У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ

У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса группы 3 ДОШЗ специальности 44.02.01 Дошкольное образование, заочной формы обучения Самойлова Светлана Вильевна

 

Проверил:

Гайнанова Д.Ф

«___»_____________20 г.

 

г. Уфа 2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА………………………………………………………………..6

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по развитию навыков

конструирования у детей дошкольного возраста………..…………..6

1.2 Особенности развития навыков конструирования у детей

6 лет …………………………………………………………………….....12

1.3 Содержание, формы и методы работы по развитию навыков конструирования из бумаги у детей 6 лет в условиях детского сада…………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….26

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, а также Федеральному закону об образовании в РФ, дошкольное образовательное учреждение, как первая ступень системы непрерывного образования, должно организовать условия для развития творческих способностей детей, в частности навыков конструирования.

В современной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспитания детей. Наиболее успешно в конструировании развиваются сенсорные способности. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой.
Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).

Более целенаправленным становится зрительное восприятие. Создается также предпосылка для приобретения способности производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению.

Велико участие конструирования в эмоционально-личностном становлении ребёнка - в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Педагоги дошкольных образовательных организаций не всегда проводят работу по данной теме в соответствии с условиями и особенностями детей, не учитывают дифференцированный подход к каждому ребенку, его возможности и интересы.

В педагогической и методической литературе вопрос о развитии навыков конструирования из бумаги у детей дошкольного возраста представлен в работах таких ученых, как Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и других.

Объектом исследования является процесс развития навыков конструирования из бумаги у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования является развитие навыков конструирования из бумаги у детей 6 лет в условиях детского сада.

Цель исследования: теоретическое обоснование развития навыков конструирования из бумаги у детей 6 лет в условиях детского сада.

Исходя из цели исследования можно выдвинуть следующую гипотезу: уровень развития навыков конструирования из бумаги у детей 6 лет повысится, если:

- регулярно проводить диагностику уровня развития навыков конструирования из бумаги у детей 6 лет;

- учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности данной группы;

- разработать содержание, формы, методы и приемы работы по развитию навыков конструирования из бумаги у детей 6 лет в условиях детского сада;

- вести планомерную, систематическую и целенаправленную работу по теме исследования.

Задачи исследования:

1. Дать анализ психолого-педагогической литературы по развитию навыков конструирования у детей дошкольного возраста.

2. Выявить особенности развития навыков конструирования у детей 6 лет.

3. Раскрыть содержание, формы и методы работы по развитию навыков конструирования из бумаги у детей 6 лет в условиях детского сада.

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация имеющейся литературы.

Этапы исследования:

1 этап (сентябрь 2018 – февраль 2019 г.) – поиск, анализ, систематизация имеющейся по данной теме литературы.

Предложенное исследование и его результаты могут быть внедрены в практику ДОО для подготовки воспитателями докладов к педагогическим советам, семинарам-практикумам по теме «Развитие навыков конструирования из бумаги у детей 6 лет в условиях детского сада», консультаций для родителей и т.п.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 1 главу, 3 параграфа, заключение, список использованных источников.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по развитию навыков конструирования у детей дошкольного возраста

Решение конструктивных задач – это одна из форм наглядно-действенного мышления. Поэтому проблема формирования конструктивной деятельности привлекает внимание как педагогов, так и психологов. По общему мнению, этот вид детской активности оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности. С этой точки зрения конструктивную деятельность рассматривали О.А. Вялых, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Л.А. Парамонова, Н.Н. Подьяков, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.В. Стругаева и др.

Большинство отечественных исследователей определяют конструктивную деятельность как продуктивную деятельность, в процессе которой создается определенный, заранее продуманный реальный продукт. Отмечается также, что конструирование сочетает в себе виды игровой и учебной деятельности и по своему характеру сходно с изобразительной, поскольку в нем также отражается окружающая действительность.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. А.Н. Давидчук под детским конструированием подразумевает создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) [6].

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Одним из типов детского конструирования является художественное конструирование.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, является одним из самых легких видов конструирования и заключается в том, что детям предлагают образцы построек поделок из бумаги, и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Однако, как показали исследования З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, использование образцов – это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах бумаги, овладевают техникой создания построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций [6, 11].

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.) [18]. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.

Как показали исследования Л.А. Парамоновой, данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства бумаги и др. Этот опыт формируется прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования [17].

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Как отмечает Л.А. Парамонова, успешность конструирования зависит от уровня мышления и восприятия. Чтобы построить конструкцию из бумаги, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части – детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом – со всех сторон, спереди, сбоку и т. д; особенно трудно представлять невидимые детали [17].

