Лекция 5. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ




ОГКП.

Человек приходит в готовый, задолго до него состоявшийся, сложившийся мир. С момента рождения начинается процесс формирования личности во взаимодействии с окружающими людьми. Человек не рождается социальным, он приобретает социокультурный опыт в течение жизни. Культура не наследуется генетически, она имеет надбиологический характер. Культура выступает как пространство и время человека и общества.

Изучением проблем существования человека занимаются разные науки: философия, антропология, психология, социология и др. Они исследуют все многообразие проявлений жизни человека: его психику и физиологию, духовную жизнь, социальную и экономическую деятельность, его способность к творчеству. В чем же специфика культурологического подхода? Ведущий метод культурологических исследований – аксиологический – позволяет рассматривать личность через систему ценностей, которые формируются в процессе преобразования окружающего мира и самого человека. Именно ценностное понимание мира человека определяет сущность культуры, с культурологической точки зрения.

Человек становится предметом культуры в следующих основных проявлениях его бытия. Прежде всего, человек есть часть природы и поэтому существо природное. Природное начало – это основа возможности культурного развития: все его способности и умения имеют определенный природный субстрат – человеческий мозг, руки, органы чувств.

Однако полнота бытия человека не исчерпывается природным началом. Над ним надстраивается надорганическое его бытие, делающее человека и социальным, и культурным существом. В этом качестве человек выступает на трех уровнях своего проявления. Во-первых, он осознает себя как человеческую личность в ее индивидуальном бытии и богатстве всех присущих ей свойств и характеристик. В то же время человек осознает себя и частью общества, в культуре которого он укоренен. При расширении его культурного кругозора он начинает осознавать себя и частью человечества, ощутив свое единство с ним.

Что же вкладывается в понятие «личность»? Личность (от лат. – persona) – это социокультурное качество индивида, характеризующее его включенность в сферу общественных отношений. Исходным моментом для выявления понятия «личность» следует считать категорию «индивид». Под «индивидом » понимают единичного представителя человеческого рода, который является конкретным носителем всех физических и социальных черт человечества. Личность выступает как итог развития индивида, наиболее полное воплощение его человеческих качеств.

Понятие «индивидуальность » указывает на самобытность, оригинальность и неповторимость личности, на многообразие ее способностей, подразумевая всю совокупность социально значимых качеств.

Личность – это индивидуальный способ бытия человека, а индивидуальность – это общественный способ существования индивида. Человеческая личность – сложный социальный феномен, имеющий свою структуру, которая включает биологические, психологические и социальные компоненты. К биологическим относятся развитые в процессе эволюции особенности природы человека, психологические включают в себя целостные чувственно-эмоциональные характеристики человека.

Социальные элементы структуры личности включают: социальные потребности; способность к творчеству в различных сферах деятельности; степень овладения культурными ценностями данного общества; нравственные нормы, принципы, убеждения личности. В социальном компоненте определяющим является деятельность личности. Вне конкретной деятельности анализ социальной структуры личности невозможен.

Какие же факторы влияют на формирование личности в культуре?

– культурно-исторические, национальные традиции;

– ценности культуры (нравственные, художественно-эстетические);

– социально-культурный опыт;

– религиозные верования;

– социальные институты культуры.

Становление личности происходит в процессе социализации и инкультурации. Социализация – это процесс включения индивида в общественные отношения, усвоение и активное воспроизведение им социокультурного опыта: социальных норм, ролей, установок, традиций. Социализация продолжается в течение всей жизни. В этом процессе принимают участие семья, ближайшее окружение, система образования, государство. Благодаря социализации личность реализует себя в обществе, приобретает свой социальный статус, свою социальную роль. В процессе социализации человек обретает социальную природу, формирует свой внутренний мир.

Социализация выступает механизмом формирования личности, т. е. превращения индивида в личность и субъект деятельности. Содержательное, конкретно-историческое наполнение процесса социализации раскрывается через понятие инкультурации.

