Развитие отечественной психологии




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

 

Специальность: «Педагогика дополнительного образования»

 

КОНСПЕКТ

на тему:

«Основные направления западной психологии»

и

«Развитие отечественной психологии»

 

Выполнил: студент группы 31А Косолапов Владимир Алексеевич
Проверил: преподаватель высшей квалификационной категории Алексеева Ирина Анатольевна

 

Санкт-Петербург

2019 год

Основные направления западной психологии

I. Бихевиоризм - это движение в психологии, которое полностью отрицало сознание человека как самостоятельное явление и отождествляло его с поведенческими реакциями индивида на различные внешние раздражители. Проще говоря, все чувства и мысли человека сводились к двигательным рефлексам, вырабатываемым у него с опытом в течение жизни.

II. Э. Толмен (1886-1959), К.Халл (1884-1953), Б. Скиннер (1904-1990)

III. Они считали, что сознание человека, его мысли, чувства, переживания - слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что можно точно наблюдать в поведении и фиксировать. Психология стала пониматься ими как наука о поведении. Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах «S-R: стимул - реакция». В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихевиоризма, признали, что формула «S-R: стимул - реакция» не может полностью описать поведение и деятельность, причем не только у человека, но и у животных.

 

 

I. Психоанализ - это психотерапевтический метод, строящийся на анализе неявных, подавленных переживаний индивида. В психоанализе человека основополагающим источником невротических проявлений и разнообразных патологических заболеваний считается выталкивание из сознания неприемлемых стремлений и травмирующих переживаний.

II. 3. Фрейд (1856-1939).

III. 3. Фрейд был врачом, и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов. 3. Фрейд обратил внимание, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте и связанными с реальными или воображаемыми сексуальными домогательствами со стороны близких взрослых противоположного пола. Подобные травмы вызывали у своих носителей тяжелые переживания, осознание которых могло оказаться невыносимым для ребенка. Обращение к детскому опыту для понимания переживаний взрослого человека было важнейшим открытием 3. Фрейда. Для лечения заболеваний такого типа 3. Фрейд использовали разные методы.

Методы психоанализа

· Гипноз

это промежуточное состояние сознания между сном и бодростью, при котором происходит целенаправленное воздействие гипнологом на психику для достижения необходимого психологического результата.

· Метод свободных ассоциаций

при использовании этого метода пациент лежит на кушетке, а врач побуждает говорить все, что тому придет в голову, не думая о том, насколько это глупо, мелко или неприлично, как он может выглядеть в глазах врача. Поскольку причина невротических симптомов скрыта в сфере бессознательного, и сам пациент даже не подозревает, что именно вытеснено, то врач должен уметь распознавать в словах пациента эти скрытые симптомы и помочь отреагировать вытесненные переживания

· Сновидения

Их содержание, по мнению 3. Фрейда, позволяет открыть неосознанные проблемы человека, а в дальнейшем - все то, что он назвал «психопатологией обыденной жизни» - всевозможные ошибки, оговорки, забывание того, что надо было сделать или взять с собой, а также шутки

 

3. Фрейд исходил из того, что существуют две основные мотивационные силы, направляющие всю жизнь человеческого организма.

1. инстинкты жизни (либидо)

2. инстинкты смерти

К 1. относится сексуальность. Ко 2. - деструктивные, разрушительные силы, которые могут быть направлены вовне (агрессия, ненависть) и внутрь себя (мазохизм, самоубийство). Эти две тенденции управляют психической энергией, причем источник энергии у каждого инстинкта свой.

Представление о связи инстинкта жизни с сексуальными влечениями привело 3. Фрейда к идее о том, что сексуальность человека не проявляется после наступления половой зрелости, он рождается с ней, и именно она является движущей силой развития человека. при этом 3. Фрейд не сводил сексуальность к половому акту. Он понимал ее гораздо шире - как получение удовольствия от различных частей тела. Человек рождается со стремлением удовлетворить инстинктивные желания. Он руководствуется принципом, который 3. Фрейд назвал принципом удовольствия.

