Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, не умение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).
На первый взгляд кажется, что травма ребенка-явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм" представляется чем-то хаотичным и неуправляемым.
Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации.
Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать.
По видам:
- падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
- падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша);
- ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож);
- ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
- ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
- обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
- укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
- отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
- повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
- ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом);
занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
Травмоопасные ситуации:
- в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег, наперегонки, спрыгивания и т.д.);
|
- в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах;
во время игр на проезжей части.
Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой.
На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях.
Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено.
Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок.
На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними. В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения -уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами).
|
В помещении, на участке детского сада, во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами.
Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику.
Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными: занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес и т. д.
Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта.
Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Дошкольники с удовольствием раскрашивают контурные копии, объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие.