Рассмотренными выше типами, разумеется, не ограничивается богатство тактических приемов. Поэтому приглашаю Вас на своеобразную экскурсию, где мы, свободно переходя от темы к теме, высыпем на доску еще пригоршню жемчужин Го.
Задача 1. Ход черных.
Ч.1 – ясный ход. Ч.3 – отличный удар, убивающий белые камни в центре.
Задача 2. Ход черных.
Как использовать камень?
1-13 – прекрасная комбинация, гасящая территорию угла.
Если на б.3 черные играют 4 сюда, то после ч.7 белые слабы с двух сторон.
Черным плохо на б.2 играть3. После 6 у белых все в порядке.
Задача 3. Ход черных.
Черные могут разрушить центр противника. Ч.1 – вступление к глубокой комбинации. Далее ч.3 – еще одна изюминка. К 17 белые в центре имеют две слабые группы.
Если на ч.1 белые играют 2 сюда, то после 5 черные захватывают два белых камня.
Если на ч.1 белые играют два сюда, то после 5 черные берут в плен четыре белых камня.
Задача 4. Ход черных.
Позиция белых явно недостроена. Нужно использовать дефекты в их позиции.Ч.1 – тэсудзи. Кажется, что после 4 у белых миаи7 и 9. Однако б.8 является единственным ответом. После ч.15 белые живут на нижней стороне и имеют слабую группу в центре.
Если на ч71 белые играют 8 сюда, то после 13 влияние черных огромно.
Задача 5. Ход белых.
Этот пример является предостережением любителям строить форму какэ-цуги. Не забывайте, что в основе ее лежит пустой треугольник. После б.5 черным нужно еще защитится в пункте “a”.
Задача 6. Ход белых.
Прием вторжения в угол великолепен. После б19 возникает ко приятное для белых.
|
Если на б.1 черные играют 2, то после 7 у черных развал.
Если на б.7 черные играют 8 сюда, то после 11 центр черных гибнет.
Задача 7. Ход белых.
После хода 5 черные захватывают камень и получают мощную стенку.
Если на ч.1 белые сыграют 2 сюда, то после варианта 3-7 черные выживают в углу.
Если черные играют 1 сюда, то вариант 2-5 приводит к менее эффективной позиции.
Задача 8. Ход черных.
1 и 3 – правильные ходы, дающие превосходную форму.
После ч.3 еще осталось атэкоми в пункт “a”, поэтому, скорее всего, белые сыграют в пункт “b”, стабилизируя свою группу.
Задача 9. Ход черных.
Ч.1 – это ход мудреца. Белые дают атари 2, черные защищаются 3. Далее белым без хода 4 не обойтись, ввиду угрозы в пункте “a”, поэтому черные заканчивают вариант в сэнтэ.
Начинающий, скорее всего, сыграет ч.1 сюда. Последуют ходы белых 2 и 4 и следовательно черные заканчивают в готэ. Кроме того, они потеряли угрозу в пункте”a”.
Задача 10. Ход черных.
Б.2 – фундаментальный ход. После ч.5 белые получают хорошую форму в сэнтэ.
Если белые играют 1 сюда, то после ч.2 они должны добавить ход в 4.
Если белые играют тэнуки, то после варианта 4-9 черные разрушают территорию белых в сэнтэ.
Задача 11. Ход черных.
Четыре черных камня в центре спасаются. После атари 1 ч.3 является правильным ходом.
Если белые играют 4, то ч.5 создает защелку.
Если на ч.3 белые играют 4 сюда, то спасти белые камни слева не удается из-за варианта 5-11. Черные нельзя 3 играть в 5 из-за удара белых в 7.
|
Задача 12. Ход белых.
Б.1 и 3 – искусное тэсудзи.
Если черные играют 4 сюда, то после варианта 5-11 белые отрезают три черных камня.
Белым нельзя играть 3 в 5. После хода в 3 у черных возникают точки миаи: разрезать в 4 или в 7.
Если на б.1 черные сыграют 2 сюда, то после б.5 черные не могут играть в пункт “a” из-за дамэзумари.
Задача 13. Ход черных.
Черным нужно выйти из угла. Кэйма 1 является обычным способом.
Если белые попытаются порезать 2 и 4, то после 7 черные захватывают два белых камня.
Если на ч.1 белые играют 2 сюда, то после 3-5 черные вновь захватывают три белых камня.
А чем хуже ноби 1? Черные выползают, не давя на соседнюю, белую группу. После 8 нужно ответить 9 из-за атари белых на черную группу.
Задача 14. Ход черных.
Ч.1 – правильный ход. После 5 черные аккуратно выходят в центр.
Если 2 играть в пункт”a”, то после обмена 3-4 черные играют в пункт “b”, угрожая заесть два белых камня.
Играть кэйма 1, как в предыдущей задачи, на сей раз будет невыгодно. После варианта 2-4 черные будут заблокированы на центр.
Задача 15. Ход черных.
Черные могут спасти свои окруженные камни. Ч.1 является кадо-тоби тэсудзи. После 13 черные убегают в центр благодаря угрозе в пункте “a”.
Если на ч.1 белые играют 2 сюда, то после варианта 3-9 черные соединяются.
Задача 16. Ход черных.
Любопытный пример отрезания. Черный используется наилучшим образом. После 15 черные живут с двух сторон.
|
Если черным не нравится то, что противник выживает в углу, они могут видоизменить дзесэки. После 8 белые получают плотность на нижней стороне, а черные имеют угол.
Ч.1 – пресный ход. Белые получают больше.
Задача 17. Ход черных.
Цукэ-ноби дзесэки – частый гость в форовом Го. Б.4 сыгран не по дзесэки. По дзесэки надо играть в пункт “a”. Тем не менее, этот пример взят из партии Мэйдзина Хонинбо Сюсэя. Ч.5 напрашивается, чтобы на цуги белых ответить в пункт”b” и будет все в порядке. Но белые задумали опровержение. После варианта 6-14 получился размен.
Рассмотрим вариант, когда на б.8 черные играют 9 сюда. Так играть черным лучше. Может показаться, что ч.15 надежнее сыграть в 16, защищая угол. Но и после 17 он стабилен.
Если белые сыграют 1 в надежде ворваться в угол, то черные хладнокровно сыграют сагари 2 и на б.3 сыграют тэсудзи 4.После ч.10 все белые камни в углу будут захвачены.
Задача 18. Ход белых.
И здесь нозоки наталкивается на неожиданный контрудар 2! Ч.10 обычно играют мягче – в пункт “a”, но здесь ко после хода белых в пункт ”b” не страшно, ввиду большой ответственности белых.
Если на б.1 черные играют 2 сюда, то после варианта 3-7 белые получат великолепное влияние.
Если на ч.2 белые сыграют 3 сюда, то черные ходом 4 получают отличную форму.
Задача 19. Ход черных.
Сложный вариант 1-19 заканчивается сэмэай, в котором черные побеждают в один ход.
Если на ч.7 белые сыграют 8 сюда, то после варианта 9-17 они падают.
Не помогает и такой б.6. После 17 черные выигрывают сэмэай.
После б.3 черным лучше 4 играть сюда, В результате белые живут в углу, а черные отрезают два белых камня на правой стороне.
Задача 20. Ход белых.
Типичный пример вторжения. После 9 белые живут в углу в готэ.
Если на б.3 черные играют 4 сюда, то после 7 белые отрезают два белых камня.
Вяло играть б.1 сюда. После 4 черные спасают два камня и сохраняют угол.