Психика, с точки зрения 3. Фрейда, состоит из трех частей:

1. Ид

недоступная сознанию часть психической жизни. Именно здесь находятся инстинкты (и сексуальный, и агрессивный)

2. Эго

руководствуется принципом реальности, служа своеобразным посредником между ид и внешним миром. Эго сдерживает импульсы, идущие от ид, находит косвенные, окольные пути их удовлетворения. Оно получает из него энергию и служит удовлетворению идущих от ид стремлений, влечений.

3. Супер-эго

развивается из эго в процессе усвоения ребенком тех норм поведения и ценностей, которые воспитывают у него родители. Три основные функции супер-эго - нравственное сознание, формирование идеалов и самонаблюдение. После того как супер-эго сформировалось, функции контроля за поведением ребенка, которые изначально осуществлялись родителями, начинает осуществлять ребенок самостоятельно.

К.Г. Юнг (1875-1961) расходился с 3. Фрейдом в понимании сущности либидо. Он считал, что оно характеризует не только сексуальную энергию, но жизненную энергию в целом, в которой сексуальные импульсы составляют лишь часть. По-иному, чем 3. Фрейд, К. Юнг понимал и сущность бессознательного.

А.Адлер (1870-1937), центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству и чувство неполноценности. Он утверждал, что ребенок рождается на свет с определенным чувством неполноценности и неуверенности в себе, что обусловлено его беспомощностью и зависимостью от окружения. Это чувство порождает стремление к превосходству, т.е. к самоутверждению

Среди психоаналитиков, занимавшихся проблемами развития, особая роль принадлежит американскому психологу Э. Эриксону (1902-1994). Он разработал оригинальную концепцию развития личности человека от рождения до смерти. В основе этого процесса - обретение идентичности, т.е. представления о собственной полноценности, тождественности самому себе во времени, способности управлять своим «Я» в различных ситуациях, чувствовать себя способным к решению тех задач, которые ставит перед ним жизнь.

I. Гештальтпсихология

возникла в Германии. общепсихологическое направление, связанное с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности.

II. М. Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1967), В. Келер (1887-1967)

III. Психика должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов). Центральным для них явилось представление о том, что основные свойства гештальта нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Целое принципиально не сводимо к сумме отдельных его частей, более того, целое - это совсем другое, чем сумма его частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей. Так, музыкальная мелодия не может быть сведена к последовательности различных музыкальных звуков.

 

I. Генетическая психология Ж. Пиаж

это отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие основных форм психической деятельности животных и человека в их филогенезе и онтогенезе.

II. Ж. Пиаже (1896-1960)

III. Разработал теорию развития интеллекта. Его интересовало, как ребенок учится познавать и понимать окружающий мир, как в этом процессе формируется его мышление. Ж. Пиаже рассматривал развитие в процессе адаптации ребенка к окружающему миру. Центральным звеном этой адаптации, считал он, является умственное развитие, поскольку только оно может дать правильное представлениео мире и понимание его. Адаптация - активный процесс взаимодействия ребенка с окружением. Развиваясь, ребенок постоянно сталкивается с новыми ситуациями, задачами, проблемами. Их решение нарушает некоторый имеющийся у ребенка баланс, поэтому для того, чтобы вернуть чувство «уравновешенности», он начинает искать новые ответы на эти проблемы.

 

I. Когнитивная психология

cognitio - знание, познание. Рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем, которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем.

II. Его возникновение и развитие связаны с бурным становлением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управления и передачи информации.

III. Проводимые в ней исследования отождествляют мозг человека с машиной, существенно упрощая тем самым сложный, многообразный внутренний мир человека, рассматривая его как относительно упрощенные схемы и модели.

 

I. Гуманистическая психология

Возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Основная идея этого направления - это новый взгляд на развитие человека

II. К. Роджерс (1902-1987) А. Маслоу (1908-1970)

III. Основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь.

 

 

Развитие отечественной психологии

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений –

· философско-религиозного

· естественно-научного.

Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900).Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И.Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.О. Лосский (1870-1965) Они считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе направление связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов (1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942).

Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предмета психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались теории физиологии высшей нервной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: