ФИО учителя: | «+ » | «-» | Примечание | |
Основные компоненты урока | Организация урока. Постановка цели. Выделение главного на уроке. Своевременный контроль. Активная занятость учащихся. Самостоятельная работа. Практическая работа. Четкая структура урока. Плотность урока. Результативность. Уровень обучения. | |||
Формы и методы работы | Проблемно-поисковые. Словесно-наглядные. Новые формы и методы. Индивидуальный дифференцированный подход. Использование ТСО. | |||
Личность | Умение владеть классом. Личная культура. Педагогический такт. Эрудиция. Взаимоотношения с учащимися |
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом?
Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий (нужное подчеркните).
Второй вариант общей схемы анализа урока
1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3. Организационное начало урока:
· готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
· подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
· подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
4. Организационная структура урока:
· мобилизующее начало урока;
· последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
· насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
5. Анализ содержания учебного материала урока:
· обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
|
· соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
· соотношение практического и теоретического материала;
· связь с жизнью и практикой и т.д.
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
- цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
- обоснование выбора методов обучения;
- пути реализации дидактических принципов в обучении;
- индивидуализация и дифференциация в обучении;
- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
7. Деятельность учителя:
· научность и доступность изложения новых знаний;
· использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
· организация закрепления учебного материала;
· организация самостоятельной работы учащихся;
· проверка и оценка знаний и умений учащихся;
· вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
· отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
· задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
· пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
· эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
· контакт учителя с классом и т.д.
8. Деятельность учащихся:
· подготовка рабочего места;
· поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
· интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
· состояние их устной и.письменной речи;
· знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
|
· отношение учащихся к учителю;
· степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
9. Выводы:
· выполнение плана урока;
· достижение целей урока;
· особенно интересное и поучительное на уроке;
· что произвело на уроке наибольшее впечатление;
· какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
· оценка урока.
С помощью приведенной общей схемы можно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:
1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
10. За счет чего обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?
11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?