Инкультурация – это процесс приобщения индивида к культуре, выработки им навыков, манер, норм поведения, освоения форм мышления и эмоциональной жизни, присвоения культурных ценностей и традиций, характерных для определенного типа культуры. Инкультурация предполагает наличие таких культурных элементов, как языковая система, ценностно-смысловые ориентиры, совокупность накопленных достижений в культуре, традиции и формы преемственности.

Процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать как член общества.

По отношению к культуре всякая личность выступает как:

продукт культуры – в процессе социализации и инкультурации человек усваивает ценности культуры, технологии деятельности и нормы взаимодействия с другими людьми. Информация обыденного и специализированного характера, осмысление художественных образов, постижение нравственных категорий формируют личность на протяжении всей жизни;

потребитель культуры – человек использует нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике, он пользуется языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими нормами как данными ему в готовом виде инструментами и способами самореализации;

производитель, творец культуры – человек творчески порождает новые формы культуры. В процессе овладения достижениями культуры он преобразовывает, обогащает, изменяет окружающий мир, открывает новое, т. е. становится творцом культуры;

транслятор культуры – воспроизводя какие-либо образцы культуры в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям. Осваивая социокультурный опыт (язык, обычаи, нравы, традиции), человек становится носителем культуры.

Таким образом, культура есть система специфических способов и форм познания, оценки, коммуникации, социальной интеграции, регуляции, механизмов адаптации личности.

На основе природных и социальных качеств формируются такие культурные свойства личности, как ментальность и духовность.

Ментальность (от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) – относительно устойчивый характер особенностей сознательно-бессознательного мировосприятия и поведения, обусловленный глубинными национально-историческими культурными традициями. Ментальность характеризует специфический уровень индивидуального и коллективного сознания и представляет собой особый тип мышления. Восприятие мира формируется в глубинах подсознания, поэтому ментальность – то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представления человека о мире.

Важнейшей составляющей бытия личности является духовный мир. Это сфера внутреннего, субъективного мира, в котором человек определяет свои нравственные, религиозные ориентиры и направляет творческие и интеллектуальные возможности. Они выражаются в определенных видах деятельности (создание произведений искусства, разработка новых открытий, формулировка оригинальных идей), в определенных формах поведения, системе ценностей.

Одним из основных компонентов человеческой духовности является мировоззрение. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения. Сущностью мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру в целом, месте и назначении человека в этом мире. Значение мировоззрения заключается в том, что оно выступает объединяющим компонентом, который обеспечивает целостность общественного сознания. Через мировоззрение общественное сознание в целостном виде воздействует на человека, интегрируя все стороны его деятельности и поведения в осмысленную жизненную позицию.

Особым свойством духовности является толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – умение человека быть терпимым, снисходительным к чужому мнению, другой культуре, религии, традициям, это способность личности принимать различные точки зрения. Толерантность является признаком уверенности в себе, осознания своих собственных позиций, не избегающих духовной конкуренции.

С духовной сферой жизни человека связано явление интеллигентности. Интеллигентность – это качество и социальная функция личности, проявляющаяся в деликатности, внутренней гармонии, стремлении и способности разрешать противоречия. Интеллигент – человек, в котором сочетаются высокий интеллект, художественный вкус, нравственные принципы, способность в повседневных обстоятельствах сохранять объективность, достоинство, благородство.

Когда человек характеризуется высоким творческим потенциалом, высоконравственным поведением, ориентирован на высокие моральные ценности, то он, по существу, обладает духовностью. Духовность всегда связывают с выходом за пределы личных интересов, расчетов, индивидуальной пользы.

Итак, культура – форма бытия человека, которая служит самопознанию, способствуя самоидентификации человека, т. е. определению «кто я в мире», помогает понять свои возможности и особенности, уровень притязаний, позволяет самореализоваться в жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: