Состав помещений школ и размеры их площади





Т.Н. Колесникова

 

 

Здание общеобразовательной средней школы на 275 учащихся

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ЩКОЛА

НА 275 УЧАЩИХСЯ

Программа – задание и методические указания

к выполнению эскизного проекта № 3-1

в составе комплексного курсового проекта №3

«Общественное здание»

 

Дисциплина – «Типология и архитектурно – конструктивное

проектирование»

 

Специальность – 270114 «Проектирование зданий»

 

Печатается по решению редакционно-
издательского совета ОрелГТУ

Орел 2006

 

 

  Содержание Стр.
  Введение  
1. Выбор участка и генеральный план.  
2. Объемно-планировочное решение здания школы  
3. Методические указания по разработке эскизного проекта здания об­щеобразовательной школы на 11 классов  

 

Введение

 

По заданной программе требуется разработать эскизный проект архитектурного решения общеобразовательной средней школы на 275 учащихся в городе ___________.

Проект должен быть разработан в соответствии с нормативными и рекомендатель­ными документами, исходными данными и методическими указаниями, приведенными ниже.

1. Выбор участка и генеральный план.

Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от магистральных улиц с регулярным движением транспорта на расстояние 100-170 м. Расположение общеобразовательных учреждений на улицах жилых районов с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта до­пустимо только при условии увеличения минимального разрыва от здания школы до красной линии улицы до 25 м.

Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на самостоятельных земельных участках.

Размер участка общеобразовательного учреждения определяется из расчета не ме­нее 50м2 на 1 учащегося. Территория участка огораживается по периметру забором высо­той не менее 1,5 м, и вдоль участка предусматриваются зеленые насаждения.

На земельном участке выделяются три зоны: учебно-опытная, спортив­ная, хозяйст­венная и зона отдыха.

Учебно-опытная зона (1550м2) включает в себя:

-участок начальных классов – 400м2; Теплица с зооуголком – 170 м22
Участок полевых и овощных культур – 450м2 Метеорологическая площадка – 100м2
Участок цветочно-декоративных растений – 400 м2 Площадка для занятий на воздухе с навесом – 30 м2 (для IV климатического р-на)

 

Спортивная зона составляет 5600 м2. Не допускается размещение спортивной зоны со стороны окон учебных помещений. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания. На спортивно-игровых площадках предусматривается твердое покрытие, на футбольном поле - травяной покров.

В состав спортивной зоны включены:

- школьный стадион -4200м2;

-площадка для спортивных игр (волейбольная – 162 м2; баскетбольная – 364 м2;

- площадки для гимнастики (2х200м2);

-полоса препятствий с участком для метания мяча – 480 м2.

Зона отдыха (620м2) должна размещаться вблизи зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для тихого отдыха и подвижных игр в зависимости от возраста учеников и может быть оборудована малыми архитектурными формами. Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания и быть разделены для учащихся каждой ступени школьного обучения. Зона отдыха состоит из площадок:

- для подвижных игр I класса – 100 м2;

- для подвижных игр I I – IV классов – 300м2;

- для подвижных игр V - IX классов – 120м2;

- для тихого отдыха V - X I классов – 100м2;

Хозяйственная зона (500 м2) располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразова­тельного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет само­стоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяй­ственной зоны предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком.

Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует уста­навливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

На земельных участках общеобразовательных учреждений должны предусматри­ваться подъезды к зданиям, а также возможность объезда вокруг здания Твердое покрытие должны иметь подъезды к зданиям и объезды вокруг него, хозяйственный двор и подходы к зданию.

Предусматривается озеленение не менее 50% площади территории участка. В площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений всех зон, а также газоны и живые изгороди вокруг участка. При примыкании земельного участка общеобра­зователь­ного учреждения к зеленым насаждениям общего пользования (паркам, лесопар­кам, са­дам, скверам, бульварам) площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%.

 

2. Объемно-планировочное решение здания школы

 

Этажность здания не должна превышать 3-х этажей.

Высота учебных помещений – 3.3.м (от пола до пола).

Высота спортивного зала – 6 м (до низа выступающих конструкций покрытия).

Высота снарядной, инструкторской, раздевалок и санитарных помещений при спорт­зале - не менее 2.4 м (от пола до потолка). Снарядная соединяется с залом дверным про­емом шириной не менее 2 м

Архитектурно – планировочная структура здания школы разрабатывается в соот­ветст­вии с принципом функционального зонирования пространства здания.

Помещения школ следует подразделять на две основные функциональные группы – учебную и об­щешко­льную.

Схема функционального зонирования общеобразовательной школы приведена на рис. 1

Учебная группа помещений школы дифференцируется на технологические группы помещений, обслуживающих четыре возрастные группы учащихся: I класс; II – IVклассы (1 ступень обучения); V-IX классы (2 – я ступень); X – XI ( 3-я ступень). В со­ответствии с возрастным признаком учебные помещения группируются в учебные сек­ции, непроход­ные для учащихся других возрастных групп. Все секции включают также помещения, об­служивающие эти возрастные группы.

Состав и площади помещений учебных секций и общешкольных приведены в таблице 1

Глубина учебных помещений принимается, как правило, 6 м, с трехрядной расста­новкой парт. Расположение оконных проемов – с левой стороны от учащихся. Входы в учебные помещения – следует предусматривать со стороны передних парт.

 



 

 

Таблица 1

Состав помещений школ и размеры их площади

Функциональные группы Наименование помещений Средняя об­щеобразо­вательная школа 11 классов 275 уч. (1:1:1), м2  
 
  Класс-игровая  
1-е классы Спальня-игровая (комната отдыха)  
Рекреация (зального типа) 1 м2 на 1 ученика  
Санузлы для учащихся  
Итого    
Начальные классы (2-4-е классы) Классные помещения 180 (3 ´ 60)  
Универсальное помещение для групп продлен­ного дня  
Комната труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы  
Рекреация (зального типа) 1,6 м2 на 1 ученика  
Учительская-методический кабинет  
Санузлы для учащихся  
Итого    
Классы-кабинеты ос­новной школы (5-9-е классы)   Класс - учебный кабинет 240 (4 ´ 60)  
Санузлы для учащихся  
Рекреация (зального типа) 1,6 м2 на 1 ученика  
Итого    
Учебные кабинеты старшей школы (10-11-е классы), специализи­ро­ванные учебные ка­бинеты основной и старшей школы     Учебные кабинеты универсального назначения (осна­щенные в зависимости от профиля обучения) 120 2 ´ 50  
Лаборатории по естественным наукам (физика, химия, биология) в составе:    
- лаборатория    
- лаборантская-практикум 288 (4 ´ 72)  
Специализированные учебные кабинеты:    
- иностранного языка 64 (2 ´ 32)  
- информатики и вычислительной техники 72 (2 ´ 36)  
- технического черчения и рисования 122 (72 + 50)  
Рекреация (зального типа) 1,6 м2 на 1 ученика  
Санузлы для учащихся  
Итого    
Помещения изу­чения технологий (трудо­вое обучение) Универсальная мастерская по обработке ме­талла и дре­весины Инструментальная Кулинария    
Итого    
Группа центра инфор­мации Библиотека - справочно-информационный центр  
Методический кабинет с учительской (5-11-х классов) и зоной отдыха  
Итого    
Вестибюльная группа учебных помеще­ний, помещения админист­рации, медицинские ком­наты Кабинет директора  
Кабинет заместителя директора по учебно-вос­питатель­ной работе  
Кабинет организатора внеклассной и внешко­льной ра­боты  
Кабинет заместителя директора по админист­ративно-хозяйственной работе и бухгалтерия  
Канцелярия  
Комната техперсонала  
  Кладовая уборочного инвентаря  
  Медицинская комната (кабинет врача)  
  Кабинет Психолога  
  Процедурная  
  Кабинет зубного врача  
  Санузлы для учащихся  
  Санузлы для персонала  
  Вестибюль-гардероб  
Итого    
Группа зритель­ного зала Зрительный зал, площадь (из расчета размеще­ния не менее 60 %общего числа учащихся)(0.65 м2 / 1 уч-ся) 165 108  
  - эстрада  
  - кладовая-инвентарная  
  - склад хранения костюмов  
  - артистические  
  Кинопроекционная  
  Технический центр (радиоузел, дикторская, комната ремонта аппаратуры)  
Итого    
Группа свобод­ного творчества во вне­уроч­ное время Кружки:    
- изобразительного искусства -  
- музыки и пения  
  - технического творчества  
  - юннатско-биологической деятельности -  
Итого    
Группа спортивно-оз­доровительная Учебно-спортивные залы 162 (9 ´ 18)  
- раздевальные, душевые, уборные 55 (2 ´ 27,5)  
- инвентарная (снарядная)  
- помещения хранения уборочного инвентаря  
  - комната инструктора  
Итого    
Столовая Обеденный зал с раздаточной мест/площадь (0,7 м2 на 1 ученика – организация приема пищи 100% уч-ся в 3 смены) 88 62  
  Кухонный блок с подсобными помещениями и кладовой  
Итого    
Итого расчетная пло­щадь    
Расчетная пло­щадь на 1 учащегося   12,1  
Примечания 1. Зрительный зал следует проектировать с учетом использования его в качестве киноаудитории, учебной аудитории по музыке и пению. 2 Площади лаборантских определены с учетом проведения практических работ с учащимися. 3. При обеденном зале предусматривать умывальники из расчета 1 на 30 уч-ся. 4. Помещение библиотеки включает читальный зал, информационный пункт (выдача и прием литера­туры), фонды открытого хранения, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных заня­тий с ТСО.   Норматив общей площади на одного учащегося, м2 Средняя школа На 11 классов, однокомплектная 1:1:1 (275 учащихся; 11 учебных классов) 21,3 обязательный; 23,9 реко­мендуемый     12,1

