№п | Помещения | Расч.ед. | Пл-дь, м2 | Кол-во санитарных приборов | |
Уборные и умывальные для учащихся | 1 учащийся | ||||
Девочек | 1 учащийся | 0,1 | 1 унитаз на 25 девочек; 1 умывальник на 50 девочек | ||
Мальчиков | 1 учащийся | 0,1 | 1 унитаз на 50 мальчиков; 1 писсуар на 50 мальчиков 1 умывальник на 50 девочек | ||
Уборные и умывальные для персонала (индивидуальные) | 1 санузел | 1 унитаз; 1 умывальник | |||
Кабина личной гигиены женщин (для персонала) | 1 кабина | 1 гигиенический душ, 1 унитаз, 1 умывальник | |||
Уборные и умывальные при актовом зале | 2 санузла | 1 унитаз и 1 умывальник в каждом санузле (для мужчин и женщин) | |||
Уборные и душевые при раздевальных учебно-спортивных залов | 1 раздевальная | 1 умывальник, 1 унитаз 2 душевые сетки, 1 ножная ванна | |||
6. | Уборные и душевые для персонала столовой | 1 санузел и 1 душевая | - | 1 унитаз, 1 умывальник, 1 душевая сетка | |
Примечания 1. Все помещения санитарных узлов имеют в полу трап для слива воды. 2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах предусматриваются полотенцесушители. | |||||
3. Методические указания по разработке эскизного проекта здания общеобразовательной школы на 11 классо.
В процессе архитектурного проектирования необходимо прежде всего понять основные положения и принципы, лежащие в основе архитектурного проектирования любых зданий. Эти принципы, имеющие значение определенных законов и правил, включают: комплексное решение поставленной задачи, в котором одновременно охватываются все основные стороны (функциональная, конструктивная,, экономическая и художественная); взаимосвязь внутренней структуры здания с его объемом и внешним обликом; использование композиционных средств и закономерностей (масштабность, пропорции, соподчиненность частей и т. д.); связь здания с окружающей средой и др.
|
Все эти принципы могут быть раскрыты в общих чертах и усвоены в процессе разработки проекта. Начало этого процесса — ознакомление с заданием на проектирование, в котором изложены все исходные данные для разработки проекта здания или сооружения.
Изучая задание, необходимо ясно представить себе относительные размеры всего здания и отдельных его помещений. Для этого полезно начертить в определенном масштабе площади всех помещений здания, что даст возможность сопоставить отдельные помещения, составить представление о реальных размерах каждого из них и всего здания в целом и в результате ориентировать на осмысленные рисунки в первоначальных композиционных поисках решения поставленной задачи.
После изучения задания с изложенными в нем исходными данными для проектирования наступает процесс творческих поисков воплощения предложенной темы в реальную архитектурно - художественную композицию.
Разработка проекта здания выполняется в два этапа:
I этап - сбор, анализ информации и клаузура;
I I этап- эскизный проект.
Время выполнения проекта – 6 недель.
Работу над проектом необходимо начинать с изучения программы-задания, специальной литературы и прослушивания лекций по данной тематике.
I этап.
Изучение задания на проектирование является подготовительным этапом, в процессе которого уясняются место предполагаемого строительства, географические особенности, характер участка и его рельеф, роль проектируемого здания в окружающей застройке, национально-бытовые особенности, конструктивные возможности возведения здания и др.
|
Необходимо ознакомиться с работами на подобные темы, выполненными в практике отечественной и зарубежной архитектуры, с нормами на их проектирование и с аналогичными зданиями, уже выстроенными в натуре.
При работе с литературой рекомендуется делать копии, зарисовки и фотографии с собранного материала, а также выписки норм и рекомендаций. Изучение литературы и проектных материалов позволит студенту лучше осознать функциональные процессы, происходящие в здании, связи между группами помещений, композиционные, планировочные и конструктивные решения, характерные для зданий данного типа.
I этап завершается клаузурой. (2-я неделя семестра)
Клаузура—первый композиционный набросок идеи предложенной темы, выполняемый в течение четырех часов. Цель клаузуры— активное творческое.знакомство с темой с последующей графической фиксацией первоначального замысла, соответствующего заданию на проектирование, в объеме плана, фасада, разреза здания в определенном масштабе, перспективном рисунке, и генерального плана.
Графический способ выполнения клаузуры — чертеж или рисунок в определенном масштабе, выполненный каким-либо мягким обобщающим материалом (мягкий карандаш, тушь). Выполняется клаузура самостоятельно, без консультации педагогов. Если в результате изучения задания на проектирование будет получено представление о назначении здания и его отдельных помещений, о размерах последних, то в процессе выполнения клаузуры и дальнейшего эскизного проектирования отдельные помещения должны быть объединены в одно гармоничное целое, в объемно - пространственную композицию, соответствующую практическому и художественному назначению сооружения. Уяснить себе в соответствии с назначением здания функции его отдельных помещений, размеры их площадей и высот, их объемно - пространственную взаимосвязь является первой задачей. Функциональная взаимосвязь отдельных помещений определяется назначением здания, диктующим тот или иной порядок взаимосвязи помещений, обеспечивающий наибольшие удобства для жизни и работы человека.
|
На данном этапе проектирования:
- определяется зонирование основных групп помещений здания и взаимосвязи между ними;
Намечаются основные принципы объемно-пространственного композиционного построения объекта в целом.
Клаузура выполняется на листах ватмана формата А1 в следующем объеме:
Планы этажей | М1:200 1:400 | |
Продольный разрез | М 1:200 | |
Главный фасад | М1:200 | |
Перспектива здания (в массах) | ||
Схема генерального плана | М1:1000 |
На чертежах д.б. даны габаритные размеры и основные отметки. На данном этапе студент делает работу самостоятельно (без консультации)
I I этап. Эскизный проект
Проектирование здания не сводится к механическому суммированию составляющих его помещений и их расположению их в соответствии с тем или иным функциональным процессом, а подчиняется общему архитектурному творческому замыслу, для успешного выполнения которого в проекте необходима одновременная комплексная разработка функциональных, архитектурно- художественных, конструктивных и экономических задач в целях достижения органической взаимосвязи всех слагаемых архитектурно-художественной композиции в целом.
На основе изученного задания и выполненной клаузуры наступает стадия разработки эскиза. Она заключается в поисках наиболее правильной функциональной схемы здания, его пространственной структуры, в конкретизации намеченного в клаузуре архитектурно - художественного образа.
В процессе работы над эскизом особенно важно делать перспективные рисунки проектируемого здания и рабочие макеты из бумаги. Они помогают яснее представить и найти наиболее правильную объемно-пространственную структуру и согласовать между собой все фасады и отдельные архитектурные формы. Работа только в ортогональных проекциях недостаточна для успешного решения объемно-пространственных задач и может привести к ошибкам в объемной структуре и в пропорциях всего здания, отдельных его частей и архитектурных форм.
В процессе работы над фасадом, разрезом и перспективой необходимо тут же, рядом с сооружением, изображать человека в масштабе чертежа. Это поможет правильно понять масштабность здания, его элементов и деталей.
Весь комплекс задач, поставленных перед проектировщиком, должен найти в эскизе свое первоначальное решение. Эскиз вычерчивается в определенном линейном масштабе по точным размерам.
Главное значение на этой стадии приобретают ортогональные проекции (фасады, планы, разрезы) и перспективы здания. Необходимо одновременно разрабатывать все проекции и, рисуя план, тут же рисовать фасад и разрезы. Такая одновременная разработка всех проекций помогает достичь композиционного единства и цельности образа здания.
На этом этапе:
- разрабатывается несколько вариантов композиционного построения здания и в итоге сравнительного анализа выбирается оптимальный;
- детально прорабатывается план здания с размещением всех функциональных групп помещения и взаимосвязей между ними и внутри отдельных групп. Решение плана должно удовлетворять функциональным, санитарно-гигиеническим (освещенность, инсоляция), противопожарным и др. требованиям нормативных и рекомендательных документов.
- дорабатывается и детализируется решение генерального плана. На генеральном плане должны быть решены вопросы зонирования территории; размещены все сооружения в составе функциональных зон в соответствии с требованиями и рекомендациями по проектированию участков школ; размещена система проездов и площадок с твердым покрытием; предусмотрено благоустройство и озеленение; определены технико-экономические показатели генерального плана.
- определяются технико-экономические показатели проектного решения здания.
Эскизный проект подается на 2-х подрамниках формата 0,75х 0.5м в следующем объеме:
Генеральный план | М 1:500 | |
Планы этажей с размерами | М 1:200 | |
Продольный и поперечный разрезы | М 1:200 | |
Фасады | М 1:100 1:200 | |
Перспектива здания | 1:400 | |
Пояснительная записка | 8 - 10 стр. |
На чертежах д.б. даны наименования помещений, размеры и отметки, площади помещений и технико-экономические показатели.
Литература:
1. ТСН 31-325-2002. Общеобразовательные учреждения. Санкт-Петербург, 2002.
2. СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
3. СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения
4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений
5. СП 2.4.2.782-99 Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видахсовременных общеобразовательных учреждений»
6. СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения
7. СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям.