Рабочая программа дисциплины (модуля)
Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста (практикумом)
Направление подготовки/специальность
050400.62 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование)
Профиль подготовки/специализация
Практическая психология в образовании
(название)
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Улан-Удэ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Дисциплина «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста (практикумом)» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.8)
Курс «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста (практикумом)» рассчитан на студентов, освоивших базовые педагогические понятия и основы теории педагогики в ходе изучения следующих дисциплин: «Психология», «Педагогика».
Цель дисциплины: Определить место игры и игрушек в воспитательно-образовательном процессе ОУ и семьи, выявить особенности применения различных игр в процессе обучения и воспитания.
Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста (практикумом)» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.8.)
Для освоения дисциплины «Семейная педагогика» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Психология», «Педагогика».
Освоение данного курса «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста (практикумом)» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Детская психология», «Семейная педагогика», прохождения педагогической практики, подготовки курсовых проектов.
|
1.2. В результате освоения дисциплины студент должен [1]:
знать:
- об основных понятиях и категориях игровой деятельности как явления культуры, основных тенденциях развития данного вида деятельности,
- о содержании, механизмах и возрастных своеобразиях организации игр с детьми дошкольного возраста,
- разнообразные теории и классификации игр и игрушек,
уметь:
- раскрывать содержание основных видов игр, характерных для детей,
- осуществлять взаимодействие с детьми в процессе организации игр, игровых упражнений.
владеть:
· навыками систематизации различных видов игр, планирования различных видов игр.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины[2]:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10),
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).
II. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет _______зачетные единицы, _______часа.
№ п/п | Название блоков (разделов, модулей) дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Оценочные средства | ||||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы | СРС | Тип контроля | Форма контроля | |||
Игра – традиционное явление культуры | - | - | темат | Тезисы конспект | ||||
Игра как ведущий вид деятельности детей | - | - | темат | Историческая справка, дискуссия | ||||
Классификация игр | - | - | темат | СЛС | ||||
Психолого-педагогическая проблема организации сюжетно-ролевой игры | - | - | темат | Анализ программы воспитания | ||||
Народные игры | - | - | темат | Эссе | ||||
Игры с готовым содержанием и правилами | - | - | темат | Методика проведения | ||||
О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях | - | темат | Экспертиза игрушек, | |||||
Классификация игрушек | - | - | темат | СЛС | ||||
Народные игрушки | - | - | темат | Историческая справка | ||||
Игрушки детей разных континентов и культур | - | - | темат | Сравнительный анализ, экскурсия | ||||
Подготовка к зачету, зачет | - | - | - | итоговый | ||||
Всего часов | - | - |
III. Тематическое планирование курса
|
Семинарские занятия
Название темы | Содержание |
1. Игра – традиционное явление культуры | Связь игры с важнейшими сторонами культуры и воспитания. Народные игры как традиционное явление культуры. Национальное и общечеловеческое в традициях игровой культуры народов Бурятии и России. |
2. Игра как ведущий вид деятельности детей | Игра как социально-педагогический феномен культуры общества. Характеристика психолого-педагогических исследований (Д.Б.Эльконин, С.А.Шмаков, А.С.Прутченков, Д.В.Менджерицкая, Г.Спенсер, К.Гросс, И.Хейзинга и др.). Основные концепции игры. Классификация игр, их основание. |
3. Классификация игр | Виды игр дошкольников. Структура игры. Игра как форма организации жизнедеятельности. Место игры в педагогическом процессе детского сада. Классификация игр. |
4. Характеристика сюжетно-ролевой игры. | Характеристика сюжетно–ролевой игры. Этапы становления и основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста |
5. Народные игры | Значение народных игр в жизни детей. деятельности. Организация и проведение народной игры. |
6. Игры с готовым содержанием и правилами | Дидактические игры, их особенности и значение. Подвижные игры, их виды, значение. Самостоятельная организация и проведение игры. |
7. О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях | Ознакомиться с требованиями Санэпиднадзора и Госстандарта РФ к игрушкам. Психолого-педагогическая экспертиза. Провести анализ нормативных документов. |
8. Классификация игрушек | Разработать СЛС классификации игрушек по различным источникам. |
9. Народные игрушки | История возникновения детских народных игрушек. Значение игрушки как фактора социализации. Классификация и анализ народных игрушек. Определить педагогическую ценность народных игрушек. Выявить половозрастные особенности детских игрушек. Проанализировать воспитывающие и развивающие функции игрушек. |
10. Игрушки детей разных континентов и культур | Подготовить аналитические сообщения по истории возникновения различных игрушек на континентах и в различных культурах. |
самостоятельная работа студентов
|