Лабораторная работа № 5
Словари антонимов
Словарь
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978.
Литература
1. Новиков Л.А. Антонимия и словари антонимов. – В кн.: Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка.
2. Статьи “От автора”, “Как пользоваться словарем”, “Условные сокращения и знаки, принятые в словаре”.
3. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1978.
4. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростовский ГУ, 1971.
5. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1981.
Задание № 1
Дайте полные ответы на вопросы:
1. Как понимается явление антонимии составителем Словаря антонимов М.Р.Львовым (содержание явления; круг слов, вступающие в антонимические отношения; определение)?
2. Как учитывается в словаре многозначность слова, вступающего в антонимические отношения? Показать на 2-3 примерах.
3. Какая классификация антонимов предлагается словарем? Чем отличается эта классификация от той, которая дана в учебнике М.И.Фоминой? Выписать типы антонимов по М.Р.Львову и снабдить их примерами из словарных статей словаря.
4. Как практически отражается в словаре способность одного слова иметь несколько синонимичных антонимов? Показать на2-3 примерах.
5. Как относится словарь к проблеме языковых и речевых антонимов? Какие включены в данный словарь, какие – нет и почему? В какой справочной литературе следует искать контекстуальные противопоставления (антитезы)?
6. К какому из трех типов словарей следует отнести Словарь М.Р.Львова? Как растолковать его характеристику “нормативный словарь-справочник”?
7. Каков основной принцип расположения антонимических пар в словаре вообще и его словарной статье в частности?
8. Какая лексема избирается в качестве вокабулы словарной статьи? Какая антонимическая пара используется как доминанта? Объясните на примере одной словарной статьи.
9. С какой целью словарь снабжен указателем? Как им пользоваться? Как расположены слова в нем?
10. Выпишите из словаря по две антонимические пары а) разнокорневые, б) однокорневые, в) с энантиосемией.
11. Приведите 3 примера полисемичных слов, каждое значение которых вступает в антонимические отношения с разными словами.
Задание № 2
Сделайте полный анализ одной словарной статьи, охарактеризуйте антонимические возможности заголовочного слова: антонимы, их отличительные свойства, противопоставление основных или второстепенных значений, структурный тип антонимии, стилистическая окраска, варианты, иллюстрации и т.д.
Задание № 3
Изучите “Приложение 1” и “Приложение 2” к словарю. Приведите по два примера антонимических пар разных способов словообразования. Отметьте те антонимические пары, которые содержат противопоставляемые словообразовательные элементы.
Лабораторная работа № 6
Фразеологический словарь
Словари и справочники
1. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И.Молоткова. М., 1967.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М., 1966.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 198…
Литература
1. Вступительные статьи к указанным словарям.
2. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. (“Фразеологические единицы…”, “О различных критериях выделения фразеологических единиц”).
3. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка.
4. Ожегов С.И. О крылатых словах (по поводу книги Н.С. и М.Г.Ашукиных “Крылатые слова”). – В кн.: Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.
5. Ожегов С.И. О структуре фразеологии (в связи с проектом фразеологического словаря русского языка).- Там же.
6. Молотков А.И. Основы русской лексикографии русского языка. Л., 1977 (“Фразеологизмы русского языка как объект лексикографии”).
Задание № 1
Опираясь на конкретные примеры (по выбору) из книги Ашукиных и из “Фразеологического словаря” покажите различия помещенного там материала (“крылатые слова” и “фразеологизмы”: чем они отличаются?), различие источников для такого материала.
В чем отличие словарных статей обеих книг (содержание, структура). Из книги Ашукиных приведите по 2-3 примера “крылатых слов”, которые могут считаться фразеологизмами и которые таковыми не являются. Объясните, почему?
Задание № 2
Выпишите по два фразеологизма со значениями из “Фразеологического словаря русского языка” и “Школьного фразеологического словаря русского языка”.
Прокомментируйте сведения, полученные в словарях: моносемия или полисемия характеризует семантику данной единицы; при полисемии объясните последовательность расположения толкований значений и оттенков. Раскройте грамматические свойства данных фразеологических единиц. Отметьте наличие вариантов, синонимов в словарных статьях. Укажите общее и различное в характере информации в каждой из статей.
Задание № 3
1. Какова последовательность расположения информации в словарной статье словаря?
2. Что значит “факультативный компонент фразеологизма и как он подается в словаре?
3. Чем отличается подача фразеологизма во “Фразеологических словарях” и толковых словарях? Цели?
4. Что значит “обязательное словесное окружение” фразеологизма и как оно дается в словаре?
5. Для чего используются в словаре следующие знаки: <…>, […], (…). Приведите примеры.