История развития спортивных игр в Республике Беларусь (на примере баскетбола, волейбола, гандбола, футбола).




Появление волейбола на белорусской земле относится к концу 20-х годов прошлого столетия. В это время были сформированы секции по волейболу в г. Минске и областных центрах. Среди зачинателей игры в нашей республике были артисты театра имени Янки Купалы. Уже в 1932 г. в Могилеве началось регулярное проведение соревнований по волейболу. До начала Великой Отечественной войны (1940 г.) в Беларуси волейболом занималось более 50 тыс. человек. С 1934 г. начинают проводиться первенства республики, а годом раньше мужская и женская команды г. Минска приняли участие в I чемпионате СССР, называвшемся в те годы Всесоюзным волейбольным праздником. В послевоенные годы центром волейбольной жизни в Минске были парк культуры и отдыха им. Горького, а затем площадки при входе на стадион «Динамо» и стадион ручных игр «Спартак». с 1950 года стал разыгрываться Кубок СССР, организовывались всесоюзные и республиканские чемпионаты и первенства ДСО и ведомств. В послевоенные годы право выступления в чемпионате СССР от Беларуси получили женская и мужская команды «Большевик» Минск (1947 г.). Наибольшего успеха на клубном уровне добилась женская команда «Коммунальник» г. Минск, которая дважды становилась бронзовым призером чемпионата СССР в 1986 и 1987гг., а в 1987 году стала обладателем Кубка обладателей кубков Европейской конфедерации волейбола. Белорусский волейбол воспитал плеяду известных мастеров: И. Горбатюк, Т. Степанова, Т. Шаповалова, Н. Козлова, И. Брюзгина, А. Тетерина, И. Ярковенко и В. Алекно. В 1992 году после распада СССР, Белорусская федерация волейбола вошла в состав Европейской конфедерации и признана Международной федерацией волейбола. В женском чемпионате доминировала команда «Амкадор» из Минска, которая была бессменным чемпионом с 1992 по 1999 год, в мужском - волейболисты «Коммунальника» г. Гродно (1997, 1999). После 2000 года появились первые медальные результаты, молодежная команда девушек стала бронзовым призером Чемпионата Европы в 2002 и 2003 годах, впервые в истории приняла участие в финальном турнире молодежного чемпионата Мира и заняла 7 место (2003 г.).

66. судейство в спорт. Играх (гандболе) На каждую игру назначаются два судьи с равными правами. Им оказывают помощь секундометрист и секретарь. Судьи осуществляют наблюдение за поведением игроков с момента их прибытия на место соревнования и до их убытия. Перед началом матча судьи проверяют состояние игровой площадки, ворот и мячей, они решают, какой будет использоваться мяч.Судьи также проверяют, чтобы форма обеих команд соответствовала правилам. Они проверяют протокол матча и экипировку игроков. Они также проверяют количество игроков и официальных лиц в зоне замены в соответствии с принятыми ограничениями, а также присутствие и подпись в протоколе матча "официального лица" каждой команды. Все нарушения должны быть устранены. Жеребьевка проводится одним из судей, в присутствии другого судьи и капитанов обеих команд.В начале игры один из судей занимает позицию "судьи в поле" позади команды, которая получила право на начальный бросок. Судья в поле начинает игру по свистку на начальный бросок.Как только другая команда перехватывает мяч, этот судья занимает позицию за пределами наружной линии ворот теперь уже защищающейся команды.Другой судья в начале игры занимает позицию "судьи у линии ворот" за наружной линией ворот первоначально защищающейся команды. Когда эта команда перехватывает мяч, он становится судьей в поле.Во время игры судьи должны время от времени меняться сторонами площадки.В принципе, вся игра должна проводиться одними и теми же судьями.Они обязаны следить за соблюдением правил игры и наказывать за их нарушения. Если один из судей не сможет закончить встречу, второй судья продолжает игру один.Если оба судьи фиксируют нарушение правил и согласны относительно команды, которая должна понести наказание, но их мнения различны по степени строгости наказания, то всегда принимается более строгое наказание.Если оба судьи фиксируют нарушение правил или, если мяч покинул игровую площадку, и оба судьи имеют разные мнения относительно того, какой команде должен быть отдан мяч, то принимается совместное решение, достигнутое после консультаций друг с другом. Если им не удается достичь соглашения, то принимается решение судьи в поле.Тайм-аут обязателен. После консультаций друг с другом судьи показывают нужный жест, и после свистка игра возобновляется. Оба судьи несут ответственность за счет голов.Кроме того, они фиксируют предупреждения, удаления, дисквалификации и исключения.

Оба судьи отвечают за контроль игрового времени. При возникновении разногласий в правильности отсчета времени судьи принимают совместное решение. Судьи несут ответственность за правильное заполнение протокола матча после игры.Судьи имеют право прерывать или прекращать игру.Необходимо использовать все возможности продолжить игру, прежде чем принять решение на ее прекращение.Черный цвет является приоритетным для судейской формы.

67. Сп трен в предсор пер задача этапа предсоревновательной подготовки — становление спортивной формы, достижение сыгранности между игроками.На нее отводится 50—55% всего времени занятий. Совершенствуются тактические системы игры в защите и нападении, проводятся учебные игры и товарищеские встречи, тренировки строятся по микроциклам, по структуре близким к соревновательным. Уменьшается объем и увеличивается интенсивность нагрузки.В структуре микроцикла важно чередовать величину нагрузки и преимущественную направленность занятий: например, первый и второй дни — объем нагрузки средний, интенсивность большая; основная направленность — развитие быстроты или силы; третий день — малая нагрузка, основная направленность — работа над техникой и тактикой; четвертый день — большая нагрузка, основная направленность — развитие быстроты и выносливости; пятый день — малая или средняя нагрузка, основная направленность — работа над техникой и тактикой; шестой день — максимальная нагрузка, основная направленность — развитие общей и специальной выносливости.В физической подготовке преобладает развитие специальных качеств, на нее отводится 20—25% общего времени занятий. В технической подготовке акцентируется внимание на точности, умении выполнять приемы на большой скорости и в сложных условиях. На этот раздел подготовки отводится 30—35% времени.

68. Учет в тренировке юных спортсменов Осуществляя физическое воспитание, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья занимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. К учету предъявляется ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота и наглядность. В учебно-тренировочном процессе применяются следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, учебного года). В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемость занятий; пройденного материала и выполнение объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся. Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы. Эти данные подвергаются систематическому анализу, творческому осмыслению и обобщению и должны использоваться в будущей работе. Именно на такой основе внедрения нового возможны постоянное улучшение качества учебного процесса, обогащение его средств и рационализация методики. Тренер-преподаватель обязан заполнять следующую документацию:1.Журнал учета групповых занятий 2. Учебную документацию по планированию учебно-тренировочной работы:-группы спортивного совершенствования (весь этап подготовки 1-3 год обучения):а)перспективный план на 4 года б)годовой план в)месячный план г)поурочное планирование (конспект занятия)д)индивидуальный план подготовки 3. Учебные контрольные программы 4. Личные дела обучающихся 5. План-учет воспитательной работы с обучающимися 6. Учет инструктажей по технике безопасности с обучающимися

69. Под тактикой баскетбола следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником. В зависимости от положений игры и беспрерывно изменяющейся обстановки команда должна применять наиболее целесообразную тактику. Чем разнообразнее тактика команды, тем больше у. нее шансов на успешные выступления. Для ведения борьбы игроки применяют тактические комбинации и индивидуальные тактические действия.В процессе игры в баскетбол происходит беспрерывное чередование между игрой в защите и игрой в нападении. С момента овладения мячом одним из игроков команды вся пятерка переходит в нападение и стремления игроков направлены к тому, чтобы прорвать оборону противника и добиться результата. С момента потери мяча команда целиком переходит к обороне и каждый игрок стремится возможно скорее овладеть мячом, не дав забросить его в свою корзину. Таким образом успех команды зависит от качества игры и в нападении и в защите. Поскольку вся игра складывается из действий каждого из пяти участников команды, описание тактики начинается с индивидуальных действий игрока в защите и в нападении. Под индивидуальными тактическими действиями игрока понимаются его преднамеренные действия, выражающиеся в выборе места на площадке, в непосредственной борьбе с противниками (в пределах правил игры) и в обманных действиях.

Тактические комбинации: Передача в парах, в тройках

70. Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4): специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физи­ческого воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Специфические методы физического воспитания: 1) методы строго регламентированного упражнения;2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).С помощью этих методов решаются конкретные задачи, свя­занные с обучением технике выполнения физических упражне­ний и воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы методы физического воспитания:1) словесные методы;2) методы наглядного воздействия.

В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, кото­рые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:1) этап начального разучивания (ознакомительный, первичного разучи­вания движения);2) этап углубленного разучивания (формирования двигательного умения, углубленного детализированного разучивания);3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).

71.Классификация физических упражнений по преимущественному воздействию их на физические качества человека. По этой классификации физические упражнения подразделяются на четыре группы.

Первая группа – скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, легкоатлетические метания, стартовые ускорения и т. д.).

