ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.




«Педагогика слепа без психологии,

а психология мертва без педагогики».

(Евгений Александрович Ямбург)

 

Введение ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса [2].

Согласно требованиям нового стандарта, метапредметные и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести учащихся на высокий метапредметный и личностный результат педагог может только в результате систематической, постоянной работы над формированием универсальных учебных действий в течение всего периода обучения детей в основной школе. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути формирования УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг [2].

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения [1].

Психологический мониторинг – комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель [1].

Психологический мониторинг в школе реализует следующие задачи:•получение максимально полной психологической информации, характеризующей интеллектуально-познавательный, мотивационно-личностный потенциал ребенка, а так же межличностное взаимодействие участников образовательного процесса; •предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня; •структурирование системы психолого-педагогических коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий.

Реализация задач в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: психологическая диагностика —> анализ результатов —> рекомендации, консультация —> коррекционно-развивающие и профилактические мероприятия.

При помощи психологического мониторинга отслеживается формирование универсальных учебных действий учащихся [2]:

•познавательных;

•личностных;

•регулятивных;

•коммуникативных.

Для изучения процесса развития УУД необходим диагностический инструмент (методики).

В ФГОС прописано, чему должен научиться ребенок на каждом этапе обучения. Стандарт устанавливает три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные. Изучением предметных результатов занимается учитель, изучением личностных и метапредметных – психолог [2].

Параметры психологического мониторингаесть единые с 1 по 6 класс, а есть отличающиеся, в зависимости от задач развития: -единые н-р, «Психологический климат в классных коллективах»;

-отличающиеся – н-р, «Адаптация учащихся 1,5 классов».

Периодичность проведения психологического мониторинга - на всех ступенях обучения.

Психологическим мониторингом охватываем всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

Итоговый результат психологического мониторинга предоставляется на различных уровнях [3]: 1 уровень – информация для ученика. 2 уровень – информация для учителя. 3 уровень – информация для управленческого звена.

В рамках психологического мониторинга в условиях реализации ФГОС осуществляется психологическое сопровождение различных категорий учащихся (одаренных детей и детей с высоким уровнем интеллектуального развития, детей с ОВЗ и детей – инвалидов, учащихся СКК VII вида, подростков «группы риска»).

Работа с учащимися СКК VII вида, в режиме психологического мониторинга позволяет осуществлять:

- систематическую диагностику развития детей в данных классах; - отслеживать эффективность обучения детей по программам СКК VII вида;

- разрабатывать специальные индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы, индивидуальные образовательные маршруты.

Психологический мониторинг в специальных (коррекционных) классах выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, социализации. На основе детального анализа психологических особенностей учащихся - специфики их познавательной деятельности, интеллектуальной сферы, а также ряда личностных особенностей возможно определить некоторые пути предупреждения и преодоления стойкой неуспеваемости, оптимальные пути их обучения. Смысл психологического мониторинга - это раскрытие потенциальных возможностей ребёнка, использование их как опоры в работе с ним [4].

Работа с одаренными детьми в режиме психологического мониторинга позволяет решить задачи:

- систематическая диагностика развития интеллекта (мыслительных процессов учащихся;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов; - формирование адекватной самооценки; - охрана и укрепление физического и психологического здоровья; - профилактика неврозов;

- предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

- развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей [3].

Сегодня большинство педагогов нашей школы считают мониторинг неотъемлемой частью образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Систематическое отслеживание результатов из года в год позволяет увидеть:

- динамику изменения УУД ученика;

- проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, - приводит к пониманию закономерностей возрастного развития; - позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательного процесса;

- помогает оценить успешность проведенных коррекционных и профилактических мероприятий [3].

Таким образом, можно отметить, что психологический мониторинг делает работу педагога – психолога и каждого педагога образовательного учреждения более целенаправленной, систематизированной и эффективной в условиях реализации ФГОС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алехина С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования. Пособие для студентов психологического факультета. – М.: МГППУ, 2007.

2.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

3.Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва, 2001.

4.Серякина А.В. Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО: методическое пособие для образовательных учреждений. Изд-во Саратов:

ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 346 с.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: