Игра «Самая-самая».
Назовите «самую-самую» профессию:
1. Самая зелёная профессия – садовод, лесник, цветовод и др.
2. Самая сладкая профессия – кондитер.
3. Самая денежная профессия – банкир.
4. Самая волосатая профессия – парикмахер.
5. Самая детская профессия – воспитатель, учитель, педиатр.
6. Самая смешная профессия – клоун, пародист.
7. Самая общительная профессия – журналист, экскурсовод, учитель.
8. Самая серьёзная профессия – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.
9. Самая опасная профессия – сапёр, каскадёр.
10. Самая бумажная профессия – бухгалтер, экономист, библиотекарь.
Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. (Учитель обращает внимание учащихся на высказывания, записанные на доске.) К выбору профессии нужно подходить очень серьёзно: посоветоваться с родителями, взвесить свои возможности, обратить внимание на своё здоровье и выбрать профессию так, чтобы будущая работа приносила удовлетворение вам и пользу обществу.Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.Выбрав для себя будущую профессию, будьте настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве. И, я думаю, тем самым, вы принесёте пользу себе, обществу и стране в целом.(Учащиеся подходят к выставке литературы и тематическим материалам, подготовленным учителем, для ознакомления.)
Приложение 1
Пословицы о труде
Труд человека кормит, а лень портит.
Слаще всех плодов – плод своего труда.
Зеркало человека – его труд.
Что посеешь – то и пожнёшь.
Сам трудишься – чужой труд оценишь.
Не спеши языком – торопись делом.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Дело мастера боится.
Труд умелые руки любит.
Терпенье и труд все перетрут.
Наскоро делать – переделывать.
Люби дело – мастером будешь.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
Делу время, потехе час.
Кто любит труд, того люди чтут.
Приложение 2
Классификация профессий по Е.А. Климову
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов:
1. «Человек – природа»;
2. «Человек – техника»;
3. «Человек– человек»;
4. «Человек – знаковые системы»;
5. «Человек – художественный образ».
«Человек– природа» – здесь главный, ведущий предмет труда – живая и неживая природа.Это: агроном, геолог, лесник, овощевод, зоотехник, ветеринар и др.
«Человек – техника» – включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это самое большое подразделение, так как с техникой связаны почти все профессии. К типу «человек – техника» принадлежат такие профессии, как сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер, столяр, ткач, слесарь, сборщик часови т.д.
«Человек– человек» – здесь главный предмет труда – люди.Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, парикмахер и т.д.
«Человек–знаковые системы» – в этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки– тексты, чертежи, схемы, карты, таблицы, формулы, дорожные знаки. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер и т.д.
«Человек – художественный образ» – к этому типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актёр, закройщик и т.д.
Приложение 3
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова
Инструкция к тесту
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться, и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут.
Тестовый материал
1а. Ухаживать за животными | 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а. Помогать больным | 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин |
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | 3б. Следить за состоянием, развитием растений |
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать |
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи | 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а. Лечить животных | 10б. Выполнять вычисления, расчёты |
11а. Выводить новые сорта растений | 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять | 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
16а. Делать лабораторные анализы в больнице | 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов |
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. | 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Ключ к тесту
Тип профессии | Номера вопросов |
Человек-природа | 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а |
Человек-техника | 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а |
Человек-человек | 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а |
Человек-знаковые системы | 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б |
Человек-художественный образ | 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б |
Интерпретация результатов теста
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессии, который получил максимальное количество баллов.
Приложение 4