Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова




Игра «Самая-самая».

Назовите «самую-самую» профессию:

1. Самая зелёная профессия – садовод, лесник, цветовод и др.

2. Самая сладкая профессия – кондитер.

3. Самая денежная профессия – банкир.

4. Самая волосатая профессия – парикмахер.

5. Самая детская профессия – воспитатель, учитель, педиатр.

6. Самая смешная профессия – клоун, пародист.

7. Самая общительная профессия – журналист, экскурсовод, учитель.

8. Самая серьёзная профессия – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.

9. Самая опасная профессия – сапёр, каскадёр.

10. Самая бумажная профессия – бухгалтер, экономист, библиотекарь.

Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. (Учитель обращает внимание учащихся на высказывания, записанные на доске.) К выбору профессии нужно подходить очень серьёзно: посоветоваться с родителями, взвесить свои возможности, обратить внимание на своё здоровье и выбрать профессию так, чтобы будущая работа приносила удовлетворение вам и пользу обществу.Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.Выбрав для себя будущую профессию, будьте настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве. И, я думаю, тем самым, вы принесёте пользу себе, обществу и стране в целом.(Учащиеся подходят к выставке литературы и тематическим материалам, подготовленным учителем, для ознакомления.)

Приложение 1

Пословицы о труде

Труд человека кормит, а лень портит.

Слаще всех плодов – плод своего труда.

Зеркало человека – его труд.

Что посеешь – то и пожнёшь.

Сам трудишься – чужой труд оценишь.

Не спеши языком – торопись делом.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Дело мастера боится.

Труд умелые руки любит.

Терпенье и труд все перетрут.

Наскоро делать – переделывать.

Люби дело – мастером будешь.

Кто работы не боится, у того она и спорится.

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Делу время, потехе час.

Кто любит труд, того люди чтут.

 

Приложение 2

Классификация профессий по Е.А. Климову

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов:

1. «Человек – природа»;

2. «Человек – техника»;

3. «Человек– человек»;

4. «Человек – знаковые системы»;

5. «Человек – художественный образ».

«Человек– природа» здесь главный, ведущий предмет труда – живая и неживая природа.Это: агроном, геолог, лесник, овощевод, зоотехник, ветеринар и др.

«Человек – техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это самое большое подразделение, так как с техникой связаны почти все профессии. К типу «человек – техника» принадлежат такие профессии, как сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер, столяр, ткач, слесарь, сборщик часови т.д.

«Человек– человек» здесь главный предмет труда – люди.Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, парикмахер и т.д.

«Человек–знаковые системы» в этом типе профессий главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки– тексты, чертежи, схемы, карты, таблицы, формулы, дорожные знаки. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер и т.д.

«Человек – художественный образ» – к этому типу можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актёр, закройщик и т.д.

Приложение 3

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Инструкция к тесту

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться, и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут.

 

Тестовый материал

1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчёты
11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Ключ к тесту

Тип профессии Номера вопросов
Человек-природа 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек 2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковые системы 2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б

Интерпретация результатов теста

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессии, который получил максимальное количество баллов.

Приложение 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: