стр. · Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени Экскурсовода, и предназначен он для туристов, посещающих Тульскую область. Приём «Рафт» Р – роль (Экскурсовод). А – аудитория (кому вы будете писать – туристам). Ф – форма (рассказ). Т – тема (достопримечательности Тульской области). | |||