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской.

Согласно исследованиям С.Л. Новосёловой, в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки, кораблики и т. д.), но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения [16].

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т. д.).

По мнению А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность [13].

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Основываясь на исследованиях, проведенных в отечественной и мировой психологии, Л.В. Запорожец полагает, что развитие конструктивной деятельности создает благоприятные условия для совершенствования действий перцептивного и интеллектуального моделирования свойств и отношений предметного мира. Это происходит благодаря подключению к ориентировке в этих свойствах специальных средств познания – эталонов (обобщенных образов моделируемых объектов), существующих в общественном опыте [8].

В процессе конструирования осуществляется пространственная организация объектов (формы, положения, размера, композиционных и пространственных отношений между ними), отражаются их основные функциональные особенности. Развитие конструктивной деятельности определяется уровнем сформированности познавательных действий, являющихся необходимым компонентом практических форм мыслительной деятельности; пространственными представлениями, определяющими способность устанавливать взаиморасположение элементов; зависит от образов-представлений о моделируемых объектах в плане отражения их внешних свойств и функциональных особенностей; развития психомоторики, обусловливающей точность выполнения задуманной модели и ее устойчивость; а также планирующей функции речи.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Таким образом, можно сделать вывод, что конструктивная деятельность как особый вид психической деятельности вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования. Развитие конструктивной деятельности создает благоприятные условия для развития действий перцептивного и интеллектуального моделирования свойств и отношений предметного мира благодаря подключению к ориентировке в этих свойствах специальных средств познания – эталонов (обобщенных образов моделируемых объектов), существующих в общественном опыте.

1.2 Особенности развития навыков конструирования у детей 6 лет в условиях детского сада

По мнению Стругаевой В.В., исследование особенностей конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является актуальным на сегодняшний день, так как в настоящее время поиску резервов формирования конструктивной деятельности отводится много значения и времени в дошкольных образовательных учреждениях [20].

В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель располагает значительно большими возможностями, чем в предшествующих группах, так как дети этого возраста приобрели уже некоторый опыт.

В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова считают, что в работе со старшими дошкольниками более отчётливо ставится задача приучения детей предварительно обдумывать процесс своей деятельности: что строить, каков будет размер постройки, какой для неё понадобится материал и т.д. Умение зрительно представить будущую постройку, привлечь живые наблюдения для осуществления своего замысла, является чрезвычайно ценным качеством конструктивной и мыслительной деятельности детей этого возраста. Под влиянием обучения у старших дошкольников отчётливо выражается интерес к результату своей деятельности. Если дети среднего дошкольного возраста с большим интересом готовы многократно повторять одну и ту же конструкцию, то дети старшего дошкольного возраста по мере приобретения опыта стремятся к поделке разнообразных предметов. По-разному комбинируя материал, активно используя приобретённые навыки и приёмы конструирования, они придумывают новые поделки из бумаги. Каждая такая вещь, сделанная своими руками, радует их [21].

При планомерном обучении у детей старшего дошкольного возраста отчётливо выражается интерес к овладению самим процессом конструирования, интерес к мастерству выполнения. Они с увлечением строят, стремясь достигнуть более совершённого вида постройки; многократно повторяют одну и ту же конструкцию из бумаги, стараясь аккуратно, точно её выполнить. Легко замечают недостатки в своей работе, так и в работе товарищей, стремятся устранить их.

В конструктивной деятельности старших дошкольников, как показывает опыт, отчётливо выступает линия художественного оформления построек: колонны, арки, башни, ступени. Сооружая ту или иную постройку, они стремятся также достигнуть наибольшего сходства с подлинным предметом.

По мнению А.Р. Лурии, организация непосредственной образовательной деятельности с детьми по конструированию положительно влияет на содержание творческих конструктивных игр. Постройки детей становятся разнообразнее, содержательнее, интереснее становятся игры с ними [14].

В творческих конструктивных играх детей намечается несколько линий.

1) Когда игра носит характер подражания.

2) Дети не подражают, а изготавливают поделки, с которыми затем можно играть. Например, изготавливают животных - потом играют в зоопарк и т.д.

3) Группа конструктивных игр, которая характеризуется отсутствием игрового сюжета: основным содержанием в ней является сам конструктивный процесс [15].

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой. Практикуется как индивидуальная, так и фронтальная формы работы. Наибольший интерес к работе помогают вызвать альбомы с изображением игрушек, а также мотивирование задания (сделать закладку в подарок и т.д.).

