Контрольная работа
по экономической теории
Тема: «Налоги и бюджет»
Чита, 2010 г.
ПЛАН
Введение
I. Бюджетный процесс и налоги с учетом делового цикла
II. Встроенные стабилизаторы - ориентир совершенствования налоговой системы
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая система и финансовая политика относятся к фискальной политике, которая распространяет свое действие на формирование доходов и расходов государственной казны (фиска). К фискальной политике относится ряд форм финансовой политики, такие как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. С помощью финансов стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей, частных предприятий и фирм, создают предпосылки для снижения издержек производства и повышения конкурентной способности фирм на рынке.
Финансы как экономический термин употребляется как в узком, так и в широком смысле слова.
В узком смысле слова, на бытовом уровне, финансы ассоциируются с деньгами или денежными средствами.
А в широком смысле слова, с научной точки зрения, финансы подразумевают движение наличных и безналичных денежных средств, формирование и распределение бюджетных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях:
· распределительной;
· контрольной;
· стимулирующей.
Распределительная функция проявляется в том, что:
во-первых, посредством налогов в государственный бюджет концентрируются средства, направляемые на решение народохозяйственных проблем;
во-вторых, с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, форм доходов граждан, направляя их на государственные нужды (инвестиции, оборону и т.д.).
Контрольная функция. Финансовый контроль исходит от высших органов государственной власти. На местном уровне непосредственный контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами, которые организуют работу по взиманию налогов и следят за своевременными их уплатами. Контроль за этими процессами идет через Министерство финансов РФ, Государственную налоговую службу и таможенные органы.
Стимулирующая функция финансов осуществляется следующим образом: манипулируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя правила налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей, регионов, увеличения числа рабочих мест, стимулирования инвестиций.
Совокупность финансовых отношений в пределах национальной экономики образует финансовую систему, которая включает в себя общегосударственные, отраслевые и территориальные финансовые отношения.
I. Бюджетный процесс и налоги с учетом делового цикла
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет (англ. - денежная сумка) как экономический термин имеет двоякий смысл: с одной стороны совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, государство, территория, предприятие, семья; с другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год.
Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы, ведущий механизм государственного регулирования экономикой.
Бюджетное устройство зависит от социально-экономического строя. Государственная бюджетная система России в настоящее время состоит из трех звеньев: федеральный бюджет России, бюджет административно-территориальных образований и местные бюджеты.
Бюджетное устройство России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.
Бюджетный процесс - это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В большинстве стран мира, в том числе и России, бюджетный процесс охватывает четыре основные стадии:
· составление и утверждение бюджета;
· исполнение бюджета;
· составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Продолжительность бюджетного процесса составляет около трех лет, при этом составление, рассмотрение и утверждение занимают около 20 месяцев, исполнение - календарный год, составление отчета и его утверждение - 5 месяцев.
Все перечисленные бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств.
Ведущим звеном бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства.
С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение ВНП. В бюджете отражается структура расходов и доходов государства.
В таблице 1 (Приложение 1) приводится примерная схема доходов и расходов федерального бюджета РФ.
Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений.
Налоги - это обязательные (принудительные) сборы, осуществляемые государством с физических и юридических лиц на основе соответствующего законодательства. Совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения образует налоговую систему, которая имеет следующие принципы:
. принцип обязательности;
. принцип определенности по срокам, способам и размерам;
. принцип удобства с точки зрения того, кто платит налоги;
. принцип умеренности в размерах налогов;
. принцип универсальности по отношению к налогоплательщикам, т.е. платят налоги, все кто зарабатывает деньги (кроме запрещенной законом деятельности)
. принцип наказуемости тех, кто скрывает или не желает платить налоги. Наказуемость означает, что если налогоплательщики не уплачивают налог, то они наказываются пеней и штрафом в установленном государственном порядке.
Основные функции налогов:
) содержание органов власти;
) защита определенных отраслей и территорий;
) ограничение или запрет на виды деятельности вредные с точки зрения государства;
) поощрение некоторых видов деятельности;
) регулирование экономической активности субъектов.
Налоговая система включает в себя следующие элементы:
налогоплательщики (субъекты) - юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги;
объекты налогообложения - все то, что облагается налогом.
Основными объектами налогообложения являются денежная выручка, доходы, капитал, товары и т.д.
К налогам на товары относятся:
· НДС - налог на добавленную стоимость;
· налог с оборота;
· акцизы;
· налог на продажу;
· таможенные пошлины.
Налогами на капитал являются:
· налог на наследство;
· на дарение;
· на землю;
· на недвижимость;
· на продажу ценных бумаг.
Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу объекта налогообложения. Различают следующие налоговые ставки:
· твердые;
· пропорциональные;
· прогрессивные;
· регрессивные.
Твердые налоговые ставки предусматривают обложение налогом конкретного объекта (земля, дом, ценные бумаги) определенной суммой денег, независимо от дохода налогоплательщика.
Пропорциональная ставка действует в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины.
Прогрессивная налоговая ставка. С ростом дохода налогоплательщика процентная ставка увеличивается.
Регрессивная ставка, наоборот, объем налога уменьшается по мере роста облагаемого дохода.
Налоговые льготы - это частичное или полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов. Они чаще используются в социальной сфере.
Классификация налогов.
По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.
К прямым налогам относятся: подоходный налог с граждан, налог на прибыль, на имущество, ценные бумаги, землю и т.д.
Косвенные налоги - налоги на определенные товары, услуги, которые взимаются через надбавку к цене. Они являются налогами на потребителей. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.
Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например, дорожные налоги).
В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают следующие налоги:
· федеральные;
· региональные;
· местные.
К федеральным налогам относятся:
· налог на прибыль предприятий и организаций;
· НДС;
· подоходный налог с населения;
· таможенные пошлины и др.
К налогам субъектов федерации относятся:
· налог на имущество предприятий;
· налог на добычу природных ресурсов.
К местным налогам относится более 20 видов налогов и сборов, среди которых наиболее важными являются:
· налог на имущество физических лиц;
· налог на строительство объектов;
· курортный сбор;
· земельный налог;
· сбор на право торговли;
· целевые сборы с населения.