Вторая группа – циклические упражнения с субмаксимальной, большой и умеренной интенсивностью (средние, длинные и сверхдлинные дистанции). К этой группе относятся: легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, бег на лыжах, на коньках, гребля, велоезда и т. д.). Третья группа – сложнокоординационные упражнения, требующие проявления, главным образом, координационных способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т. д.). Четвёртая группа – виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий. Четвёртая группа подразделяется на две подгруппы:• Единоборства (все виды борьбы, бокс, фехтование).• Спортигры (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и т.д.). Классификация бросков корзину (Портнов Ю.М., 1997) выглядит следующим образом:1) броски двумя руками; броски одной рукой;2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:5) по расстоянию: дальние, средние, ближние

6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

72. Спортивные игры включают в себя занятия по баскетболу, волей­болу, футболу, ручному мячу (гандболу). В течение всего срока обучения в профессиональном училище учащиеся должны овла­деть техникой и тактикой одной из спортивных игр. Выбор спортив­ной игры зависит от условий, которыми располагает учебное за­ведение, специализации преподавателя и желания учащихся. Ре­комендуется принимать во внимание профессионально-приклад­ную значимость спортивной игры. В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортив­ной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культи­вирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость;повышают эмоциональность, способствуют привитию.интереса к фи­зическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективиз­ма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные инте­ресы интересам коллектива и другие качества. Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разде­лам физического воспитания. Одна из главных задач общей физиче­ской подготовки в профтехучилищах - воспитание и всестороннее развитие у учащихся физических качеств. Средствами развития ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (перетаскивание пред­метов, переступание через предметы), всевозможные метания, уп­ражнения, требующие высокой координации движений. Полезны также упражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег с преодолением.препятствий, равновесие, перелезания и др.). Осо­бое значение для развития ловкости имеют спортивные игры и гим­настические упражнения. Формами физического воспитания в режиме учебного дня яв­ляются учебные занятия, проводимые по расписанию училища, сасостоятельные занятия по заданию преподавателя и.производствен­ная гимнастика

73. Средства физического воспитания Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы. Физические упражнения — это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы. Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена, соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

74 Роль спортивных игр. с их помощью достигается цель — формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой, во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне — от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений); в-четвертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все равны — «и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.

Основными характеристиками спортивных игр являются то, что они в отличие от подвижных игр развивают не только основные группы мышц, но и в целом многие другие незаменимые для человека качества, такие как ловкость, выносливость, моторику, физическую силу. Каждая спортивная игра улучшает у занимающихся определенные показатели. Помимо физических качеств спортивные игры способствуют развитию таких «нефизических» качеств как логика, быстрое реагирование на сложившуюся ситуацию, то есть, короче говоря, развивают человека умственно. Занятия спортивными играми совершенствуют подвижность нервных процессов. Игровая деятельность требует быстрых, координированных и точных движений.

75. Назначение нападающего удара определяется самим его названием. Значи­тельная высота волейбольной сетки требует выполнения завершающих ударов в прыжке. В связи с этим результативность нападающих ударов зависит от высоты прыжка нападающего, владения техникой, а также уровня тактической и мораль­но-волевой подготовки. Помимо прямого нападающего удара «по ходу» различают боковой нападаю­щий удар, удар с переводом и обманные удары. Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с противником. Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов приводит к тому, что волейболист, играющий в нападении, может быть легко нейтрализован, так как бло­кирующие быстро приспосабливаются к манере его игры. Известно, что нападающий удар в волейболе наиболее трудно поддается обу­чению. Это связано с тем, что для его выполнения необходимо обладать хороши­ми физическими данными, а также уметь совместить выполнение ряда сложных по смысловой и двигательной задаче действий - таких, как разбег, который следует постоянно согласовывать с летящим мячом, выбор места отталкивания, прыжок с замахом для удара и удар по летящему мячу в наивысшей точке прыжка. На начальном этапе подготовки следует прежде всего научиться технике выпол­нения наиболее типичных ударов и, в первую очередь, прямому нападающему уда­ру (по ходу), для чего нужно поработать над развитием прыгучести, скорости, лов­кости, быстроты и других специальных качеств волейболиста. Здесь уместно напомнить волейболистам, что наряду с выполнением большо­го объема прыжковых упражнений не нужно забывать о правильном приземле­нии. Не следует приземляться на пятки почти выпрямленных ног (жесткое призем­ление), так как это приводит к частому травматизму. При выполнении прямого нападающего удара «по ходу», следует обратить внимание на правильный выход к мячу. Разбег короткий (3-4 шага), но энергичный. Прыжок максимальный, направлен вертикально вверх, соразмерен по времени с полетом мя­ча. Разбег и прыжок выполняются слитно. Для этого лучше несколько задержать­ся на исходной позиции, а затем, постепенно ускоряясь, быстро разбежаться, пры­гнуть и нанести удар. Не следует засиживаться перед прыжком и залезать под мяч.Самое важное - понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее следует оп­ределять его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесоо­бразное для каждой игровой ситуации решение.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: