I. Бюджетный процесс и налоги с учетом делового цикла




Контрольная работа

по экономической теории

Тема: «Налоги и бюджет»

Чита, 2010 г.


ПЛАН

 

Введение

I. Бюджетный процесс и налоги с учетом делового цикла

II. Встроенные стабилизаторы - ориентир совершенствования налоговой системы

Заключение

Литература

Приложения

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовая система и финансовая политика относятся к фискальной политике, которая распространяет свое действие на формирование доходов и расходов государственной казны (фиска). К фискальной политике относится ряд форм финансовой политики, такие как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов. С помощью финансов стимулируют или ограничивают развитие отдельных отраслей, частных предприятий и фирм, создают предпосылки для снижения издержек производства и повышения конкурентной способности фирм на рынке.

Финансы как экономический термин употребляется как в узком, так и в широком смысле слова.

В узком смысле слова, на бытовом уровне, финансы ассоциируются с деньгами или денежными средствами.

А в широком смысле слова, с научной точки зрения, финансы подразумевают движение наличных и безналичных денежных средств, формирование и распределение бюджетных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях:

· распределительной;

· контрольной;

· стимулирующей.

Распределительная функция проявляется в том, что:

во-первых, посредством налогов в государственный бюджет концентрируются средства, направляемые на решение народохозяйственных проблем;

во-вторых, с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, форм доходов граждан, направляя их на государственные нужды (инвестиции, оборону и т.д.).

Контрольная функция. Финансовый контроль исходит от высших органов государственной власти. На местном уровне непосредственный контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговыми, таможенными и другими органами, которые организуют работу по взиманию налогов и следят за своевременными их уплатами. Контроль за этими процессами идет через Министерство финансов РФ, Государственную налоговую службу и таможенные органы.

Стимулирующая функция финансов осуществляется следующим образом: манипулируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя правила налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития отдельных отраслей, регионов, увеличения числа рабочих мест, стимулирования инвестиций.

Совокупность финансовых отношений в пределах национальной экономики образует финансовую систему, которая включает в себя общегосударственные, отраслевые и территориальные финансовые отношения.

 


I. Бюджетный процесс и налоги с учетом делового цикла

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет (англ. - денежная сумка) как экономический термин имеет двоякий смысл: с одной стороны совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, государство, территория, предприятие, семья; с другой стороны, бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год.

Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы, ведущий механизм государственного регулирования экономикой.

Бюджетное устройство зависит от социально-экономического строя. Государственная бюджетная система России в настоящее время состоит из трех звеньев: федеральный бюджет России, бюджет административно-территориальных образований и местные бюджеты.

Бюджетное устройство России включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 56 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

Бюджетный процесс - это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В большинстве стран мира, в том числе и России, бюджетный процесс охватывает четыре основные стадии:

· составление и утверждение бюджета;

· исполнение бюджета;

· составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Продолжительность бюджетного процесса составляет около трех лет, при этом составление, рассмотрение и утверждение занимают около 20 месяцев, исполнение - календарный год, составление отчета и его утверждение - 5 месяцев.

Все перечисленные бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств.

Ведущим звеном бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства.

С его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение ВНП. В бюджете отражается структура расходов и доходов государства.

В таблице 1 (Приложение 1) приводится примерная схема доходов и расходов федерального бюджета РФ.

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений.

Налоги - это обязательные (принудительные) сборы, осуществляемые государством с физических и юридических лиц на основе соответствующего законодательства. Совокупность взимаемых налогов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения образует налоговую систему, которая имеет следующие принципы:

. принцип обязательности;

. принцип определенности по срокам, способам и размерам;

. принцип удобства с точки зрения того, кто платит налоги;

. принцип умеренности в размерах налогов;

. принцип универсальности по отношению к налогоплательщикам, т.е. платят налоги, все кто зарабатывает деньги (кроме запрещенной законом деятельности)

. принцип наказуемости тех, кто скрывает или не желает платить налоги. Наказуемость означает, что если налогоплательщики не уплачивают налог, то они наказываются пеней и штрафом в установленном государственном порядке.

Основные функции налогов:

) содержание органов власти;

) защита определенных отраслей и территорий;

) ограничение или запрет на виды деятельности вредные с точки зрения государства;

) поощрение некоторых видов деятельности;

) регулирование экономической активности субъектов.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

налогоплательщики (субъекты) - юридические и физические лица, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги;

объекты налогообложения - все то, что облагается налогом.

Основными объектами налогообложения являются денежная выручка, доходы, капитал, товары и т.д.

К налогам на товары относятся:

· НДС - налог на добавленную стоимость;

· налог с оборота;

· акцизы;

· налог на продажу;

· таможенные пошлины.

Налогами на капитал являются:

· налог на наследство;

· на дарение;

· на землю;

· на недвижимость;

· на продажу ценных бумаг.

Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу объекта налогообложения. Различают следующие налоговые ставки:

· твердые;

· пропорциональные;

· прогрессивные;

· регрессивные.

Твердые налоговые ставки предусматривают обложение налогом конкретного объекта (земля, дом, ценные бумаги) определенной суммой денег, независимо от дохода налогоплательщика.

Пропорциональная ставка действует в одинаковом проценте к доходу вне зависимости от его величины.

Прогрессивная налоговая ставка. С ростом дохода налогоплательщика процентная ставка увеличивается.

Регрессивная ставка, наоборот, объем налога уменьшается по мере роста облагаемого дохода.

Налоговые льготы - это частичное или полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов. Они чаще используются в социальной сфере.

Классификация налогов.

По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

К прямым налогам относятся: подоходный налог с граждан, налог на прибыль, на имущество, ценные бумаги, землю и т.д.

Косвенные налоги - налоги на определенные товары, услуги, которые взимаются через надбавку к цене. Они являются налогами на потребителей. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например, дорожные налоги).

В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают следующие налоги:

· федеральные;

· региональные;

· местные.

К федеральным налогам относятся:

· налог на прибыль предприятий и организаций;

· НДС;

· подоходный налог с населения;

· таможенные пошлины и др.

К налогам субъектов федерации относятся:

· налог на имущество предприятий;

· налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится более 20 видов налогов и сборов, среди которых наиболее важными являются:

· налог на имущество физических лиц;

· налог на строительство объектов;

· курортный сбор;

· земельный налог;

· сбор на право торговли;

· целевые сборы с населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: