Т.Н. Колесникова
Здание общеобразовательной средней школы на 275 учащихся
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ЩКОЛА
НА 275 УЧАЩИХСЯ
Программа – задание и методические указания
к выполнению эскизного проекта № 3-1
в составе комплексного курсового проекта №3
«Общественное здание»
Дисциплина – «Типология и архитектурно – конструктивное
проектирование»
Специальность – 270114 «Проектирование зданий»
Печатается по решению редакционно-
издательского совета ОрелГТУ
Орел 2006
Содержание | Стр. | |
Введение | ||
1. | Выбор участка и генеральный план. | |
2. | Объемно-планировочное решение здания школы | |
3. | Методические указания по разработке эскизного проекта здания общеобразовательной школы на 11 классов |
Введение
По заданной программе требуется разработать эскизный проект архитектурного решения общеобразовательной средней школы на 275 учащихся в городе ___________.
Проект должен быть разработан в соответствии с нормативными и рекомендательными документами, исходными данными и методическими указаниями, приведенными ниже.
1. Выбор участка и генеральный план.
Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от магистральных улиц с регулярным движением транспорта на расстояние 100-170 м. Расположение общеобразовательных учреждений на улицах жилых районов с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от здания школы до красной линии улицы до 25 м.
Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на самостоятельных земельных участках.
Размер участка общеобразовательного учреждения определяется из расчета не менее 50м 2 на 1 учащегося. Территория участка огораживается по периметру забором высотой не менее 1,5 м, и вдоль участка предусматриваются зеленые насаждения.
На земельном участке выделяются три зоны: учебно-опытная, спортивная, хозяйственная и зона отдыха.
Учебно-опытная зона (1550м2) включает в себя:
-участок начальных классов – 400м2; | Теплица с зооуголком – 170 м22 |
Участок полевых и овощных культур – 450м2 | Метеорологическая площадка – 100м2 |
Участок цветочно-декоративных растений – 400 м2 | Площадка для занятий на воздухе с навесом – 30 м2 (для IV климатического р-на) |
Спортивная зона составляет 5600 м2. Не допускается размещение спортивной зоны со стороны окон учебных помещений. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания. На спортивно-игровых площадках предусматривается твердое покрытие, на футбольном поле - травяной покров.
В состав спортивной зоны включены:
- школьный стадион -4200м2;
-площадка для спортивных игр (волейбольная – 162 м2; баскетбольная – 364 м2;
- площадки для гимнастики (2х200м2);
-полоса препятствий с участком для метания мяча – 480 м2.
Зона отдыха (620м2) должна размещаться вблизи зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для тихого отдыха и подвижных игр в зависимости от возраста учеников и может быть оборудована малыми архитектурными формами. Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания и быть разделены для учащихся каждой ступени школьного обучения. Зона отдыха состоит из площадок:
- для подвижных игр I класса – 100 м2;
- для подвижных игр I I – IV классов – 300м2;
- для подвижных игр V - IX классов – 120м2;
- для тихого отдыха V - X I классов – 100м2;
Хозяйственная зона (500 м2) располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком.
Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
На земельных участках общеобразовательных учреждений должны предусматриваться подъезды к зданиям, а также возможность объезда вокруг здания Твердое покрытие должны иметь подъезды к зданиям и объезды вокруг него, хозяйственный двор и подходы к зданию.
Предусматривается озеленение не менее 50% площади территории участка. В площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений всех зон, а также газоны и живые изгороди вокруг участка. При примыкании земельного участка общеобразовательного учреждения к зеленым насаждениям общего пользования (паркам, лесопаркам, садам, скверам, бульварам) площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%.
2. Объемно-планировочное решение здания школы
Этажность здания не должна превышать 3-х этажей.
Высота учебных помещений – 3.3.м (от пола до пола).
Высота спортивного зала – 6 м (до низа выступающих конструкций покрытия).
Высота снарядной, инструкторской, раздевалок и санитарных помещений при спортзале - не менее 2.4 м (от пола до потолка). Снарядная соединяется с залом дверным проемом шириной не менее 2 м
Архитектурно – планировочная структура здания школы разрабатывается в соответствии с принципом функционального зонирования пространства здания.
Помещения школ следует подразделять на две основные функциональные группы – учебную и общешкольную.
Схема функционального зонирования общеобразовательной школы приведена на рис. 1
Учебная группа помещений школы дифференцируется на технологические группы помещений, обслуживающих четыре возрастные группы учащихся: I класс; II – IVклассы (1 ступень обучения); V-IX классы (2 – я ступень); X – XI (3-я ступень). В соответствии с возрастным признаком учебные помещения группируются в учебные секции, непроходные для учащихся других возрастных групп. Все секции включают также помещения, обслуживающие эти возрастные группы.