В данном возрасте требования к качеству выполнения поделок повышаются. Иногда, смастерив поделку, ребёнок оценивает её слишком высоко. Хорошо тут же предложить ему для сравнения лучшую работу товарища или образец.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте растет интерес к конструированию, действия детей становятся более продуманными, качество поделок повышается.

1.3 Содержание, формы и методы работы по развитию навыков конструирования из бумаги у детей 6 лет в условиях детского сада

По мнению Э.К. Гульянц, в художественном конструировании из бумаги дети сами создают эстетические образы: оригинальные поделки для подарков или игр, для общего панно или картины. Дошкольники стараются придать образам большую выразительность и для этого специально нарушают пропорциональность частей (огромные уши, длинный нос), используют необычность цвета и фактуры бумаги [5].

Дорохова Е.С. выделяет разные техники работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, скручивание, оригами.

Сминание – самая простая техника, позволяющая ребёнку изменить форму бумаги и увидеть в ней целостный образ: облако, цветок, бантик, рыбку, птичку. Эти образы рождаются в рассуждениях: На что или на кого похоже? На что похоже, если повернуть и посмотреть с другой стороны? А если соединить фигурки? Смятые комочки бумаги «превращаются» в пушистых цыплят, яблоки, одуванчики, новогодние игрушки.

Разрывание и надрывание – одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто с удовольствием разрывают бумагу на кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающего мира: листок, жучок, макароны, конфета… Затем дети и сами постепенно осваивают технику: разрывают, надрывают, выщипывают кусочки бумаги, чтобы получились интересные образы – жучки, цветы, звёздочки… Из обрывных форм разной конфигурации, из бумаги разного цвета, различной фактуры дети составляют не только оригинальные поделки – птичку, рыбку, цветок, но и композиции – букет цветов, цирк, море.

Скручивание. Такой способ помогает ребёнку создавать объёмные и фактурные поделки. Чудесно получаются как цельные образы – змея, червячок, гусеница, шарфик, улитка, колосок, розочка, травинка, кукольная бижутерия, так и некоторые части поделок или изображений – косы, уши, бантики, стволы деревьев. (Квиллинг)

Разрезание и сгибание являются более сложными и одновременно более распространёнными в педагогической практике. Начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими.

Киригами и оригами. Техника киригами пришла к нам из Японии. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание её в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, всевозможные снежинки и цветы [7].

По мнению К. Лублиновской, самое сложное в работе с бумагой – конструирование по заданной теме. Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Например, вы хотите создать картину, посвященную осени. Вместе с ребенком перед конструированием, вы просматриваете готовые картины осени. Вы вместе с ребенком выбираете бумагу определенного цвета и размечаете на основе положение будущих деталей картины. В конструировании по форме нет зависимости от заготовок. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги [12].

Из бумаги можно конструировать следующие виды поделок.

Объёмные поделки - это:

- игрушки из бумажных комочков;

- игрушки из полос бумаги;

- ребристые игрушки;

- игрушки на основе конусов;

- игрушки на основе цилиндра;

- игрушки из пушистых шариков;

- игрушки-оригами и т. д.

Игрушки из бумажных комочков.

Выполняются из достаточно тонкой, но пластичной и мягкой бумаги, которая должна хорошо удерживать форму комочка после того, как ее смяли (это могут быть обычные салфетки разных цветов или гофрированная бумага). Комочки могут быть большими (целая деталь фигурки животного) или маленькими (мелкие оформительские детали, наклеенными на большую основную деталь (комочки шерсти на овечке или семечки на подсолнухе и т. д.). Из больших комочков можно сделать разных зверюшек, приклеивая дополнительно ушки, хвостик и т. д.

Игрушки из полос бумаги.

Используются разные способы превращения заготовки в объемную фигурку (склеивание полоски кольцом, петелькой, складывание гармошкой). Полоски используются как для основных деталей поделки (голова, туловище птиц, животных, людей, так и для изготовления мелких деталей (уши, хвост и т. д.).

И здесь, конечно, можно сделать столько интересного, насколько богата ваша фантазия: и цыпленка, и елочку, и снеговика, и светофор, и цветы, и различных животных и т. д.

Ребристые игрушки.

Выполняются приемом вырезания деталей из полоски, сложенной гармошкой, и склеивания поочередно половинок каждой детали. Ребристые игрушки можно использовать как елочные украшения, как атрибуты для настольного театра, который затем можно поставить вместе с ребенком. Таким способом можно сделать красивые цветы, фрукты, овощи. А какой замечательный может получиться зонтик, тучка, грибы!