 

Освещенность учебных помещений (отношение площади оконных проемов к пло­щади пола):

- для климатических районов севернее 60о и 60-45 о С.Ш. - 1:4;

- для климатических районов южнее 45 о – 1: 4,5,

Оптимальная ориентация учебных помещений школ приведена в таблице 2

Таблица 2

Оптимальная ориентация учебных помещений школ

№ п/п Помещения Различные географические пояса северной широты
Севернее 60о 60-45 о южнее 45 о
Опти­мальная допустимая опти­маль­ная допустимая опти­мальная допустимая
Классные     От 65 о до 200 о   Не бо­лее25% от 200 до 295 о   От 65 до 200 о Не более 25% от 200 до 295 о     От 120 до 200 о От 300 до 120, в том числе не более 50% от 340 до 25 о
Кабинеты, лабо­ратории (кроме ука­занных в п. 3 и 4 настоящей таб­лицы)     От 65 до 200 о   Не более 50% от 45 до 65 и от 200 до 315 о     От 65 до 200 о     Не более 75% от 200 до 65 о     От 65 до 200 о От 300 до 65, в том числе не более 75% от 340 до 25 о
Кабинеты черче­ния и изобрази­тельных ис­кусств, кабинет информа­тики и элек­тронно-вычис­ли­тельной техники   От 300 до 60   От 60 до 120 и от 240 до 300   От 300 до 60 о   От 60 до 105 и от 255 до 300   От 315 до 45   От 45 до 120 о и от 300 до 315 о
Лаборатория био­логии От 105 до 185 о От 90 до 165 о и от 185 до 270 о От 150 до 210 о От 90 до 150 и от 210 до 270 о От 150 до 210 о От 90 до 150 и от 210 до 225 о
Спальные-игро­вые в школах   От 50 до 310
П р и м е ч а н и е : 1. Для ограничения перегрева помещений и устранения прямой инсоляции ра­бо­чих мест следует предусматривать солнцезащиту при ориентации окон, обращенных на азимуты 90 - 160 и 200 – 275 для районов 60 – 45 о с. Ш. и на азимуты 75 – 285 о для районов южнее 45 С Ш., а также на азимуты 55 – 65 о для 1А и 1Д климатических подрайонов с большой продолжительностью солнечного освещения. 2. Оптимальная ориентация помещения горячего цеха кухни – на север.

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача площадью не менее 14 м2; кабинет зубного врача площадью 12 м2, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 м2; кабинет психолога площадью 10 м2. При медицинском пункте оборудуется самостоятельный санитарный узел.

Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60 % от общего количества учащихся школы. При актовом зале предусматриваются артистические уборные площадью не менее 10 м2 каждая, кинопроекционная площадью 27 м2, склад декораций, и бутафории и музыкальных инструментов площадью 10 м2, склад хранения костюмов площадью 10 м2.

Площадь библиотеки необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м2 на одного ученика. Помещение библиотеки следует использовать в качестве справочно-информационного центра, включающего читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), фонды открытого хранения, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО.

Помещения трудового обучения д.б. максимально удалены от учебных помещений и библиотек.

Кухня и подсобные помещения столовой должны иметь дополнительный служеб­ный выход.

Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 4 м, при их двухстороннем расположении - не менее 6 м. Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, д.б. не менее 1,8 м, остальные коридоры – не менее 1,4м.

Кабинет директора и канцелярия должны располагаться на 1-м этаже смежно с вестибюлем.

Учительская и кабинет заведующего учебной частью желательно располагать смежно.

Ширина лестничных маршей – не менее 1,35 м.

Ширину дверей следует принимать не менее 1 м. Из комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.

Состав и оборудование помещений санитарно-гигиенического назначения школ приведены в таблице 3

Таблица 3





Читайте также:
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...
Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.019 с.