Состав и площади помещений учебных секций и общешкольных приведены в таблице 1
Глубина учебных помещений принимается, как правило, 6 м, с трехрядной расстановкой парт. Расположение оконных проемов – с левой стороны от учащихся. Входы в учебные помещения – следует предусматривать со стороны передних парт.
Таблица 1
Состав помещений школ и размеры их площади
Функциональные группы | Наименование помещений | Средняя общеобразовательная школа 11 классов 275 уч. (1:1:1), м2 | |
Класс-игровая | |||
1-е классы | Спальня-игровая (комната отдыха) | ||
Рекреация (зального типа) 1 м2 на 1 ученика | |||
Санузлы для учащихся | |||
Итого | |||
Начальные классы (2-4-е классы) | Классные помещения | 180 (3 ´ 60) | |
Универсальное помещение для групп продленного дня | |||
Комната труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы | |||
Рекреация (зального типа) 1,6 м2 на 1 ученика | |||
Учительская-методический кабинет | |||
Санузлы для учащихся | |||
Итого | |||
Классы-кабинеты основной школы (5-9-е классы) | Класс - учебный кабинет | 240 (4 ´ 60) | |
Санузлы для учащихся | |||
Рекреация (зального типа) 1,6 м2 на 1 ученика | |||
Итого | |||
Учебные кабинеты старшей школы (10-11-е классы), специализированные учебные кабинеты основной и старшей школы | Учебные кабинеты универсального назначения (оснащенные в зависимости от профиля обучения) | 120 2 ´ 50 | |
Лаборатории по естественным наукам (физика, химия, биология) в составе: | |||
- лаборатория | |||
- лаборантская-практикум | 288 (4 ´ 72) | ||
Специализированные учебные кабинеты: | |||
- иностранного языка | 64 (2 ´ 32) | ||
- информатики и вычислительной техники | 72 (2 ´ 36) | ||
- технического черчения и рисования | 122 (72 + 50) | ||
Рекреация (зального типа) 1,6 м2 на 1 ученика | |||
Санузлы для учащихся | |||
Итого | |||
Помещения изучения технологий (трудовое обучение) | Универсальная мастерская по обработке металла и древесины Инструментальная Кулинария | ||
Итого | |||
Группа центра информации | Библиотека - справочно-информационный центр | ||
Методический кабинет с учительской (5-11-х классов) и зоной отдыха | |||
Итого | |||
Вестибюльная группа учебных помещений, помещения администрации, медицинские комнаты | Кабинет директора | ||
Кабинет заместителя директора по учебно-воспитательной работе | |||
Кабинет организатора внеклассной и внешкольной работы | |||
Кабинет заместителя директора по административно-хозяйственной работе и бухгалтерия | |||
Канцелярия | |||
Комната техперсонала | |||
Кладовая уборочного инвентаря | |||
Медицинская комната (кабинет врача) | |||
Кабинет Психолога | |||
Процедурная | |||
Кабинет зубного врача | |||
Санузлы для учащихся | |||
Санузлы для персонала | |||
Вестибюль-гардероб | |||
Итого | |||
Группа зрительного зала | Зрительный зал, площадь (из расчета размещения не менее 60 %общего числа учащихся)(0.65 м2 / 1 уч-ся) | 165 108 | |
- эстрада | |||
- кладовая-инвентарная | |||
- склад хранения костюмов | |||
- артистические | |||
Кинопроекционная | |||
Технический центр (радиоузел, дикторская, комната ремонта аппаратуры) | |||
Итого | |||
Группа свободного творчества во внеурочное время | Кружки: | ||
- изобразительного искусства | - | ||
- музыки и пения | |||
- технического творчества | |||
- юннатско-биологической деятельности | - | ||
Итого | |||
Группа спортивно-оздоровительная | Учебно-спортивные залы | 162 (9 ´ 18) | |
- раздевальные, душевые, уборные | 55 (2 ´ 27,5) | ||
- инвентарная (снарядная) | |||
- помещения хранения уборочного инвентаря | |||
- комната инструктора | |||
Итого | |||
Столовая | Обеденный зал с раздаточной мест/площадь (0,7 м2 на 1 ученика – организация приема пищи 100% уч-ся в 3 смены) | 88 62 | |
Кухонный блок с подсобными помещениями и кладовой | |||
Итого | |||
Итого расчетная площадь | |||
Расчетная площадь на 1 учащегося | 12,1 | ||
Примечания 1. Зрительный зал следует проектировать с учетом использования его в качестве киноаудитории, учебной аудитории по музыке и пению. 2 Площади лаборантских определены с учетом проведения практических работ с учащимися. 3. При обеденном зале предусматривать умывальники из расчета 1 на 30 уч-ся. 4. Помещение библиотеки включает читальный зал, информационный пункт (выдача и прием литературы), фонды открытого хранения, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО. Норматив общей площади на одного учащегося, м2 Средняя школа На 11 классов, однокомплектная 1:1:1 (275 учащихся; 11 учебных классов) 21,3 обязательный; 23,9 рекомендуемый | 12,1 |
Освещенность учебных помещений (отношение площади оконных проемов к площади пола):
- для климатических районов севернее 60о и 60-45 о С.Ш. - 1:4;
- для климатических районов южнее 45 о – 1: 4,5,
Оптимальная ориентация учебных помещений школ приведена в таблице 2
Таблица 2
Оптимальная ориентация учебных помещений школ
№ п/п | Помещения | Различные географические пояса северной широты | |||||
Севернее 60о | 60-45 о | южнее 45 о | |||||
Оптимальная | допустимая | оптимальная | допустимая | оптимальная | допустимая | ||
Классные | От 65 о до 200 о | Не более25% от 200 до 295 о | От 65 до 200 о | Не более 25% от 200 до 295 о | От 120 до 200 о | От 300 до 120, в том числе не более 50% от 340 до 25 о | |
Кабинеты, лаборатории (кроме указанных в п. 3 и 4 настоящей таблицы) | От 65 до 200 о | Не более 50% от 45 до 65 и от 200 до 315 о | От 65 до 200 о | Не более 75% от 200 до 65 о | От 65 до 200 о | От 300 до 65, в том числе не более 75% от 340 до 25 о | |
Кабинеты черчения и изобразительных искусств, кабинет информатики и электронно-вычислительной техники | От 300 до 60 | От 60 до 120 и от 240 до 300 | От 300 до 60 о | От 60 до 105 и от 255 до 300 | От 315 до 45 | От 45 до 120 о и от 300 до 315 о | |
Лаборатория биологии | От 105 до 185 о | От 90 до 165 о и от 185 до 270 о | От 150 до 210 о | От 90 до 150 и от 210 до 270 о | От 150 до 210 о | От 90 до 150 и от 210 до 225 о | |
Спальные-игровые в школах | От 50 до 310 | ||||||
П р и м е ч а н и е: 1. Для ограничения перегрева помещений и устранения прямой инсоляции рабочих мест следует предусматривать солнцезащиту при ориентации окон, обращенных на азимуты 90 - 160 и 200 – 275 для районов 60 – 45 о с. Ш. и на азимуты 75 – 285 о для районов южнее 45 С Ш., а также на азимуты 55 – 65 о для 1А и 1Д климатических подрайонов с большой продолжительностью солнечного освещения. 2. Оптимальная ориентация помещения горячего цеха кухни – на север. |
Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача площадью не менее 14 м2; кабинет зубного врача площадью 12 м2, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 м2; кабинет психолога площадью 10 м2. При медицинском пункте оборудуется самостоятельный санитарный узел.
Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60 % от общего количества учащихся школы. При актовом зале предусматриваются артистические уборные площадью не менее 10 м2 каждая, кинопроекционная площадью 27 м2, склад декораций, и бутафории и музыкальных инструментов площадью 10 м2, склад хранения костюмов площадью 10 м2.
Площадь библиотеки необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м2 на одного ученика. Помещение библиотеки следует использовать в качестве справочно-информационного центра, включающего читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), фонды открытого хранения, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО.
Помещения трудового обучения д.б. максимально удалены от учебных помещений и библиотек.
Кухня и подсобные помещения столовой должны иметь дополнительный служебный выход.
Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 4 м, при их двухстороннем расположении - не менее 6 м. Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, д.б. не менее 1,8 м, остальные коридоры – не менее 1,4м.
Кабинет директора и канцелярия должны располагаться на 1-м этаже смежно с вестибюлем.
Учительская и кабинет заведующего учебной частью желательно располагать смежно.
Ширина лестничных маршей – не менее 1,35 м.
Ширину дверей следует принимать не менее 1 м. Из комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.
Состав и оборудование помещений санитарно-гигиенического назначения школ приведены в таблице 3
Таблица 3