Если картинки, игрушки, поделки ребёнок будет дарить близким людям, друзьям, гостям, педагогам, если детскими работами постоянно будет украшаться не только интерьер группы к любому празднику или событию (Новый год, Международный день матери, день рождения ребёнка или членов семьи и пр.), то ценность этих работ значительно возрастает. В результате такой планомерной работы дети начнут видеть всю многогранность красоты окружающего мира. А ведь красота нужна человеческой душе как воздух! Без нее невозможно представить жизнь [10].

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13), образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки [3].

А.И. Стейнберг выделяет следующие приемы обучения конструированию из бумаги в детском саду.

1. Наблюдение объекта. Цель этого приёма — сделать практическую деятельность детей более осмысленной и осознанной. В процессе исследования предмета дети анализируют взаимосвязь его формы, размера, декора с назначением в реальной жизни. Например, уловив общие закономерности, дети могут самостоятельно прийти к обобщающему выводу о том, что железнодорожный мост через судоходную реку должен быть высоким и широким, а пешеходный мостик через небольшую речушку — узким и низким. Объекты для разных возрастных групп отличаются уровнем сложности. Так, воспитанникам старшей группы можно предложить порассуждать на тему гармоничности архитектурных форм сооружений, представить себя в роли архитектора, который создаёт проект, определяет место будущего строительства, продумывает украшения и детали.

2. Показ и анализ образца. Цель — сформировать у детей алгоритм обследования предметов. Как правило, используется для изучения новых приёмов и способов конструирования. Этапы обследования:

- выделение общей характеристики объекта (грузовая машина большая, а легковая маленькая);

- распознание геометрической формы основных частей предмета (кузов напоминает прямоугольник, а кабина — квадрат, колёса круглые);

- пространственный анализ размещения частей (слева, справа, снизу, сверху);

- уточнение более мелких частей (окна, фары, детали кабины и т. д.);

- итоговые выводы по поводу общей характеристики (вот такую машину вы будете конструировать).

3. Объяснение и обсуждение способов и этапов создания поделки. Цель-дать наглядное понимание последовательности изготовления поделки в процессе наблюдения за действиями воспитателя. У малышей важно сформировать простейшие базовые приёмы конструирования на основе подражания действиям воспитателя. Старшим дошкольникам можно ставить задачи более сложные, требующие от ребёнка принятия самостоятельного конструктивного решения. Важно учить создавать замысел изделия, подбирать оптимальные способы его реализации и планировать свою работу.

4. Анализ, оценка и самооценка. Моменты, которые стоит обсудить:

- обратить внимание на способы конструирования, насколько они были удачны, какие новые приёмы были освоены;

- проанализировать изделие с точки зрения его эстетического уровня и соответствия поставленным в начале занятия задачам;

- успехи и недостатки в работе, причины ошибок и способы их исправления [19].

К. Лублиновская выделяет следующие принципы системы обучения конструированию:

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, которые развивали качества согласованности и ответственности поведения;

- взаимосвязь с ролевой или театрализованной игрой, рисованием, аппликацией и т. д., что способствует повышению уровня осознанности действий, заинтересованности, развитию творческого мышления и речи.

Индивидуализировать работу с детьми можно в двух направлениях:

- ребятам, проявляющим способности к конструированию, посещающим кружковые занятия, можно давать более сложные задания;

- детям, которым тяжело освоить программные требования в силу разных причин (у ребёнка индивидуальные особенности восприятия и работоспособности, много пропущенных занятий), целесообразнее давать задания в упрощённом варианте, который ему по силам реализовать. Такой подход поможет сохранить интерес у ребёнка к конструированию и избежать психологического травмирования [12].

Т.С. Комарова в своей методике предлагает следующие методы и приемы обучения конструированию из бумаги старших дошкольников [9].

Если на занятии при изготовлении поделки используется новый способ действия, воспитатель, во-первых, дает детям для воспроизведения поделку простой конструкции, во-вторых, подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность ее выполнения. По мере того, как дети овладели этим способом, воспитатель отходит от подробного объяснения и показа и больше использует готовый образец, обследование и вопросы. Так, при изготовлении поделок из цилиндров воспитатель не объясняет процесс изготовления самого цилиндра, так как прием изготовления детям знаком. С помощью вопросов («Из каких частей сделаны эти игрушки?», «Как свернуть полосу в цилиндр?») заставляет детей вспомнить ход работы, объясняет способы передачи позы (например, чтобы собачка сидела, ее передние лапы приклеивают немного наклонно). На другом занятии по поделке лодочки воспитатель после обследования готового образца предлагает вспомнить, как складывают квадратный лист бумаги пополам (совмещают стороны и углы). Дети должны рассказать, что надо сделать, чтобы получилась лодочка. Если они затрудняются в ответе, то воспитатель показывает или поправляет. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Например, создает маленькие композиции, объединяющие по две фигурки – лиса и зайцы, два медвежонка.

Иногда воспитатель использует в своей работе индивидуальный показ какого-нибудь нового приема, способа действия. Дети конструируют поделки на основе квадрата, круга, цилиндра, конуса, учатся конструировать по чертежам и схемам.

Конструируя поделки на основе конуса, воспитатель демонстрирует приемы изготовления конуса (круг делят на четыре части, четвертая часть вырезается, полученная форма сворачивается в конус, склеивается). Используется полный показ и объяснение способов выполнения. На основе конуса можно сделать фигурки животных, человека. Воспитатель показывает, как соединить туловище с головой.

Также в старшей группе учат конструировать поделки по схемам и чертежам. Прежде всего, нужно научить детей ориентироваться в чертеже: какие линии начерчены, где они пересекаются, какой они длины (длинные, короткие), сколько сплошных линий, сколько пунктирных. Нужно, чтобы дети показывали линию на чертеже, проводя по ней (по всей длине) пальцем, а также показывали точку пересечения линий. Следует предусмотреть усложнение чертежа: сначала это чертеж полного куба. На основе куба можно сделать множество игрушек, меняя его величину и цвет, дополняя разными деталями: мебель, фигурки животных, пирамидку, домик, корзинки двух видов, вагончики, тележку и т.п. Затем можно предложить чертеж полного параллелепипеда с квадратным основание. Он послужит основой для изготовления разнообразных конструкций. Дети должны самостоятельно «читать» чертеж: сплошная линия – разрез, прерывистая (пунктирная) – сгиб, штриховка – намазывание клеем. Воспитатель должен объяснить детям все правила выполнения поделки по чертежу. Важнейшая задача педагога – подвести детей к обобщению: на основе полученного из чертежа куба, брусочка, кирпичика (полых и закрытых форм) можно сделать разнообразные игрушки.

Таким образом, при обучении конструированию из бумаги старших дошкольников, воспитатель использует следующие методы и приемы обучения:

- обследование объектов изображения

- анализ образца (серии образцов), выполненного педагогом;

- показ и объяснение действий;

- анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю, анализ несовершенной поделки (выявление типичных ошибок);

- педагогическая оценка, или анализ продуктов детской деятельности;

- игровые приемы;

- эвристический и исследовательский методы [9].

По мнению З.М. Богуславской, к этапам формирования самостоятельного творческого конструирования относятся следующие.

1. Обучение нескольким опорным и довольно простым способам конструирования (для каждого возраста), благодаря комбинации которых можно создавать разнообразные поделки. Изучение общих приёмов производится с использованием игровых моментов и словесных методов в стихотворной форме.

2. Задания проблемного характера, которые направлены на переориентацию детей с получения конечного результата (поделки) на поиск способов и средств создания новых образов с использованием знакомых приёмов:

- для младших дошкольников — прямое применение освоенного способа в новых условиях;

- для старших дошкольников — трансформация знакомого приёма в новых условиях.

3. Самостоятельное конструирование новых интересных поделок по оригинальному замыслу [4].

В качестве мотивирующего приёма чаще всего используется художественное описание образа в словесной форме с целью активизации внимания, пробуждения интереса, рождения благоприятного эмоционального настроя, стимулирующего активность детей. В начале занятия рекомендуется создать игровую ситуацию, стимулирующую создание поделки. Например, в группу приходит письмо от сказочного героя, который просит ребят помочь ему справиться с какой-то проблемой.

Для старших дошкольников можно, например, рассказать сказку «Птица счастья».

После рассказа интересной истории, воспитатель предлагает смастерить птичек из бумаги.

Также для развития конструктивного мышления у старших дошкольников целесообразно проводить различные игры, представленные в ПРИЛОЖЕНИИ 1 [19].

Таким образом, существуют различные приемы обучения конструированию из бумаги старших дошкольников. Основной задачей обучения является формирование независимого творческого конструирования, проявляющегося в умении самостоятельно изготавливать оригинальные образы, изобретать нестандартные способы, находить необычные решения, комбинировать изученные приёмы, выбирать материал по цвету, форме.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторы исследования убедились в актуальности темы. Дейс<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: